Файл: Субъекты малого предпринимательства (СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОНОМИКИ РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время малое предпринимательство обладает большим значением для развития государства, так как малые организации и индивидуальные предприниматели создают возможности для того, чтобы снизить социальную напряженность и реализовать предпринимательскую активность.

Субъекты малого предпринимательства являются важными элементами его системы и в зависимости от их условий и правового положения осуществляется развитие всей экономической сферы. В последние годы государство старается реализовать большой комплекс мер, которые направлены на развитие малого производства и улучшение положения его субъектов, что обуславливает актуальность изучения субъектов малого предпринимательства и их основных особенностей.

Объектом работы являются субъекты малого предпринимательства в РФ.

Предмет работы – правоотношения, возникающие в процессе деятельности субъектов малого предпринимательства.

Целью работы является изучение современного состояния и тенденций развития субъектов малого предпринимательства, а также их государственной поддержки.

В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность и значение малого предпринимательства и его субъектов.

2. Изучить нормативно-правовое регулирование субъектов малого предпринимательства и критерии отнесения к ним.

3. Выявить особенности динамики и специфики функционирования субъектов малого предпринимательства.

4. Проанализировать меры государственной поддержки и проблемы регулирования субъектов малого предпринимательства.

В качестве теоретической базы были исследованы нормативно-правовые акты регламентирующие деятельность субъектов малого предпринимательства, данные статистики из официальных источников, а также научные труды таких авторов как Гоосен Е. В., Пахомова Е. О., Костантян Л. Л., Горовцова М. А., Дмитриева А.Ю., Ершова И.В., Жукова А.О., Землякова С. Н., Джагинова Л. Р., Джагинова И. Р. и других.

Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

1. СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОНОМИКИ РФ


1.1 Сущность и значение малого предпринимательства и его субъектов

В конце ХХ в. возникли такие понятия как «малый бизнес» и «малое предпринимательство». Многие авторы отождествляют эти две категории, а в отечественной литературе и на практике используется термин «малое предпринимательство» (особенно в законодательных документах) [34, С. 84].

Предпринимательство или предпринимательская деятельность, согласно ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, которая должна быть зарегистрирована в установленном законе порядке [2].

Таким образом, предпринимательство– этосамостоятельная, рискованная, коммерческая, постоянная и легальная. Этим определением в ГК РФ законодательство лишило предпринимателя исторически присущих ему функций: новатора и застрельщика во внедрении научно-технических достижений.

Малый бизнес является такой формой предпринимательства, для которой является характерной независимость владения и организации хозяйственной, коммерческой, торговой или иной деятельности, организованной малым предприятием. Малый бизнес выступает как базовая составляющая рыночного хозяйства, а его главные черты выражаются в осуществлении различной деятельности в целях получения прибыли, экономической свободе, инновационном характера, реализации товаров и услуг.

Малое предпринимательство включает в свою структуру различные малые предприятия, которые обладают разнообразной формой организации и различаются в соответствии с формой собственности, организационно-правовой формой, размерами, территориальным отношением и отношением с позиции закона и отраслями [25, С. 50].

Малое предпринимательство обладает огромным значением для развития экономики любого государства, так как именно со стороны именно небольших предприятий вносит большой вклад в экономического роста и развития, а также обеспечивается занятость граждан, а деятельность таких предприятий ведется экономическими субъектами для систематического получения прибыли по соответствующим отраслям осуществляемой ими деятельности.


Малое предпринимательство обладает определенными преимуществами, которые благоприятно сказываются на развитие всего экономического направления:

  1. Малое предприятие предполагает мобильность предприятий и относится к важнейшему экономическому государственному сектору, так как предприятия малого предпринимательства характеризуются устойчивым положением в условиях различных экономических изменений. Руководство таких предприятий имеет возможность в соответствии с изменением и возникновением определенных обстоятельств самостоятельно преобразовывать план деятельность, принимать необходимые решения и адаптироваться к возникновению иных условий. Другими словами, владельцы могут самостоятельно менять ориентирование своих предприятий, в тех случаях, если они перестают быть доходными, что в свою очередь помогает стабилизировать экономику государства[36, С. 626].
  2. Малое предпринимательство является одним из главных источников для налоговых поступлений, так как малые предприятия, если сравнивать с организациями, относящимися к среднему или крупному бизнесу, должны осуществлять своевременную уплату налогов. Так, малым предпринимательством увеличиваются налоговые поступления в бюджеты различных уровней, а их владельцами вносятся отчисления от полученных доходов. При этом, малыми предприятиями создаются дополнительные рабочие места, что выступает источником доходов граждан и способствует сбору налогов с физических лиц [23, С. 578].
  3. Малое предпринимательство обладает большим социально-экономическим значением, так как оно способствует повышению уровня занятости, что способствует снижению уровня безработицы. Необходимо отметить, что малыми предприятиями обеспечивается трудоустройство социально-незащищенных слоев граждан, включая инвалидов, женщины, молодежи, иммигрантов, лиц, которые вернулись из мест лишения свободы. Отсутствие сложной управленческой структуры позволяет руководителям напрямую общаться как с сотрудниками, так и с клиентами, что способствует ускорению темпов работы, улучшению ее качества и управляемости. Благодаря тому, что на малых предприятиях занято небольшое количество человек, возможно образование сплоченного трудового коллектива и мотивированного персонала [36, С. 628].

Определение субъектов малого предпринимательства установлено в ст.3 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон о МСП). Данным нормативным актом осуществляется регулирование отношений в области развития малого бизнеса, определяется понятие данных субъектов, устанавливается система, виды и формы их государственной поддержки, а также дается характеристика особенностей нормативно-правового регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства [9].


Так, согласно Закона о МСП субъектами малого предпринимательства являются «хозяйствующие субъекты», к которым относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, согласно условиям, определенным в данных законах, и определяются как малые предприятия и микропредприятия, а также средние предприятия.

При этом, в научной литературе неоднократно было обращено внимание на то, что понятия «хозяйствующие субъекты» и «предприятия» использованы некорректно [20, С. 103].

Федеральным законом «О защите конкуренции», понятие «хозяйствующий субъект» было расширено за счет того, что в него были включены субъекты профессиональной деятельности. Соответственно, в настоящее время хозяйствующими субъектами являются субъекты, осуществляющие как предпринимательскую, так и профессиональную деятельность [5]. Кроме того, сегодня законодатель стремится разграничить понятия предпринимательской деятельности и деятельности, приносящей доход. Вследствие этого употребление термина «хозяйствующий субъект» в том понимании, которое вкладывается в него на современном этапе развития законодательства, представляется некорректным и его правоприменительное толкование может вызвать определенные сложности.

Кроме того, следует указать на то, что в законодательном определении субъекта малого использован термин «предприятие». Как известно, в ГК РФ этот термин используется двояко: во-первых, для того, чтобы обозначить предприятие как объект права (ст. 132 ГК РФ)[2] и, во-вторых, в отношении государственных и муниципальных унитарных предприятий, в то время как в соответствии с Законом о МСП последние являются той единственной организационно-правовой формой коммерческих организаций, в которой субъекты малого предпринимательства создаваться не могут.

Таким образом, как видим, нормы гражданского законодательства и Закона о МСП в данном вопросе явно противоречат друг с другу. Для устранения данного противоречия И. В. Ершовой было предложено исключить данные термины и сформулировать понятие «субъекты малого предпринимательства», которое бы определяло, что субъектами малого предпринимательства являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, в соответствии с критериями Закона о МСП [21, С. 12].

При этом, как отмечает В. А. Вайпан, при изменении задач политического или экономического характера, которые стоят перед государство, периодически корректируются определения субъектов малого предпринимательства, что может нарушить стабильность законодательной основы регулирования малого предпринимательства [16, С. 11].


Таким образом, в современных экономических условиях малое предпринимательство обладает большим значением в области социально-экономического развития всего государства и общества, так как благодаря малому предпринимательству решаются некоторые проблемы экономического сектора, связанные с налогообложением, конкуренцией, занятостью граждан и т. д.

В настоящее время в соответствии с Законом «О МСП» под субъектами малого предпринимательства подразумеваются «хозяйствующие субъекты», к которым относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, согласно условиям, определенным в данных законах, и определяются как малые предприятия и микропредприятия.

При этом, по мнению некоторых исследователей данное определение является не совсем корректным, так как в соответствии с действующим законодательством хозяйствующими субъектами являются субъекты, осуществляющие как предпринимательскую, так и профессиональную деятельность, при этом термин «предприятие» обозначает объект права и используется в отношении государственных и муниципальных унитарных предприятий, а последние являются организационно-правовой формой коммерческих организаций, в которой субъекты малого предпринимательства не могут быть созданы.

Соответственно, необходимо закрепление следующей трактовки понятия «субъекты малого предпринимательства» - юридические лица и индивидуальные предприниматели, в соответствии с критериями Закона о МСП.

1.2 Нормативно-правовое регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства

Развитие малого предпринимательства основано на соответствующей нормативной правовой базе и определенных законодательных нормах, в соответствии с которыми определены особенности деятельности, осуществляемой субъектами малого предпринимательства, меры государственного развития малого предпринимательства и поддержки его субъектов, от которых во многом зависит эффективность их деятельности на рынке.

В настоящее время в Российской федерации существуют и действуют определенные законодательные нормативные акты, которые необходимы для повышения роли малого предпринимательства в области социального и экономического развития всего общества и государства в целом. Создание правовой базы для осуществления деятельности субъектов малого предпринимательства позволяет решить ряд проблем, которые стоят на пути к его развитию. При этом, в качестве определенного препятствия выступает то факт, что данные законодательные нормы не выступают как акты прямого действия, а для того, чтобы реализовать их, органы исполнительной власти вынуждены принимать подзаконные акты, со множеством изменений и дополнений[18, С. 177].