Файл: Прогнозирование и планирование социального развития и уровня жизни населения ( Социально-экономические факторы, влияющие на уровень жизни).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для оценки уровня благосостояния населения нами был проведен анализ основных социально-экономических индикаторов уровня жизни населения России (Таблица 2).

Таблица 2.

Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения [4]

Показатель

2014

2015

2016

2017

2018

Фактическое конечное потребление домашних хозяйств (в текущих ценах), млрд. руб.

39807

44053

48515

49996

51227

Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), руб.

23221

25928

27767

30467

30738

Реальные располагаемые денежные доходы, в процентах к предыдущему году

105

104

99

97

94

Реальная начисленная заработная плата работников организаций, в процентах к предыдущему году

108

105

101

91

101

Реальный размер назначенных пенсий, в % к предыдущему году

105

103

101

96

97

Величина прожиточного минимума в процентах к предыдущему году

102

10810)

110

121

101

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в процентах от общей численности населения

10,7

10,8

11,2

13,3

13,5

Минимальный размер оплаты труда (в среднем за год), руб.

4611

5205

5554

5965

6852

Реальный размер минимальной оплаты труда, в процентах к предыдущему году

98,1

105,7

99,0

93,0

107,3

В период 2014-2018гг. наблюдается падение реальных доходов населения, снижение уровня начисленных пенсий, рост численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, следует отметить, что реальная заработная плата продолжила восстановительный рост. В целом, за рассматриваемый период наблюдается низкие темпы роста уровня благосостояния населения страны.


В результате исследования выявлены следующие основные проблемы уровня жизни населения страны:

· диспропорции в уровне оплаты труда между различными секторами экономики;

· проблемы в области здравоохранения: недостаточный уровень развития системы профилактики заболеваний, бесплатной медицинской помощи;

· проблемы в области жилищно-коммунального хозяйства: рост стоимости коммунальных услуг, высокий уровень износа жилищной и коммунальной инфраструктуры;

· демографические проблемы: низкий уровень рождаемости;

· высокая доля малообеспеченных граждан с доходами ниже прожиточного минимума

· низкий уровень коммерциализации научно-исследовательских разработок;

· низкий уровень инновационной активности.

В результате исследования нами предложены следующие направления повышения уровня жизни населения страны:

1.  Демографическое направление: развитие программы доступного жилья для семей со средним уровнем доходов, что будет способствовать повышению уровня рождаемости.

2.  Поддержка и развитие высокотехнологичных отраслей экономики.

3.  Развитие малого и среднего бизнеса для модернизации экономики.

4.  Повышения уровня инвестиций в социальную сферу, а именно в жилищное строительство, здравоохранение, образование, культуру, науку.

5.  Повышение качества жизни и увеличение объема инвестиций в человеческий капитал.

6.  Развитие информационных технологий и поддержка высокотехнологичных секторов экономики.

7.  Создание новых высокотехнологичных рабочих мест.

Таким образом, решение проблем повышения уровня благосостояния граждан, преодоление бедности приобретают все большее значение в стратегии развития современных государств. В результате исследования определено, что для повышения показателей уровня жизни населения России необходимо повышать объемы и качество оказания социальных и медицинских услуг, расширять программы в сфере занятости, способствовать снижению роста безработицы, развитию программ переобучения и переподготовки кадров, здравоохранения, пенсионного обеспечения, созданию системы по улучшению жилищных условий.


2.2. Прогнозирование и планирования социального развития и уровня жизни населения Российской Федерации

Социальная сфера – это совокупность отраслей национального хозяйства, создающая социальные блага в виде услуг образования, здравоохранения, культуры, туризма и т. д. Отрасли социальной сферы оказывают непосредственное влияние на уровень благосостояния, качество жизни населения. Необходимость прогнозирования социального направления заключается в том, что бы, с одной стороны, выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, а так же сформировать цели развития, а с другой – способствовать выработке оптимальных планов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого решения с позиций его последствий в прогнозируемом периоде.

Анализируя процессы развития социальной сферы российского государства постсоветского периода, исследователи, как правило, выделяют два этапа: первый период (1992–1999), в течение которого реализация социальной политики осуществлялась по принципу ситуативного реагирования и антикризисного управления и только в этом смысле отвечала целям поддержки и защиты народонаселения страны, и второй (с 2002 г. и по настоящее время), характеризующийся отказом от уравнительно- ситуативных принципов проведения социальной политики и переходом к построению эффективной системы социального управления, соответствующей требованиям социального государства.337 В условиях рыночной экономики социальная политика имеет целью создание необходимых предпосылок для удовлетворения населением страны его основных потребностей и обеспечение социального мира в обществе, консенсуса между его различными социальными группами, классами и нациями.

В настоящее время действует план деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2015-2020 годы, который сформирован на основании поручений Президента Российской Федерации.

В данном плане были поставлены цели, которые должны быть достигнуты к 2020 году:

- Достойный труд, справедливая зарплата;

- Достойная пенсия за продолжительный добросовестный труд;

- Улучшение демографической ситуации. Семьи с детьми получат государственную поддержку;

- Социальная защита приблизится к человеку, социальная поддержка станет адресной;

- Государственная гражданская служба - открыта и профессиональна.

Для достижения первой цели, государство планирует расширить возможности трудоустройства граждан, обеспечить лучшие условия труда, определять размер заработной платы работника от его квалификации и профессиональных достижений, а также продолжать защищать права граждан. Согласно плану деятельности Министерства труда и социальной защиты РФ, уже в 2016 году зарплата работников была повышена в 1,2 раза, по сравнению с 2013 годом. По данным Федеральной службы государственной статистики, среднедушевые денежные доходы населения по Российской Федерации в 2017 году в 3 квартале составили 30,5 тысяч рублей в месяц. В целом по России наблюдается устойчивая тенденция прироста численности населения (в среднем на 0,3% ежегодно) и среднедушевых денежных доходов населения в месяц (в среднем на 11% ежегодно). В 2018 году планируется установить базовые оклады по профессионально- квалификационным группам, реализовать региональные программы содействия повышению мобильности трудовых ресурсов и региональные целевые программы улучшения условий и охраны труда.


Что касается пенсий, то согласно плану, обеспечен рост трудовой пенсии по старости в соотношении с прожиточным минимумом пенсионера, в 2018 году увеличится на 1,89 раз, по сравнению с 2015 годом. В этом году в Южном Федеральном округе средний размер назначенных пенсий составляет 11 тыс рублей в месяц, ссылаясь на Федеральную службу государственной статистики. Так же создан механизм гарантирования сохранности средств пенсионных накоплений граждан, увеличен уровень пенсионного обеспечения работников сельского хозяйства, и это лишь малая часть того, что уже реализовано и только будет, согласно Плану.

Суммарный коэффициент рождаемости на 2017 год составил 1,7%, доля рождений третьих и последующих детей в общем числе рожденных детей составляет 16,7%. Только государственные стратегии и программы, дополненные региональными особенностями и проблемами, их поэтапная реализация в каждом отдельном регионе могут вытащить Россию из демографической депрессии, поэтому планируется принятие решений о дополнительных мерах поддержки семей при рождении детей с 2019 года.

Еще в 2016 году были установлены, как и планировалось, порядок расчета среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, механизм общественного контроля в сфере социального обслуживания социальных услуг, принята государственная программа «Доступная среда» на 2013-2020 годы и т.д. Все, что было запланировано в данной категории, согласно плану деятельности Министерства труда и социальной защиты выполнено.

И, наконец, последняя категория - государственная гражданская служба - открыта и профессиональна, в которой запланированные цели реализовались еще в 2015 году. В 2018 году планируются лишь количественные показатели.

29 февраля 2018 года министр труда и социальной защиты Максим Топилин дал интервью телеканалу НТВ, в котором поделился прогнозами насчет уровня жизни населения РФ: за 2017 год цифра малоимущих граждан увеличилась в абсолютном выражении на три миллиона. То есть было 16 млн, стало 19 млн людей, которые находятся ниже черты прожиточного минимума, что составляет 13 % населения. Безработица в РФ будет находиться где-то в пределах 6% по 2018 году. Но, по моему мнению, данные, приведенные Топилиным не совсем реальны, так как согласно Федеральной Службе по труду и занятости, численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения в целом

по Российской Федерации, составила только на 1 апреля 2018 года 1 062,0 тыс. человек.


В основе государственных решений по управлению ресурсами и действиями должны лежать не только знания о состоянии социума и тенденциях его развития, но и информация об отношении населения к проводимой государством социальной политике. Все вышеперечисленное говорит о том, что государственные органы, планируя и прогнозируя социальную жизнь общества, все же опираются на реальные потребности граждан и реализуют заданный план. Это хорошая тенденция для Российской Федерации, и я уверенна, все поставленные задачи будут выполнены и, в дальнейшем, действовать на постоянной основе.

ГЛАВА 3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

3.1. Характеристика Белгородской области

Отличительные особенности. Белгородская область когда-то была частью Курской и Воронежской областей. Когда Российское государство только вставало на ноги, воюя с южными соседями и защищая мир и процветание, эти земли были пограничными территориями и на них как грибы после дождя росли крепости, составившие Белгородскую оборонительную черту. Помимо защиты от неприятеля, эти земли издавна были житницей благодаря черноземам, которых здесь в изобилии. Другое богатство Белгородской области – ее полезные ископаемые, особенно руды. На территории области находится и знаменитый поселок Прохоровка, близ которого в 1943 году произошло крупнейшее танковое сражение во Второй мировой войне.

Географическое местоположение. Белгородская область находится на западе Российской Федерации, в Центральном Федеральном округе, на границе с Харьковской областью Украины. Таким образом, через Белгород проходят важные транспортные пути из Москвы в Крым. Территория области – это лесостепная зона, и хотя она расположена на Среднерусской возвышенности, средняя высота над уровнем моря составляет всего 200 м. Рек, особенно крупных, здесь сравнительно немного, зато много прудов, аж 1100.