Файл: Основное внимание при проведении ситуационного анализа уделяется изучению положения предприятия в ее фирменной среде:знание состояния рынка, учет поведения потребителей, оценка реакции предприятия на дей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ динамики структуры доходов (рис.2) показывает, что стабильное снижение нефтегазовых доходов в период 2014-2016 годы обусловлено снижением стоимости нефти, цена которой снижалась с 97,6 долл.США/барр в 2014 году, 51,2 долл.США/барр в 2015 году и 41,7 долл.США/барр в 2016 году.

Рис. 2. Динамика структуры доходов за 2014-2016 год

Рост ненефтегазовых доходов, по мнению Российской газеты[3] , преимущественно связан с поступлением Анализ динамики структуры доходов (рис.2) показывает, что стабильное снижение нефтегазовых доходов в период 2014-2016 годы обусловлено снижением стоимости нефти, цена которой снижалась с 97,6 долл.США/барр в 2014 году, 51,2 долл.США/барр в 2015 году и 41,7 долл.США/барр в 2016 году.

Рис.3. Структура нефтегазовых доходов федерального бюджета РФ в 2016 году

Основную долю (58%) нефтегазовых доходов в федеральном бюджете 2016 года составляют налоги на добычу полезных ископаемых (рис.3). Причем 83 % НДПИ за 2016 год составляют НДПИ на нефть, 13% - на газ природный горючий, 4% - на газовый конденсат.

Рис.4. Структура ненефтегазовых доходов федерального бюджета РФ в 2016 году

В структуре ненефтегазовых доходов федерального бюджета за 2016 год (рис.4) основное место занимает НДС (53%), затем прочие ненефтегазовые доходы (27%); из которых дивиденды по акциям составили 10,7%. [4]

Основная часть поступлений доходов федерального бюджета в 2016 году по данным Минфина РФ обеспечена поступлениями по следующим главным администраторам: Федеральной налоговой службе (51,5%), Федеральной таможенной службе (32,7%), Министерству финансов РФ (3,3%), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (7,1%). На долю указанных администраторов доходов в 2016 году приходится 94,6%.

Основные изменения законодательства, вступившие с 01.01.2016 года, повлиявшие на поступление доходов федерального бюджета в 2016 году:

  • повышение базовой ставки НДПИ на нефть до 857 рублей за тонну («налоговый маневр»)
  • введение повышающего коэффициента к ставке НДПИ на газовый конденсат в размере 5,5 раза (с 42 до 231 рубля за тонну) («налоговый маневр»)
  • изменение расчета ставки НДПИ на газ и газовый конденсат для налогоплательщиков, являющихся собственниками Единой системы газоснабжения
  • сохранение предельной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть на уровне 42% («налоговый маневр»)
  • изменение по сравнению с 2015 годом ставок вывозных таможенных пошлин на: «темные» нефтепродукты с 76% до 82%; дизельное топливо с 48% до 40%; бензины прямогонные с 85% до 71%; бензины товарные с 78% до 61%; прочие «светлые» нефтепродукты с 48% до 40%; («налоговый маневр»)
  • изменение норматива распределения суммы ввозной таможенной пошлины для Российской Федерации с 86,97% до 85,32% в связи с присоединением Республики Армения и Республики Кыргызстан к Договору о Евразийском экономическом союзе
  • изменение средневзвешенной ставки импортного тарифа (с 6,26% до 6,1%)
  • снижение средних ставок вывозных таможенных пошлин на прочие экспортные товары
  • увеличение ставок утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси на 65% и введение утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним
  • изменение специфических ставок акцизов по подакцизным товарам (на табачную продукцию, автомобили легковые, вина, бензол, параксилол, ортоксилол и авиационный керосин), а также изменение коэффициентов, применяемых к налоговым вычетам по бензолу, параксилолу, ортоксилолу (с 2,88 до 2,84) и авиационному керосину (с 2,0 до 1,84)
  • индексация ставок водного налога и платы за пользование водными объектами в 1,32 раза (к ставкам, действовавшим в 2014 году)
  • индексация ставок платы за использование лесов в 1,04 раза
  • установление норматива перечисления в доходы федерального бюджета 90% прибыли Центрального банка Российской Федерации
  • сохранение до конца 2016 года нормы в отношении зачисления в федеральный бюджет доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Таким образом, анализируя указанные выше факту, можно проследить четкую взаимосвязь налогового законодательства с ростом доходов федерального бюджета.

2.3. Анализ расходов Федерального бюджета РФ

Федеральным законом № 359-ФЗ утвержден общий объем расходов федерального бюджета в сумме 16 098,7 млрд рублей. В ходе исполнения федерального бюджета в 2016 году изменение бюджетных ассигнований осуществлялось путем внесения изменений в Федеральный закон № 359-ФЗ и сводную бюджетную роспись федерального бюджета. В 2016 году изменения бюджетных ассигнований по основаниям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2016 год», составили (+) 233,4 млрд рублей).

Предельный объем денежных средств, подлежащих использованию в 2016 году для исполнения обязательств федерального бюджета, установлен уточненной росписью – 16 636,4 млрд рублей. Исполнение расходов федерального бюджета в 2016 году составило 16 416,4 млрд рублей, или 98,7% к уточненной росписи.

В 2016 году наибольшую долю в объеме расходов федерального бюджета составили межбюджетные трансферты 4970,4 млрд.руб. (30,3%), в том числе бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (20,7%) и субъектов Российской Федерации (9,5%); закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд 4184,4 млрд.руб. (25,5%) и расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями 2631,5 млрд.руб.(16,0% общего объема расходов). Рис. 5. (Приложение 3.)

Заключение

По итогам написания курсовой работы на тему «Доходы и расходы бюджета. Бюджетная классификация» определено, что составление и исполнение федерального бюджета является основой финансового механизма социально-экономической политики. Федеральный бюджет России - главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и разрабатывается и утверждается Федеральным Собрание РФ в форме федерального закона.

По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств Российской Федерации. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны, реализации социальной политики на территории всей России, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и не производственной сферами, регионами страны.


Право Российской Федерации на самостоятельный федеральный бюджет закреплено в ст. 71 Конституции Российской Федерации, а Бюджетный кодекс Российской Федерации детально регламентирует порядок его формирования и исполнения.

Процессу составления бюджета присущи основные принципы: полнота; единство; реальность; гласность. Прозрачность бюджета, его сопоставимость обеспечивается применением бюджетной классификации.

Анализ доходной и расходной части Федерального бюджета Российской Федерации за 2016 год, позволяет сделать следующие выводы. Незначительный рост дефицита федерального бюджета в 2016 году по сравнению с 2015 годом (на 1%) обусловлен снижением поступления нефинансовых доходов, которое в вою очередь вызвано снижением стоимости нефти. Однако падение доли нефтегазовых доходов в структуре доходов федерального бюджета 2016 года компенсируется ростом доли ненефтегазовых доходов за счет поступления НДС, доходов от операций с имуществом, дивидендов от акций, таможенных пошлин, акцизов.

Расходы Федерального бюджета Российской Федерации в основном направлены на межбюджетные трансферты (30,3%); закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (25,5%) и расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями (16,0%).

Минфин и правительство возвращаются к трехлетнему бюджетному планированию: проект включает в себя параметры не только на 2017 г., но и на плановый период 2018–2019 гг. Если удастся следовать заложенным параметрам в течение всего трехлетнего периода, это сможет стать не номинальным, а реальным сигналом как для населения, так и для бизнеса с точки зрения стабильности бюджетно-налоговой политики государства. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики (ОНБП, ОННП, ОНТТП) направлены на снижение дефицита Федерального бюджета Российской Федерации.

Список литературы

  1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 года №145-РФ (ред. От 29.07.2017г)
  2. Приказ Минфина РФ от 01.07.2013 года №65н (в ред. от 06.06.2017г) «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации
  3. Федеральный закон №359-ФЗ от 14.12.2015 года «О Федеральном бюджете РФ 
  4. Федеральный закон №397-ФЗ от 22.11.2016 года «О внесении изменений в Федеральном бюджете на 2016 год»
  5. Бюджетная система Российской Федерации : учебник/ Д.В.Дементьев.— М. : КНОРУС, 2016. — 332 с
  6. Финансы и кредит : учебник / коллектив авторов ; под ред. Н.Г. Кузне- цова, К.В. Кочмола, Е.Н. Алифановой. — М. : КНОРУС, 2016. — 432 с
  7. Финансы: учебник и практикум / под ред. Л.А. Чалдаевой.- М.: Юрайт, 2015.- 429 с
  8. http://info.minfin.ru
  9. https://www.minfin.ru/common/upload/library/2017/04
  10. http://www.consultant.ru

Приложение 1

Рис. 1 Динамика основных показателей исполнения федерального бюджета в 2014-2016 годах, млрд.руб.

млрд.руб.

Показатель

2014 год

2015 год

2016 год

ВВП

79 199,7

83 232,6

85 880,6

Цена на нефть марки "Юралс", долл.США/барр.

97,6

51,2

41,7

Курс доллара США к рублю

38,4

60,7

66,9

Инфляция, %

11,4

12,9

5,4

Доходы

14 469,9

13 659,2

13 460,1

в % к ВВП

18,3

16,4

15,7

в % к закону о федеральном бюджете

101,8

103,1

100,7

в % к предыдущему году

111,3

94,2

98,5

нефтегазовые доходы

7 433,8

5 862,7

4 844,0

в % к ВВП

9,4

7,0

5,6

в % к предыдущему году

113,8

78,9

82,6

ненефтегазовые доходы

7 063,1

7 796,6

8 616,1

в % к ВВП

8,9

9,4

10,0

в % к предыдущему году

108,9

110,4

110,5

расходы

14 831,6

15 620,3

16 416,4

в % к ВВП

18,7

18,8

19,1

в % к уточненной росписи

98,5

98,5

98,7

в % к предыдущему году

111,2

105,3

105,1

дефицит(-)/профицит(+)

-361,7

-1 961,1

-2 956,3

в % к ВВП

-0,4

-2,4

-3,4

ненефтегазовый дефицит (-)

-7 768,5

-7 823,7

-7 800,3

в % к ВВП

-9,8

-9,4

-9,1

Таблица 2. Основные показатели исполнения федерального бюджета в 2014-2016 годах

Приложение 2

млрд.рублей

Наименование

Федеральный закон №359-ФЗ, млрд.руб

Федеральный закон №397-ФЗ, млрд.руб

факт

Отклонение показателей испонения федерального бюджета от

Федерального закона №359-ФЗ

бюджетных назначений

1

2

3

4

5=4-2

6=4-3

Макроэкономические показатели, учтенные при расчете доходов:

ВВП, млрд.руб

78 673,0

82 815,0

85 880,6

7 207,6

3 065,6

Цена на нефть марки "Юралс", долл.США/барр.

50,0

41,0

41,7

-8,3

0,7

Цена на газ , долл.США/тыс.куб.м.

184,9

154,7

157,4

-27,5

2,7

Курс доллара США к рублю

63,3

67,5

66,9

3,6

-0,6

объем импорта, млрд долл.США

186,4

177,6

182,3

-4,1

4,7

объем экспорта, млрд.долл.США

328,7

281,5

285,5

-43,2

4,0

ДОХОДЫ

13 738,5

13 368,6

13 460,1

-278,4

91,5

в % к ВВП

17,5

16,1

15,7

-1,8

-0,4

НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ

6 044,9

4 777,5

4 844,0

-1 200,9

66,5

в % к ВВП

7,7

5,8

5,6

-2,1

-0,2

НДПИ

3 630,3

2 818,5

2 830,0

-800,3

11,5

- на нефть

3 075,3

2 335,8

2 342,1

-733,2

6,3

- на газ горючий природный

445,4

372,7

368,2

-77,2

-4,5

- на газовый конденсат

109,6

110,0

119,7

10,1

9,7

Вывозные пошлины

2 414,6

1 959,0

2 014,0

-400,6

55,0

- на нефть сырую

1 197,3

1 018,9

1 030,8

-166,5

11,9

- на газ природный

476,3

484,8

536,5

60,2

51,7

- на товары выработанные из нефти

741,0

455,3

446,8

-294,2

-8,5

НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ

7 693,6

8 591,1

8 616,1

922,5

25,0

в % к ВВП

9,8

10,4

10,0

0,2

-0,4

Связанные с внутренним производством

3 543,0

3 724,7

3 780,6

237,6

55,9

НДС на товары,ввозимые на территорию РФ

1 817,1

1 910,2

1 913,6

96,5

3,4

Акцицы на товары, ввозимые на территорию РФ

58,1

56,8

62,1

4,0

5,3

Налог на прибыль

426,3

464,8

491,0

64,7

26,2

Связанные с импортом

2 433,5

2 508,7

2 539,6

106,1

30,9


Продолжение Таблицы 3 (приложение 2)

1

2

3

4

5=4-2

6=4-3

НДС на товары,ввозимые на территорию РФ

1 817,1

1 910,2

1 913,6

96,5

3,4

Акцицы на товары, ввозимые на территорию РФ

58,1

56,8

62,1

4,0

5,3

Ввозные таможенные пошлины

558,3

541,7

563,9

5,6

22,2

Прочие ненефтегазовые доходы, из них:

1 717,1

2 357,7

2 295,9

578,8

-61,8

Дивиденды по акциям, пренадлежащим РФ

140,5

899,9

919,0

778,5

19,1

Доходы по остаткам средствна счетах федерального бюджета и от их размещения, кроме средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния

48,1

65,1

84,9

36,8

19,8

Дотация на сбалансированность, передаваемая федеральному бюджету из бюджета Федерального фонда обязательного медицинсокого страхования

91,2

91,2

-91,2

-91,2

Межбюджетные трансферты, передаваемые федеральному бюджету на финансовое обеспечение и софинансирование оказания высокотехнологичной медицинской помощи

96,7

96,7

94,4

-2,3

-2,3

Таблица 3. Основные показатели федерального бюджета по доходам за 2016 год.[5]

Приложение 3

Рис.5. Структура расходов федерального бюджета РФ в 2016 году

    1. Финансы и кредит : учебник / коллектив авторов ; под ред. Н.Г. Кузне- цова, К.В. Кочмола, Е.Н. Алифановой. — М. : КНОРУС, 2016. — 432 с, стр 27

    1. Бюджетная система Российской Федерации : учебник/ Д.В.Дементьев.— М. : КНОРУС, 2016. — 332 с, стр 117

  1. Российская газета - Федеральный выпуск №6856 (285)

  2. https://www.minfin.ru/common/upload/library/2017/04

  3. http://info.minfin.ru