Файл: Система органов местного самоуправления (СИСТЕМА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принцип независимости или принцип изоляции местных органов власти также основан на Конституции Российской Федерации. Он утверждает, что местное самоуправление является независимой формой демократии. Закон об общих принципах организации местного самоуправления содержит основные гарантии обеспечения независимости местных органов власти при решении вопросов местного значения.

И последний принцип организации деятельности - это принцип властного характера деятельности органов местного самоуправления. Он отражается в ст. 7 Закона об общих принципах организации местного самоуправления. Там говорится то что[17]:

  • муниципальные правовые акты, которые приняты органами местного самоуправления, обязательны в исполнении во всем муниципальном образовании;
  • за неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

А.С. Прудников обращает внимание на то, что «органы местного самоуправления как субъекты управления муниципальным хозяйством классифицируются по следующим основаниям:

1. Способу образования;

2. Объему и характеру компетенции;

3. Предметам ведения;

4. Способу принятия решений;

5. Типу исполняемых функций»[18].

По способу образования органы местного самоуправления могут быть разделены на выборные и другие. Наличие выборных органов местного самоуправления обязательно, т.к. это один из основных принципов местного самоуправления.

А.С. Прудников, И.М. Лимонов считаютсходятся в мнении, что другие создаются по мере необходимости и, в свою очередь, могут быть разделены на добровольные с последующим утверждением (например, комиссии по представительству) на основе номинации (местная администрация) на основе кооптации в соответствии с установленными стандартами (комиссии при местной администрации: административная, жилищная и пр.) и т.п.[19]

Органы управления специальной компетенцией осуществляют исполнительные, контрольные, лицензионные, регулирующие и другие функции в установленных областях компетенции. Эти органы включают: представительным органом местного самоуправления является выборный коллегиальный орган, состоящий из депутатов, сформированных на период времени с участием населения путем прямых или косвенных выборов, представляющих интересы населения муниципалитета и ответственность за это.


Разделение наиболее важных и периферийных институтов для представительства местного населения органами государственной власти не означает, что уникальность представительного органа сообщества отрицается, поскольку только этот орган выражает суверенитет населения в решении вопросов местного населения. важность. Конституция Российской Федерации, однако, предполагает, что присутствие выборных органов в структуре органов местного самоуправления является существенным[20].

Создание вместе с представительством других выборных органов сообщества не отклоняется от Конституции Российской Федерации, которая лишь устанавливает минимальные стандарты избирательного представительства населения. Законодатель может также расширить круг обязательных выборных органов местного самоуправления (выборных должностных лиц), если он считает, что при определенных условиях эта мера улучшит качество выполнения конституционных функций, делегированных местному самоуправлению. В сообществе, однако, несколько коллегиальных избирательных органов муниципальной администрации с общей юрисдикцией не могут сосуществовать. «Это соотносится с позицией Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости ситуации, в которой два члена представительного органа будут действовать одновременно[21].

М.А. Кенжева основными чертами представительных органов местного самоуправления, определяющими их место в системе органов местного самоуправления считает:

  1. Обязательное присутствие выборных (представительных) органов в составе органов местного самоуправления, как это предусмотрено Европейской хартией местного самоуправления, Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и законами субъектов Российской Федерации. Федерация;
  2. Срочность осуществления полномочий;
  3. Самостоятельное определение состава органов местного самоуправления, в том числе представительных органов, населением муниципального образования (статья 131 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, классификация органов местного самоуправления может быть проведена по причинам, указанным выше, и по ряду других. Важно, что это способствует решению более общей проблемы - определения и, по возможности, оптимального с точки зрения конкретных условий структуры местных органов власти.


2. СИСТЕМА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Структура и функции представительного органа муниципального образования

Представительные органы занимают особое положение в системе местного самоуправления. Конституция РФ и Федеральный закон от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прямо устанавливают «наличие выборных органов местного самоуправления»[22]. Представительные органы, как правило, избираются непосредственно самими жителями муниципального образования и призваны выражать их волю при решении возложенных на них задач. Органы наделены исключительной компетенцией, содержание которой подчеркивает особенность их статуса по сравнению с исполнительно-распорядительными органами и должностными лицами местного самоуправления, характеризует их как ведущее звено в системе местного самоуправления.

Обязательное присутствие избранных местных органов власти предусмотрено Европейской хартией местного самоуправления. Устанавливая права местного самоуправления в решении по государственным делам, Хартия предусматривает, что эти права осуществляются советами или собраниями, состоящими из членов, избираемых на основе свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего избирательного права. Обязательное формирование выборных органов местного самоуправления предусмотрено Федеральным законом «Об обеспечении конституционного права граждан Российской Федерации голосовать и голосовать в муниципалитетах[23].

ФЗ РФ № 131-ФЗ «Об общих принципах…» поставил численность представительного органа в зависимость от численности населения.

Представительный орган муниципалитета может осуществлять свои полномочия, если его количество составляет не менее 50% от числа отмеченных заместителей (ранее требовалось не менее двух третей от числа заместителей).

Согласно ч. 6 ст. 35 «численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, не может быть менее»[24]:

1. 7 человек – при численности населения менее 1000 человек;


2. 10 человек – при численности населения от 1000 до 10000 человек;

3. 15 человек – при численности населения от 10000 до 30000 человек;

4. 20 человек – при численности населения от 30000 до 100000 человек;

5. 25 человек – при численности населения от 100000 до 500000 человек;

6. 35 человек – при численности населения свыше 500000 человек.

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.

Например, «согласно п. 2 ст. 21 Устава муниципального образования «Моркинский муниципальный район» численность депутатов Собрания депутатов муниципального района составляет 20 человек»[25]. Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек. Численность депутатов представительного органа городского округа с внутригородским делением и внутригородского района определяется законом субъекта Российской Федерации и уставами соответствующих муниципальных образований исходя из численности депутатов, установленной ч. 6 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах…»[26].

Согласно п. 2 ст. 35 данного Федерального закона представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

Считаем, что «членство глав поселений в составе представительного органа муниципального района исключает квалификацию такого органа в качестве выборного и, следовательно, наименование данных членов как депутатов.

В настоящее время в «исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся следующие полномочия (ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах…»)[27]:

1. Принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2. Утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3. Установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

4. Принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении»[28];

5. Пределение порядка управления и распоряжения имуществом находящимся в муниципальной собственности;

6. Определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений»;


7. Определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8. Определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9. Контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

10. Иные полномочия представительных органов определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами) законами субъектов РФ уставами, муниципальных образований»[29].

Представительный орган принимает решения по вопросам, относящимся к его юрисдикции, в отношении установления обязательных правил для территории муниципалитета и организации его деятельности, которые могут быть воспроизведены в некоторых муниципальных законах[30].

Муниципальные праовыве акты могут быть отменены, или их влияние может зависеть от представительства муниципалитета, суда и в части, регулирующей осуществление местными властями определенных государственных полномочий, предоставленных им федеральными законами и законами конституционных штатов. Российская Федерация уполномочена государственным органом Российской Федерации приостановить. Председатель представительного органа сообщества издает указы и распоряжения, касающиеся организации деятельности представительного органа сообщества. (ч. 5 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах…»)[31].

В «общей схеме полномочия представительных органов муниципального образования можно классифицировать следующим образом:

  1. Обязательные исключительные полномочия, устанавливаемые федеральным законом;
  2. Обязательные полномочия, реализуемые по усмотрению населением либо представительным органом на основе норм федерального закона;
  3. Полномочия, право реализации которых принадлежит данным органам на основе норм федеральных законов и законов субъектов РФ;
  4. Неурегулированные законами общие полномочия в местных масштабах;
  5. Делегированные от государства полномочия»[32].

Таким образом, статус представительного органа местного самоуправления регулируется уставом муниципального образования и иными нормативными правовыми актами местного самоуправления (например, положением о представительном органе или его регламентом).