Файл: Система органов местного самоуправления (СИСТЕМА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что местное самоуправление, осуществляемое на всей территории Российской Федерации, составляя одну из важнейших основ конституционного строя, способную обеспечить эффективное и одновременно приближенное к гражданину и местным условиям управление, является одной из главных функций государства, его федеральных и региональных органов государственной власти. Государство и все ветви государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная - как на федеральном уровне, так и на региональном, исполняя Конституцию Российской Федерации[1], обязаны создавать необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления. Особенно большое значение в современный период приобретает проблема взаимодействия государства и местного самоуправления, теоретического осмысления различных аспектов этого взаимодействия и воплощения их в законодательную практику.

Таким образом, решение задач, стоящих перед государством, невозможно без последовательного совершенствования системы власти в государстве, в том числе уточнения компетенции властных уровней, упорядочения межбюджетных отношений, формирования механизмов эффективного контроля за деятельностью органов власти. Конкретные полномочия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в области местного самоуправления закреплены в ФЗ № 131 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В них дан исчерпывающий перечень полномочий[2].

Степень разработанности темы. Вопросам местного самоуправления, в том числе и системе органов посвящены работы: С.А. Авакьяна, О.Е. Кутафина, В.И. Фадеева, А.А. Сергеева, Н.В. Постового, В.Г. Игнатова, Е.С. Шугриной, В.И. Васильева, И.В. Выдрина, Ю.А. Дмитриева и др.

Цель курсовой работы – проанализировать систему органов местного самоуправления в Российской Федерации.

Объектом курсовой работы является местное самоуправление как составляющая современного государства и институт народовластия.

Предметом курсовой работы выступает система органов местного самоуправления в Российской Федерации.


Исходя из поставленных целей, можно выявить следующие задачи курсовой работы:

  1. Изучить теоретические аспекты системы органов местного самоуправления в России;
  2. Рассмотреть структуру органов в системе местного самоуправления;
  3. Выявить структуру и функции представительного органа муниципального образования.
  4. Определить правовой статус главы муниципального образования.
  5. Изучить ососбенности местной администрации и главы администраци, а так же иных органов местного самоуправления.

В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования: изучение научной литературы; анализ нормативно-правовой базы; анализ и обобщение отечественной практики.

Структура. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ

1.1. Органы местного самоуправления Российской Федерации: понятие и сущность

Органы местного самоуправления – выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти[3].

Органы местного самоуправления особое место в демократической системе управления обществом и государством. Такое расположение определяется тем фактом, что наличие органов самоуправления обеспечивает децентрализацию административной системы с учетом правовых и других местных традиций; наилучшим образом защищает интересы населения[4].

«Однако органы местного самоуправления – это не только способ децентрализовать управление, но и способ организовать и осуществлять местную власть, предоставляя гражданам независимые решения местных жизненных проблем и организационную изоляцию управления местными делами в системе сообщества и государственного управления.[5]


По мнению Н.В. Постовой, В.В. Таболина, Н.Н. Черногор «во-первых, органы местного самоуправления организационно обособлены, имеют свою самостоятельность. Они не являются составной частью, структурным подразделением государственного механизма управления. Органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов власти. Во-вторых, органы местного самоуправления, как правило, избираются непосредственно населением, проживающим на соответствующей территории на основе демократических начал. В-третьих, органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В-четвертых, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае их деятельность подконтрольна государству. В-пятых, деятельность органов местного самоуправления носит властный характер, поскольку они выступают одной из форм реализации власти народа. Принятые ими в пределах своих полномочий акты обязательны на территории местного самоуправления для всех предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан, общественных объединений. В-шестых, близость органов местного самоуправления к населению и зависимость их структуры от его потребностей и взглядов позволяет с большей эффективностью, нежели при жестко централизованной системе государственного управления на местах, обеспечивать учет потребностей и интересов населения»[6]. Органы и должностные лица местного самоуправления являются основным звеном в системе местного самоуправления. Они осуществляют разнообразную деятельность по реализации задач и функций местного самоуправления.

«Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» «органы местного управления обладают собственной компетенцией в решении местных проблем в соответствии с уставами муниципалитетов. Они управляют коммунальной собственностью, формулируют, утверждают и исполняют местные бюджеты, устанавливают местные налоги и сборы, защищают общественный порядок и решают другие вопросы местного значения»[7].

По мнению С.В. Чаннова, «органы местного самоуправления организуют выполнение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, правовых актов субъектов Российской Федерации. Они поддерживают федеральные органы государственной власти на своей территории, а органы государственной власти штатов Российской Федерации координируют деятельность территориальных органов государственного сектора»[8].


Ю.В. Агибалов приходит к мнению, что «названия органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом национальных, исторических и других местных традиций»[9].

Лица, занимающие должности в муниципальных органах, являются муниципальными служащими. Правовое регулирование коммунальной службы, включая требования к должностям, статусу муниципального работника, условиям и порядку выполнения коммунальной службы и управления службой, регулируется уставом муниципалитета в соответствии с законы субъектов Российской Федерации и федеральные законы[10].

Органы местного самоуправления принимают (принимают) законодательство по вопросам, относящимся к их юрисдикции. Название и тип актов местных органов власти, полномочия принимать эти акты, порядок их принятия и их вступления в силу изложены в уставе муниципалитета.

Так, Е.С. Шугрина пишет, что название местного самоуправления в соответствии с законом определяется уставом муниципалитета с учетом национальных, исторических и других местных традиций. Наиболее распространенными являются: в городах - городские советы, в районах, улусах, аймахах, волостях, сомонах и других муниципалитетах - собрания представителей, собрания депутатов, хуралы, депутатские советы, муниципальные советы, земские собрания, волостные администрации.[11].

В.И. Васильев считает, что в системе местного самоуправления первое место занимает представительный орган местного самоуправления, состоящий из депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы депутатов представительных органов муниципального самоуправления проводятся в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации о выборах[12].

На территории муниципального образования присутствие выбранного представителя обязательно. В этом контексте представляют интерес такие муниципалитеты, как города с региональным делением. Представители и государственные служащие избираются в городах республиканского, областного и областного значения на территории городских территорий. В ряде регионов представители в городских округах не избираются, а деятельность местного самоуправления возглавляют официальные главы администрации[13].


Таким образом, «органы местного самоуправления избираются, и другие органы имеют право решать вопросы местного значения и не участвуют в системе органов власти. Полномочия представительного органа включают полномочия, независимо определяемые каждым муниципалитетом на основе собственных представлений о наиболее подходящих подходах к разграничению предметов компетенции и функций между различными органами и должностными лицами местного органа власти.

1.2. Принципы организации и деятельности органов местного самоуправления

У каждой деятельности в основе лежат свои принципы. Принципы организации и деятельности органов местного самоуправления прописываются в современном российском законодательстве.

Они различают следующие принципы: демократический характер организации и деятельности местных органов власти; Разделение властей; территориальная организация местного самоуправления; автономия органов местного самоуправления; решающий характер деятельности местных органов власти.

Принцип демократического характера характеризует содержания этих органов. Эти органы должны быть сближены с населением того или иного субъекта, должны представлять их интересы, а также решать различные вопросы, которые возникают у населения муниципального образования.

Следующий принцип - это разделения властей. Данный принцип прописан в Конституции РФ, а именно в статье 10. Это самый главный принцип организации и деятельности государственных органов. По нему каждый государственный орган не может выйти за рамки полномочий, которые установлены в российском законодательстве. Если государственные органы действуют в пределах этих полномочий, то он не нарушают систему, и могут взаимодействовать друг с другом. Это надо для того что бы обеспечить демократическое развитие общества[14].

Далее у нас идет принцип территориальной организации органов местного самоуправления. Он прописан в части 1 статьи 131 Конституции РФ[15]. Этот принцип гласит, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и других районах с учетом исторических и других местных традиций. Это означает, что Конституция Российской Федерации признает городские и сельские поселения в качестве основы местного самоуправления и позволяет осуществлять местное самоуправление в других областях[16].