Файл: Опекунство (общая характеристика) (Состав правоотношений, связанных с опекунством).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основополагающим правом ребенка является право на защиту от злоупотреблений со стороны опекуна, осуществляемое органом опеки, попечительства или судом. Ребенок по достижении четырнадцати лет может самостоятельно обратиться в суд с заявлением, сведения о злоупотреблениях могут быть получены и из иных источников. В соответствии с п. 2 ст. 148 СК РФ ребенок имеет право на общение с родителями не лишенными родительских прав, другими родственниками. Опекун может разрешить общение с родителями ограниченными в родительских правах исходя из интересов ребенка (ст. 75 СК РФ). Подопечный ребенок вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, причем по достижении десяти лет учет его мнения обязателен, за исключением случаев противоречащих его интересам (ст. 57 СК РФ). В случае изменения имени и (или) фамилии ребенка; восстановления родителей в родительских правах; усыновления, органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия подопечного ребенка достигшего десятилетнего возраста (ст. 59, 72, 132, 154 СК РФ) [34, с.10].

Пример: удовлетворяя иск и лишая мать родительских прав, суд постановил передать ребенка органам опеки и попечительства, оставив без внимания тот факт, что ребенок проживает в семье бабушки и дяди, к которым имеет привязанность. Девочка обучается в школе, имеет все необходимое. Мнение ребенка по вопросу изъятия ее из семьи ни судом, ни органами опеки не выяснялось. У ребенка имеется тетя, которая в судебном заседании не возражала против опеки над племянницей [5].

Таким образом, опека является важнейшим социально-правовым институтом, защищающим недееспособных совершеннолетних граждан, а так же помогает в реализации права детей на семейное воспитание, защиту личных и имущественных прав.

Следовательно, анализ действующего законодательства приводит к выводу о том, что опекунские отношения имеют сложную и многогранную структуру. В силу их личного доверительного характера особую роль играет лич­ность опекуна и подопечного. От того, как сложатся отношения между субъектами, опекуном и подопечным в личном плане, будет зависеть и судьба правоотношений в целом и каждого конкретного субъекта. По­этому представляется особенно важным учитывать психологические аспекты исследуемых правоотношений. Именно для отношений опеки следует установить обязательное заключение психоло­гов о возможности принятия решения об опеке конкретным лицом в от­ношении определённого субъекта.


3. Совершенствование работы института опеки

В последнее время все острее назрела необходимость реформирования института опеки над детьми и недееспособными, это осознается властью и обществом. Ни в одной развитой стране мира нет ситуации, когда все вопросы, касающиеся и относящиеся к компетенции органа местного самоуправления по защите прав детей были бы сосредоточены в руках одного или максимум трех работников. В этих странах существуют специализированные службы, деятельность которых направлена на решение данных проблемам – это служба по защите прав детей, служба по устройству детей в замещающие семьи и т.д. Эти службы наделены соответствующими полномочиями, делегированными им органами местного самоуправления [24, с.64].

Однако современное федеральное законодательство делегирует все полномочия, связанные с данным институтом только органам опеки и попечительства. Понятно, что финансовая и политическая ситуация, ограниченность финансовых и человеческих ресурсов не позволяют создавать подобные Службы в составе органа опеки и попечительства (администрации), следовательно, Уполномоченные службы, создаваемые на базе муниципальных учреждений не смогут в полной мере оказывать практическую помощь специалистам органов опеки и попечительства. Необходимо выходить с предложениями в федеральные законодательные органы (есть проект Министерства образования РФ по изменению структуры органов опеки и попечительства, созданию уполномоченных служб на базе учреждений, но законодатели не принимают предложения, нужен мощный толчок и поддержка регионов). Таким образом, возникло яркое противоречие между общественной потребностью в реформировании системы помощи семье и детям и уже устаревшим с точки зрения современных подходов, идей и технологий общероссийским семейным законодательством.

В нашей стране институт опеки должен действовать эффективно прежде всего на региональном уровне, подкрепленном четкими федеральными стандартами.

Органы опеки и попечительства должны действовать и работать на местном уровне, однако контроль их деятельности необходимо осуществлять более эффективно, особенно по вопросам вмешательства в семьи, ответов на обращения и жалобы граждан. Должны быть пресечены любые нарушения и действия данной службы, направленные на неприкосновенность семейной жизни. Ведь семья находится под защитой Конституции РФ. Необходимо обеспечить четкое и эффективное осуществление всех действий, направленных на улучшение жизненных ситуаций [13, с.540].


Эффективная защита прав детей должна осуществляться, в первую очередь, семьей и родителями, приоритет прав которых в этой области должен быть эффективно обеспечен законодательно. Будущее детей и их защищенность диктует первоочередные изменения в законодательстве, при которых права детей и их жизнь являлись бы приоритетами для родителей и лиц их заменяющих.

Необходимы региональные нормативы деятельности любых форм воспитания, которые замещают семью. Насколько реальна цифра 1 социальный работник на 20 семей, в нынешних условиях сомнительно. Но возможно решить эту проблему за счет разумного перераспределения финансовых потоков, отказ от финансирования устаревших учреждений и технологий [23, с.125].

Эффективным было бы появление такой службы, которая объединила бы в себе три ведомства – образование, социальную защиту, здравоохранение. Это и «одно окно», и решение проблемы межведомственной разобщенности.

Органам опеки и попечительства в свою очередь следует принять рад мер, направленных для совершенствования института опекунства:

- создать такие условия, в которых семья могла бы свободно, без вмешательства со стороны (в том числе со стороны государства), выстраивать свою внутреннюю жизнь и выполнять свою первоочередную миссию – это рождение и воспитание детей;

- гарантировать преимущество прав родителей в принятии решений в отношении своих детей над правом иных лиц;

- создание условий, в которых родители могли бы свободно, без всякого ограничения и обязательности, получать нужные навыки для семейной жизни и воспитания детей, причем в таких формах, которые соответствовали бы их культурной принадлежности и ценностным ориентирам. Так же необходимо создавать благоприятные, но в то же время свободные от внешнего контроля условия, которые способствуют возрождению и передачи нравственных ценностей и традиций воспитания детей – в семье, общине, народе.

- отказаться от тиражирования и воспроизведения системы защиты прав детей западного образца, которая недостаточно хорошо зарекомендовала себя в мировой практике. Необходимо построить отечественную защиту детства, в основе которой будет укоренение положения семьи в современном обществе и государстве, строящейся на принципе «защита прав ребенка через защиту прав семьи». Для этого необходимо обеспечить семью и родителей действенным правовым механизмом, направленным на эффективную защиту прав своих детей, как в образовательных и медицинских учреждениях, так и во всех иных организациях.


Так же следует обратить внимание на различные подходы к совершенствованию российского института опеки. Звучат предложения расширить перечень оснований ограничения дееспособности граждан. Барашева Е.В., Батурина О.П., Василенко А.А. обосновывают целесообразность установления попечительства над дееспособными лицами пожилого возраста, страдающими возрастными психическими расстройствами. Он предлагает дополнить пункт 1 ст. 33 ГК РФ положением об установлении опеки над «дееспособными лицами пожилого возраста, страдающими возрастными психическими расстройствами, в случае невозможности судом признания таких лиц недееспособными из-за отсутствия достаточных на то оснований [15, с.14]. Денискина М.С., Жесткова В.С., Щегуренкова А.С., в свою очередь, считают, что коллекционирование также должно являться основанием для ограничения дееспособности граждан, и предлагает ввести в ГК РФ категорию «расточительство» для превентивной защиты лиц, подверженных указанному типу поведения [21, с.160].

Петурова Н.Н. предлагает «расширить сферу действия опеки: устанавливать эту форму защиты не только для лиц, страдающих психическим расстройством, но и для лиц, которые не в состоянии обеспечить свои интересы самостоятельно ввиду подтвержденного медицинским путем ухудшения своих ментальных, психических или физических способностей, препятствующих им выразить свою волю» [30, с.24].

Также представляется целесообразным расширить круг предпосылок назначения мер защиты, констатируемых на основании заключения лечащего врача, включив такие предпосылки, как потеря лицом способности рассуждать разумно, ментальные расстройства, психические расстройства, изменение физических или умственных способностей лица в силу возраста.

Таким образом, современный институт опеки имеет ряд недостатков в действующем законодательстве. Так, опека не рассматривается как способ защиты прав осиротевших детей. Законодатель лишь вскользь упоминает о главном для ребенка.- его воспитании в семье, заменяющей родительскую, и концентрирует свое внимание на защите имущественных прав и интересов гражданина, ужесточает требования, касающиеся контроля за хозяйственной деятельностью опекуна, тем самым усиливая бюрократическую сторону опеки. Однако подавляющее большинство детей, лишенных родительского попечения и переданных под опеку, - это так называемые социальные сироты, и, как правило, никакого имущества, подлежащего охране, у них нет, поскольку их родители либо страдают алкоголизмом (наркоманией), либо находятся в местах лишения свободы, либо не имеют определенного места жительства и занятий.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы.

Институт опеки характеризуется как система правовых норм разной отраслевой принадлежности, в которой объединены общие задачи и принципы, которые направлены на регулирование отношений по установлению, реализации и прекращению опеки над несовершеннолетними и неспособными гражданами.

Данный институт формировался на протяжении многих лет и имеет длительную историю. В процессе становления правоотношений по опеке изменилось понимание объекта опеки, и произошла его трансформация в институт опеки.

Анализ законодательства, регламентирующего нормы об опеке с самого своего появления показал, что опека осуществляется семьей, общиной, родом под воздействием норм обычного права. В дальнейшем, в связи с необходимостью установления контроля со стороны государства за лицами, осуществляющими опеку, появляются правовые нормы, регламентирующие отношения опеки. Именно это обусловило формирование полноценного института опеки, который содержит как общие положения, так и правила об отдельных видах опеки.

Опекунские отношения имеют сложную и многогранную структуру. В силу их личного доверительного характера особую роль играет лич­ность опекуна и подопечного. От того, как сложатся отношения между субъектами, опекуном и подопечным в личном плане, будет зависеть и судьба правоотношений в целом и каждого конкретного субъекта. По­этому представляется особенно важным учитывать психологические аспекты исследуемых правоотношений. Именно для отношений опеки следует установить обязательное заключение психоло­гов о возможности принятия решения об опеке конкретным лицом в от­ношении определённого субъекта.

Однако, современный институт опеки несовершенен, в нем можно выделить ряд проблем:

- Проблема, связанная с назначением опекуном того или иного человека.

- Проблема неурегулированная в современном законодательстве такой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как фактическое воспитание, которое до настоящего времени не имеет под собой развитой правовой базы.

- Проблема спорных ситуаций между опекунами и родителями, у которых забирают ребенка.

- Проблема определения места жительства ребенка.

- Проблема корыстных намерений опекуна на имущество опекаемого недееспособного гражданина.

Таким образом, проанализировав вышеизложенные факты и выявив недостатки института опеки в Российской Федерации, мы делаем вывод о том, что данный институт несовершенен. На сегодняшний день существует множество проблем и пробелов в законодательстве относительно данного института. Соответственно, нужно обратить внимание на наличие несовершенств, разрешать проблемы, которые связаны с институтом опеки, а также реформировать законодательство, регулирующее вопросы опеки.