Файл: Индивидуальное предпринимательство (Порядок регистрации индивидуального предпринимателя в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Правовое регулирование предпринимательской деятельности по действующему российскому законодательству

Источники российского права, регулирующего общественные отношения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, могут быть классифицированы по убывающей их юридической силы на следующие виды.

1. Конституция РФ. В Конституции РФ нет раздела, специально посвященного правовым основам рыночных отношений в стране, соответствующие нормы рассредоточены по всему тексту данного акта. Тем не менее, в специальной литературе получил распространение термин «экономическая конституция», означающий систему конституционных положений, связанных единым предметом – отношениями в сфере экономики[8].

Базовой частью «экономической конституции» является ряд конституционных принципов рыночной экономики:

1) многообразия и юридического равенства различных форм собственности, неприкосновенности собственности (п. 2 ст. 8, п. 2 ст. 9, п. 1 ст. 19, ст. 35, 36 и др. Конституции РФ, а также п. 1 ст. 1, ст. 212 и др. ГК);

2) свободы экономической (в том числе предпринимательской) деятельности (п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 34 и др. Конституции РФ, а также пп. 1, 2 ст. 1, ст. 9 и др. ГК);

3) единства экономического пространства (п. 1 ст. 8 и др. Конституции РФ, а также п. 5 ст. 1 ГК);

4) защиты (поддержки) конкуренции и ограничения монополистической деятельности (п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 34 и др. Конституции РФ, а также п. 1 ст. 10 ГК);

5) добросовестности и недопустимости злоупотребления субъективными правами (п. 3 ст. 17 Конституции РФ, а также пп. 3, 4 ст. 1, п. 2 ст. 6, ст. 10 ГК).

2. Международные договоры РФ.

Пункт 4 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Например, действует Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров[9].

3. Федеральные конституционные законы.

В соответствии с п. 1 ст. 108 Конституции РФ, «федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации». А п. 3 ст. 76 Конституции РФ гласит: «Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам». Примером может служить ФКЗ от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»[10].


4. Федеральные законы.

Сегодня ведущая роль в регулировании предпринимательских отношений в России принадлежит ФЗ в том смысле, что последние приняты применительно к большинству основных сфер экономики.

Важнейший ФЗ в системе источников российского права, регулирующего предпринимательство, – Гражданский Кодекс Российской Федерации–в части, связанной с предпринимательской деятельностью. Данный акт возглавляет гражданское законодательство, – как в нем самом указано: «Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу» (абз. 2 п. 2 ст. 3).

Среди важнейших источников российского предпринимательского права, которые обычно относят к гражданскому законодательству, следует особо упомянуть федеральные законы от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»[11] и от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»[12].

Кроме того, в систему источников российского предпринимательского права входят ФЗ, которые нельзя отнести (по крайней мере, полностью) ни к гражданскому законодательству, ни к иному законодательству, соответствующему так называемым фундаментальным отраслям права – конституционному, уголовному, административному праву и т. д. Здесь в пример можно привести ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[13], от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)[14], от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»[15].

Если первый из обозначенных блоков законодательства можно назвать гражданским законодательством о предпринимательскойдеятельности, то второй – иное законодательство о хозяйственной деятельности. Этот второй блок гораздо менее, чем первый, систематизирован и стабилен, его не возглавляет какой-либо кодекс. И если первый блок регулирует частноправовые хозяйственные отношения, то второй преимущественно – публично-правовые, т. е. тесно связанные с государственным или муниципальным вмешательством в экономику.

Схематично подсистему ФЗ в системе источников российского права, регулирующего предпринимательскую деятельность, можно изобразить следующим образом (рис. 1).

Рисунок 1. ФЗ в системе источников российского предпринимательского права

5. Указы Президента РФ.


6. Постановления Правительства РФ.

7. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

8. Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

9. Муниципальные нормативные правовые акты.

10. Локальные (внутренние) нормативные правовые акты. Это название достаточно условно, – термин «локальные нормативные акты» используется трудовым законодательством, в законодательстве о юридических лицах распространено другое понятие –«внутренние документы». Под такими актами понимают нормативные правовые акты (не путать с правовыми актами индивидуального регулирования), принимаемые не органами государственной власти или местного самоуправления, а юридическими лицами, ИП: устав ООО, положение о совете директоров АО и т. п.

11. Обычаи, в том числе обычаи делового оборота.

Согласно п. 1 ст. 5 ГК, «обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе». По поводу юридической силы анализируемого вида источников права ГК гласит (п. 2 ст. 5): «Обычаи, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются».

Особую роль в правовом регулировании экономики играет судебная практика.

С одной стороны, для утверждения о том, что в нашей стране судебный прецедент существует как источник права (когда решения вышестоящих судов обязательны для судов нижестоящих при рассмотрении аналогичных дел), достаточных оснований пока нет[16]. С другой стороны, судебная практика не однородна, и на вопрос о ее соотношении с источниками права необходимо отвечать дифференцировано. Наиболее близки по своему юридическому эффекту к источникам права следующие формы российской судебной практики.

Прежде всего, это постановления Конституционного Суда РФ.

В соответствии со ст. 3 ФКЗ от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»[17], КС разрешает, в частности, дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, а также конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ (подп. «а», «б» п. 1).

При этом «акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу…», а «решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях» (ст. 79 ФКЗ от 21.07.1994 № 1-ФКЗ). Таким образом, постановления КС, признающие нормативно-правовые акты полностью или в какой-либо части не соответствующими Конституции РФ, приобретают сущностные качества источника права[18].


В последние годы у нас в стране возрастает роль постановлений Европейского Суда по правам человека, учрежденного в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, участницей которой является и Россия[19]. В соответствии с п. 1 ст. 32 данной Конвенции «в ведении Суда находятся все вопросы, касающиеся толкования и применения положений Конвенции и Протоколов к ней». Участники Конвенции обязались «исполнять окончательные постановления Суда по делам, в которых они являются сторонами» (ст. 46).

Существенное влияние на правовое регулирование отношений, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, оказывают такие акты официального толкования права (которые официально источниками права также не признаются), как постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ[20].

Таким образом, можно подвести итоги. Предпринимательская деятельность в соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ – это «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Государственное регулирование экономики осуществляется посредством определенных мер, которые принимают следующие формы: экономические, организационные и собственно правовые. Ведущая роль в регулировании предпринимательской деятельности в России принадлежит федеральным законам в том смысле, что последние приняты применительно к большинству основных сфер национальной экономики.

1.3Понятие и признаки предпринимательской деятельности

Право на осуществление предпринимательской деятельности закреплено в ст. 34 Конституции РФ. Согласно п. 1 данной статьи каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности[21].

Легальное определение понятия «предпринимательская деятельность» дано в п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ. Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке[22].


Рассмотрим выделенные законодателем признаки предпринимательской деятельности.

Первый из них характеризует предпринимательство как самостоятельную деятельность. Для освещения данного признака отметим, что положения п. 1 ст. 2 ГК РФ закрепляют еще одно существенное обстоятельство, а именно то, что гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. Таким образом, эти лица признаны участниками гражданско-правовых отношений наряду с иными физическими и юридическими лицами, а их действия в сфере гражданского оборота – осуществлением принадлежащих им гражданских прав[23].

Пункт 2 ст. 1 ГК РФ закрепляет общее положение, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Близкий по смыслу тезис провозглашен и в п. 1 ст. 9: граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. То есть, строго говоря, самостоятельность – не отличительная черта предпринимательской деятельности как деятельности по осуществлению гражданских прав. Характеристика этого признака в литературе уходит за пределы гражданского права. Учитывается возможность воздействия на деятельность предпринимателей субъектов публичного права. Поэтому п. 2 ст. 1 ГК РФ, развивая положения п. 3 ст. 55 Конституции РФ, провозглашает, что гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства[24].

Второй признак предпринимательской деятельности характеризует ее как деятельность, осуществляемую на свой риск. Понятие «риск» известно гражданскому законодательству. О нем говорится в следующих нормах ГК РФ:

  • ст. 19 (гражданин обязан принимать необходимые меры для уведомления своих должников и кредиторов о перемене своего имени и несет риск последствий, вызванных отсутствием у этих лиц сведений о перемене его имени);
  • ст. 82, 87, 96 (о риске убытков, связанных с деятельностью товарищества, общества);
  • ст. 211 (риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором);
  • ст. 312 (должник вправе при исполнении обязательства потребовать доказательств того, что исполнение принимается самим кредитором или управомоченным им на это лицом, и несет риск последствий непредъявления такого требования);
  • ст. 344 (залогодатель несет риск случайной гибели или случайного повреждения заложенного имущества, если иное не предусмотрено договором о залоге);
  • ст. 459 (о переход риска случайной гибели товара) и др.