Файл: Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства) (Теоретические и правовые основы несостоятельности (банкротства) ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 3. Преднамеренные банкротства

В процессе синтезирования обозначенных нами проблем, следует говорить о противоречивости законодательства о несостоятельности (банкротстве), где положения одного закона противоречат другому, и ликвидационную направленность института банкротства.

Обобщая вышеизложенное нами в первой главе, следует сделать вывод, что сегодня институт банкротства в Российской Федерации характеризуется динамичным развитием с изменениями в экономической среде. В процессе написания первой части курсовой работы систематизированы теоретические основы, определены признаки и причины банкротства предприятия. Установлено, что банкротство предприятия интерпретируется неоднозначно.

Проблематика повышения эффективности его функционирования выступает одной из ключевых и актуальных проблем в современных условиях развития рыночных отношений. Нами был выяснен тот факт, что сегодня институт банкротства регулируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве). Реализация данного закона имеет множество нюансов, тормозящих и затрудняющих процедуры банкротства. Следует также подчеркнуть необходимость устранения названных нами проблем в работе, что в дальнейшем будет способствовать удовлетворению социальных и экономических интересов экономических субъектов, а также окажет положительное влияние на экономику страны, обеспечив, тем самым, достаточное материальное обеспечение жителей страны и комфортные условия для развития своего дела.

  1. Нормативно-правовое регулирование несостоятельности (банкротства)
    1. Современные тенденции и направления российского законодательства о несостоятельности (банкротстве)

Вопрос о правовом регулировании института несостоятельности (банкротства) является одним из актуальных вопросов науки гражданского права на протяжении достаточно длительного периода времени. Нормативно-правовое регулирование данного вопроса представляет собой сложный процесс разработки и реализации комплекса мер экономического, правового, организационного характера. Ключевой целью современной модели развития института несостоятельности выступает развитие системы реабилитационных процедур, основным направлением которых будет являться сохранение бизнеса[30]. Однако современное направление российского законодательства характеризуется отставанием развития данного института[31]. Недостаточную удовлетворенность современным законодательством испытывают практически все заинтересованные лица, а именно:


- кредиторы, по причине невыполнения собственных финансовых обязательств предприятиями-должниками;

- должники, поскольку данная группа лиц не имеет возможности прохождения реабилитационной процедуры и восстановления своего бизнеса;

- законодательные органы, которые по сей день совершают огромное количество попыток модернизировать, видоизменить существующий Закон о несостоятельности (банкротстве). Так, за последние 15 лет в данный нормативный документ было совершено около девяноста поправок с целью перемены ситуации в системе законодательства банкротства. Однако вышеизложенные нами в первой главе настоящей работы проблемы, на текущий момент не теряют своей актуальности и требуют их незамедлительного решения, препятствуя развитию рыночных отношений в нашей стране.

Ключевыми функциями законодательства в области банкротства выступают:

- установление оснований для признания хозяйствующего субъекта несостоятельным (банкротом);

- регулирование порядка проведения мер по предупреждению несостоятельности (банкротства);

- регулирование порядка признания хозяйствующего субъекта банкротом;

- регулирование иных отношений, появившихся в результате неспособности субъекта выполнять свои обязательства по отношению к кредиторам[32].

В нынешнее время на нормативно-правовом регулировании института несостоятельности имеются десятки, а также сотни нормативных актов различных уровней. Ключевое место среди данных нормативных актов, как уже нами отмечалось ранее, занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». На текущий момент времени этот закон выступает третьим по счету законом о банкротстве. Как говорилось ранее, данный закон претерпел большое количество изменений, однако и на сегодняшний день превосходит концепция внесения поправок, а не создания какого-то нового законопроекта. Так, в 2017 году в Государственную Думу РФ был внесен очередной Проект закона о внесении новых изменений[33]. Данный законопроект демонстрирует введение еще одной процедуры банкротства – реструктуризация долгов, подразумевающая под собой применяемую в деле о банкротстве к должнику процедуру, в целях восстановления его платежеспособности и удовлетворения требований кредиторов[34].

Первым шагом в процедуре банкротства предприятия является подача заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд. В нашей стране процедура несостоятельности (банкротства) порядок производства по делам о банкротстве не предусматривает право всякого обратиться против любого лица. В Законе о банкротстве представлен конкретный круг лиц, которые имеют право возбуждения конкурсного процесса. К данным лицам следует отнести самого должника, кредиторов, уполномоченных органов[35].


Так, доля заявителей в делах о банкротстве компаний-должников представлена на рисунке.

Рисунок 4. Структура заявителей о банкротстве в 2018 году[36]

Как видно из рисунка 4, основным заявителем выступает конкурсный кредитор. В 2018 году ими было инициировано 76% дел, в 2017 – 79% дел. В ст. 2 Закона о банкротстве под кредиторами понимаются лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору[37].

Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются судьей самостоятельно, если иное не предусмотрено статьями АПК РФ. К рассмотрению подобного рода дел не могут привлекаться арбитражные заседатели. Решения, принятые арбитражным судом в процессе рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве), имеют право быть обжалованными в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Итак, говоря о тенденциях и направлениях современного законодательства, следует говорить о том, что на текущий момент времени за прошедшие годы часть проблем в данной сфере была решена, однако другая часть, к сожалению, до сих пор существует. Ключевыми направлениями развития современного законодательства, регулирующего институт несостоятельности (банкротство), на наш взгляд, представляются:

  1. усиление реабилитационных возможностей в процедурах банкротства, однако данное направление деятельности должно быть осуществлено не только с помощью внедрения предлагаемой реструктуризации долгов, нужен глобальный взгляд на решение данной задачи, к примеру, реорганизацию финансовой и инвестиционной деятельности организации;
  2. модернизация действующей на сегодняшний день системы вознаграждения арбитражных управляющих (отметим, что данная система не подвергалась изменениям достаточно долгие годы);
  3. эффективное функционирование института банкротства в большей части снижается в связи с действующим в последние годы механизмом формирования и обсуждения нормативных законодательных актов в сфере несостоятельности и саморегулирования, - когда проекты законов поступают для обсуждения в рабочем порядке, а не официально. Данный механизм также должен быть подвержен изменению[38].
    1. Процедура и порядок признания банкротом

Существующий порядок принятия и рассмотрения дела арбитражным судом хозяйствующего субъекта о банкротстве должника, соблюдение приведенных сроков каждого этапа направлены, в основном, на усиление защиты прав добросовестных собственников организации-должника. Ключевой смысл порядка возбуждения дела о банкротстве компании заключается в возбуждении процедуры банкротства лишь в том случае, когда исчерпаны все иные способы взыскания задолженности и сделано заключение о недостаточности имущества должника для исполнения им финансовых обязательств перед кредитором[39].


Процедура банкротства представляет собой предусмотренный законодательством порядок фактических и юридических действий, основной задачей которых выступает восстановление платежеспособности предприятия-должника. Данная процедура включает в себя несколько ключевых этапов:

  1. Этап наблюдения.
  2. Финансовое оздоровление.
  3. Внешнее управление.
  4. Конкурсное производство.
  5. Мировое соглашение

Рассмотрим более детально каждую из названных процедур.

Наблюдение представляет собой используемую в деле о несостоятельности к должнику процедуру с целью обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового положения должник, выявления кредиторов и составления реестра их требований, созыв и проведение первого собрания кредиторов. В свою очередь, составление реестра требований кредиторов является важным этапом данной процедуры. С помощью данного реестра, выясняется количество кредиторов у должника, и каков характер их требований, которые в последующем рассматриваются судом по отдельности с целью проверки их обоснованности. Процедура наблюдения длится 7 месяцев.

Финансовое оздоровление выступает в роли альтернативной меры, так как в этом случае появляется приток денежных средств извне, без какого-либо внедрения в структуру предприятия посторонних субъектов. Иными словами, данный этап характеризуется удовлетворением финансовых требований кредиторов и возвращение должнику статуса платежеспособного. Процедура финансового оздоровления вводится, как правило, арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. Ключевая цель финансового оздоровления заключается в восстановлении платежеспособности должника и погашение задолженности кредиторам.

На срок не более двух лет вводится данная процедура, и в случае неудовлетворения требований, происходит введение процедуры внешнего управления. Собрание кредиторов обращается в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления.

Говоря о данной процедуре, следует упомянуть высказывание В.Г. Бородкинова, который называл основными целями финансового оздоровления, во-первых, реабилитационную цель, которую можно достигнуть при реализации мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности хозяйствующего субъекта, во-вторых, полное удовлетворение требований кредиторов должника за счет его внутренней финансовой деятельности[40].

Внешнее управление выступает альтернативным способом оздоровления организации. Данная процедура считается эффективной в том случае, когда имеется подозрение в некомпетентности руководящих органов неплатежеспособного субъекта. В подобном случае назначается новый внешний управляющий. Меры, которые могут быть включены в план внешнего управления с целью восстановлению платежеспособности должника:


- перепрофилирование производства;

- закрытие нерентабельных производств;

- взыскание дебиторской задолженности;

- уступка прав требования должника;

- продажа предприятия целиком или части имущества;

- замещение активов;

- иные способы восстановления платежеспособности должника.

Конкурсное производство служит конечной обязательной стадией банкротства, выступающей в виде реализации средств должника на публичных торгах[41]. Арбитражный суд провозглашает о данном этапе в случае, когда у должника подходят к концу все возможные пути финансового оздоровления и возвращения себе статуса платежеспособного[42]. Задачей подобного конкурса является продажа всех имеющихся финансовых активов должника с целью удовлетворения требований кредиторов и оплаты государственных платежей. Иными словами, основное назначение данной процедуры заключается в полной инвентаризации и оценке стоимости имущества должника. Конкурсное производство реализовывается конкурсным управляющим, и вводится на срок в 6 месяцев. Данный срок может быть продлен по ходатайству лица, принимающего участие в деле, но не более, чем на 6 месяцев[43].

Процедура мирового соглашения целесообразна на любом из названных этапов процесса банкротства. Мировое соглашение представляет собой соглашение сторон о прекращении судебного спора на базе взаимных уступок. Его ключевой особенностью выступает окончание процесса путем мирного урегулирования вопроса.

Рисунок 5. Сведения о рассмотрении Высшим Арбитражным московским судом дел о несостоятельности[44]

Анализируя представленную динамику на рисунке 1, видно, что в 2018 году поступило 10 200 заявлений о признании банкротства, по сравнению с предыдущим 2017 годом, данный показатель имеет тенденцию к увеличению.

Рисунок 6. Рассмотрено заявлений о признании несостоятельным (банкротом)[45]

Проводя анализ представленной динамики дел Высшего Арбитражного московского суда, количество рассмотренных дел в 2018 году составило 77 194 заявлений, ходатайств и жалоб[46].

Таблица 1. Данные о введенных процедурах

2016

2017

2018

О признании должника банкротом и открытии конкурсного производства

12 549

13 541

13 117

О введении наблюдения

10 487

11 495

10 547

О введении внешнего управления

372

363

278

О введении финансового оздоровления

52

32

19