Файл: Опекунство (общая характеристика) (Состав правоотношений, связанных с опекунством).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

С самого рождения все граждане обладают правоспособностью т.е. способны иметь права и обязанности, независимо от возраста, состояния здоровья, но не все способны самостоятельно их осуществлять в силу недостатка дееспособности или ее полного отсутствия. Поэтому для защиты прав и интересов граждан, восполнения недостающей или отсутствующей у них дееспособности используется институт опеки.

В жизни любого человека может наступить момент, когда ему нужна чья-либо помощь в связи с его вступлением в пожилой возраст, не позволяющим полноценно следить за собой. В такой ситуации оформляется опекунство детей над родителями, родственников либо людей, неравнодушных к чужой боли над пожилым человеком. Опека над пожилым человеком относится к особой форме заботы государства, обеспечивающая защиту прав и интересов лиц, нуждающихся в нем.

Забота о детях, которые еще не достигли совершеннолетия – это непосредственная обязанность родителей. Но если дети остаются без родительского попечения, обязанность ложится на государство либо на лиц, замещающих родителей (опекунов).

Сегодня в Российской Федерации защита прав и интересов несовершеннолетних, недееспособных или не полностью дееспособных граждан относится к одному из приоритетных направлений социальной политики.

Защита этой категории граждан осуществляется в пределах действующего законодательства, которое, к сожалению, не в полном объеме охватывает возникающие в практике случаи.

Следовательно, опекунство служит для осуществления государственной защиты личности, дают возможность устроить судьбу ребенка, проявить заботу о пожилом человеке, предоставляет возможность контролировать соблюдение прав и интересов граждан.

Основной целью курсмовой работы является теоретико-правовой анализ института опекунства, как института гражданского права.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

- изучить становление и развитие института опеки в России;

- исследовать понятие, виды и формы опеки;

- обозначить основания возникновения правоотношений, связанных с опекой;

- выявить основания прекращения правоотношений, связанных с опекой;

- рассмотреть права и обязанности опекунов и подопечных;

- охарактеризовать совершенствование работы института опеки.


Наиболее обстоятельные разработки в данном направлении осуществлены следующими авторами: Аргунова Ю.Н. [12], Ахметова А.Т. [13], Бабурина Н.П. [14], Бердников А.А. [16], Габбазова А.Р. [18], Жаглина М.Е. [22], Жеребцова Е.А. [24], Каримова А.Р. [13], Костина С.Е. [22], Куропацкая Е.Г. [26], Макеева О.С. [27], Москаленко А.О. [29], Петурова Н.Н. [30], Тузова О.Н. [33], Ускова Ю.В. [34] и многие другие.

Объектом работы являются институты опеки как теоретические категории и как правовое явление социальной действительности, предметом нормативно-правовые источники, научные теоретические положения, регулирующие данный правовой институт.

Теоретическую основу работы составляет Конституция РФ, Гражданский и Семейный кодексы РФ, нормативно-правовые акты, федеральные, областные законы, материалы периодической печати, научные работы различных ученых в области семейного и гражданского права, рассматривающие вопросы регулирования опеки.

Работа состоит из введения, трех глав, содержащих параграфы, заключения и списка использованных источников.

1. Юридическая сущность опекунства

1.1. Становление и развитие института опеки в России

В истории отечественной правовой науки проблема создания правовых форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, возникла с особой остротой только в современный период. Как отмечает Л.Ю. Михеева, «длительное время не существовало такого правового понятия, как ребенок, оставшийся без попечения родителей». До этого употреблялось понятие «сирота» [28].

Поскольку институт опеки представляет собой одни из традиционных институтов, который обеспечивает и гарантирует на государственном уровне конституционные права граждан на защиту их законных интересов. Осветим вкратце основные этапы его развития [31, с.22].

Первое упоминание об опеке на Руси встречается еще в летописи и относится к 879 г., а так же упоминание опеки упоминается в послании Рюрика, в котором он назначает опекуна (своего родственника Игоря) своему сыну. Данные сведения так же дополнены ст. 99 «Русской Правды». Таким образом, можно сказать, что еще в те времена близкие родственники подопечных назначались (становились) опекунами. Однако, никаких имущественных обязанностей опекун в данном случае не имел, опекуны только должны были заботиться о воспитании ребенка-сироты [31, с.23]. При Петре I опекун мог назначаться либо по завещанию, либо в соответствии с законом, а так же по распоряжению магистрата. В период правления Екатерины II институт опеки подвергся серьезным изменениям – главной чертой которого стала сословность (Указ Екатерины II от 1775 г. «Учреждения для управления губерний»); так как от сословия ребенка-сироты зависело, какие учреждения назначают опеку. В 1785 г. было закреплено различие между опекой и попечительством: опека устанавливалась до 14 лет, а попечительство с 14 до 21 года [34, с.2].


К концу XIX в., когда появилась потребность в принятии Гражданского уложения, появилась надежда, что правила об опеке будут систематизированы. Нормы об опеке изначально попали в проект специального устава. В указанном правовом акте в пяти разделах присутствовали в основном положения материально-правового характера. Однако, длительный процесс обсуждения этих положений так ни к чему и не привел. Принятие устава отложили из-за создания Высочайшей учрежденной Редакционной комиссии по составлению Гражданского уложения в 1882 г. [34, с.3].

Учитывая, что стратегической задачей того времени являлось проведение качественной кодификации гражданского законодательства, законодателем было разработано несколько редакций Гражданского уложения.

В 1904 г. увидела свет вторая редакция проекта Гражданского уложения, книга вторая которого носила название «Семейственное право», а разделы III и IV назывались «Правоспособность лиц несовершеннолетних и лиц совершеннолетних, состоящих под опекой» и «Опека и попечительство», соответственно [31, с.24].

Из-за того, что принятие отдельного опекунского устава было невозможным, все нормы, в том числе и процедурные, нашли свое закрепление во втором проекте редакции Гражданского уложения.

Анализ сотен опекунских дел, долгие годы подготовки отчетов наконец позволили создать подробный свод правил, состоящий из 174 статей. Однако данный проект так и «не обрел жизнь» в законодательстве. Дальнейшая судьба института опеки известна - он «мигрировал» между гражданским и семейным законодательством [34, с.4].

В 1918 г. нормы об опеке были закреплены в раздел е IV «Опекунское право» Кодекса законов об Актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР, а в 1926 г. - в раздел III «Об опеке и попечительстве» Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР. Причем, как в одном, так и другом акте закреплялись положения, которые касались всех видов опеки, а не только опеки над несовершеннолетними.

После этого обособленность семейного и гражданского законодательства вошла в отечественной правовой системе в традицию, существующую и в настоящее время, и обосновывается, в том числе, теорией о самостоятельности семейного права [29].

В 1927 г. был принят Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР, в котором указывалось, что опекун назначался независимо от его желания, однако в отдельных случаях ему позволялось получать вознаграждение за свою деятельность за счет имущества подопечного. Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г. впервые закрепил, что назначение опекуна должно происходить только с его согласия. Особое внимание при этом было уделено детям, которые находились на воспитании или попечении государственных органов, т.е. приоритет здесь был отдан отнюдь не семейной форме воспитания [28].


В современном праве можно выделить следующие этапы становления и развития законо­дательства Российской Федерации об опеке.

Первый этап с 1991 года по 1996 год - формирование основных на­чал правового регулирования опекунских отношений в Российской Федерации.

Второй этап с 1997 года по 2008 год - этап развития правового регу­лирования отношений в сфере опеки, развитие и пре­образование деятельности органов опеки в Российской Федерации.

Третий этап с 2009 года по настоящее время - этап совершенствования реформирования законодательства об опеке в Россий­ской Федерации [28].

Исходя из этого, можно прийти к выводу, что институт опеки прошел долгий и сложный путь становления. Хотя процесс становления института опеки в России фактически завершился в XIX в., в наши дни происходит дальнейшее совершенствование законодательства, направленные на эффективное регу­лирования отношений в сфере опеки.

1.2. Понятие, виды и формы опеки

Опека, означают, прежде всего, устройство граждан, нуждающихся в особой правовой защите ввиду их неполной гражданской дееспособности.

Под опекой понимается не только установление заботы со сторо­ны физического лица (опекуна), но и нахождение несовер­шеннолетнего или недееспособного граждани­на в специальном медицинском или социальном учреждении [22, с.36]. Такому смешению понятий способ­ствует содержание п.4 ст.35 Гражданского ко­декса Российской Федерации (далее – ГК РФ), в соответствии с данным положением опекунами указанных граждан являются учреждения, в которых они содержатся. Семейный кодекс Российской Федерации (далее СК РФ) также содержит правила об опеке над детьми, находящимися в воспитательных, ле­чебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения, об их правах, соблюдению которых раньше не уделялось должного внимания [34, с.9].

В правоприменительной практике так же под опекой следует понимать деятельность соответствующих государственных органов, упомянутых в ст. 34 ГК РФ. Под опекой так же можно понимать весь комплекс направленных действий по осуществлению социальной заботы, а так же правовую связь в правоотношениях с участи­ем опекуна и подопечного.

Опека пред­ставляет также из себя правовой институт, который содержит нормы, регулирующие осуществление данного вида социальной заботы о недееспособ­ных и не полностью дееспособных лицах. При этом ряд авторов сходятся во мнении, что это комплексный институт, который сконцентрировал в себе нормы граждан­ского, семейного и административного права [23, с.121].


Опеку как «способ восполнения дееспособности и зашиты прав и интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных лиц» М.В. Антокольская рассматри­вает в широком смысле слова, а «способ восполнения дееспособно­сти, защиты прав и интересов и воспитания не­совершеннолетних детей, оставшихся без попе­чения родителей» характеризует в узком смысле [19, с.208].

Опеку характеризуют с точки зрения гражданского или семейного права. При этом определение опеки не содержится ни в Гражданском кодексе РФ [1], ни Семейном кодексе РФ [2]. Правовое определение понятия опеки приведены в ст. 2 Федерального зако­на «Об опеке и попечительстве» [3] и ст. 1 Федераль­ного закона «О дополнительных гарантиях по со­циальной защите детей-сирот и детей, оставших­ся без попечения родителей» [4]. При этом определение опеки в широком смысле слова (с точки зрения гражданского права) указано в Федеральном законе «Об опеке и попечительстве», а в узком смысле слова (с точки зрения семейного нрава) - в Федеральном законе «О дополнительных гаран­тиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [26, с.47].

Согласно с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» опеку принято рассматривать, как фор­му устройства несовершеннолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет), а так же признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опе­ки и попечительства граждане (опекуны) являют­ся законными представителями подопечных и со­вершают от их имени и в их интересах все юри­дически значимые действия [3].

Федеральный закон «О дополнительных га­рантиях по социальной защите детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей» рас­сматривает опеку как «форму устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов» [4]. Видится, что данное определение опеки не позволяет ограничить данную форму устрой­ства детей от иных форм устройства.

На наш взгляд, определе­ние опеки должно быть сфор­мулировано таким образом, чтобы его можно было отличить от других форм устройства граж­дан. Для этого необходимо осветить в опреде­лении такие существенные признаки опеки, как административный и дого­ворный порядок установления, возмездность и безвозмездность, срочность и др.

Опека представляет собой комплексный институт, который содержит нормы не только частных (гражданского и семейного), но и публичных отраслей (административного) права, что продиктовано необходимостью обеспечения нуждающихся в этом граждан всеми видами охраны их прав и законных интересов (в первую очередь их личных и имущественных прав) (см. Рисунок 1) [23, с.122].