Файл: Современная законодательно-нормативная база защиты государственной тайны (Государство и государственная тайна).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следующий аспект, который будет рассмотрен, это действия руководителя по защите государ­ственной тайны.

Так, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации указала, что, если руководитель государственного органа, на которого возложена ответственность за организа­цию защиты государственной тайны, не осуществляет надлежащий контроль за выполнением подчи­ненными сотрудниками принятых на себя обязательств по соблюдению требований законодательства viii международная научно-практическая конференция I мцнс «наука и просвещение» о защите государственной тайны может выступать основанием для прекращения его допуска к госу­дарственной тайне.

По нашему мнению, это довольно важный аспект деятельности руководителя государственного органа, на которого возложена ответственность за организацию защиты государственной тайны. Пра­вильно организованный контроль за подчиненными служащими позволяет самым эффективным обра­зом обеспечивать защиту сведений, составляющих государственную тайну.

Также в данной ситуации существует возможность предложить руководителю государственного органа иной должности, которая не предполагает допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.

Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что вопросы, связанные с государственной тай­ной, имеют непосредственное влияние на национальную безопасность государства. Однако, нами ви­дится возможность предложить служащему государственной гражданской службы иную должность в государственном органе, которая не требует допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если нарушение обязательств в сфере реализаций положений о государственной тайне не по­влекло никаких негативных последствий.

2.2 Отдельные правовые аспекты совершенствования работы должностных лиц по допуску к сведениям, составляющим государственную тайну

Государством установлен особый режим в деятельности государственных органов и предприятий по обращению со сведениями, составляющими государственную тайну. Сек­ретность представляется важным средством по обеспечению государственной безопасно­сти, которое предполагает ограниченность доступа к сведениям, являющимся государст­венной и иной охраняемой законом тайной, что обуславливает наличие некоторых огра­ничений права граждан свободно искать, получать, производить и распространять ин­формацию любыми законными способами, предусмотренными в ст. 29 Конституции РФ.


Неотъемлемой частью содержания режи­ма секретности является порядок допуска гра­ждан к работам, документам и изделиям, со­держащим государственную тайну. Прежде чем приступить к анализу отдельных особен­ностей этой работы, необходимо рассмотреть суть таких понятий как «допуск к государст­венной тайне» и «доступ к сведениям, состав­ляющим государственную тайну». Исходя из положений ст. 2 Закона РФ «О государствен­ной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (да­лее - Закон «О государственной тайне»), до­пуск к государственной тайне (далее - ГТ) можно трактовать как процедуру, разрешаю­щую на определенных условиях доступ к све­дениям, составляющим ГТ, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений. Мы видим, что субъектами, имеющими право получения допуска, могут быть как юридиче­ские, так и физические лица.

В свою очередь, доступом к сведениям, составляющим ГТ, является санкциониро­ванное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного должностного лица со сведениями, составляющими ГТ. Такое толкование рассматриваемого понятия, на наш взгляд, несколько узко. Действия должностного лица могут выражаться лишь в ознакомлении с защищаемой информаци­ей. Большой толковый словарь русского язы­ка дает нам следующее понимание термина «ознакомление»: приобретение каких-нибудь знаний, получение представления, о чем ни будь[16]. Данным термином, на наш взгляд, не охватывается полный комплекс действий, совершаемых должностным лицом в процессе работы со сведениями, состав­ляющими ГТ. Считаем целесообразным вне­сти соответствующие коррективы в ст. 2 За­кона «О государственной тайне» и рассмат­ривать доступ к сведениям, составляющим ГТ, как санкционированное полномочным долж­ностным лицом ознакомление, использова­ние конкретным должностным лицом сведе­ний, составляющих ГТ, а также получение новой информации секретного характера.

Таким образом, мы видим, что это два взаимосвязанных, но нетождественных поня­тия: допуск всегда предшествует доступу, так как допуск не всегда реализовывается в виде доступа. Например, наличие у должностного лица в установленном порядке оформленно­го допуска не означает, что он воспользуется правом доступа к секретным сведениям.

Следующим понятием, требующим уточ­нения, является «государственная тайна». До принятия Закона «О государственной тайне» ее составляли сведения, «несанкционирован­ное распространение которых могло негатив­но повлиять на состояние военно-экономи­ческого потенциала страны или повлечь дру­гие тяжкие последствия для обороноспособ­ности, государственной безопасности, эконо­мических и политических интересов СССР»[17]. К служебной тайне относились све­дения, охраняемые государством в любой из областей науки, техники, производства и управления, разглашение которых может на­нести ущерб интересам страны. ГТ делилась на государственные секреты - это «сведения особой важности», «совершенно секретные» и служебную тайну, которая имела гриф «сек­ретно». В ней же были определены четыре формы допуска: к «совершенно секретным и особой важности», «совершенно секретным», «секретным» и еще раз «секретным» сведени­ям. Отличие состояло в том, что первые три формы допуска требовали обязательного со­гласования и проведения проверочных меро­приятий органами КГБ СССР. Такое разде­ление до сих пор вносит путаницу в опреде­ление ГТ.


В настоящее время согласно Закону «О го­сударственной тайне» ГТ представляет собой «защищаемые государством сведения в облас­ти его военной, внешнеполитической, эконо­мической, разведывательной, контрразведы­вательной и оперативно-розыскной деятель­ности, распространение которой может на­нести ущерб безопасности Российской Феде­рации»[18].

Степень секретности определяется разме­ром причиняемого ущерба безопасности го­сударства при распространении сведений за­крытого характера. Ущерб может быть иму­щественным, политическим, нравственным и т. д. В соответствии с механизмом отнесе­ния сведений к различным степеням секрет­ности, закрепленных в нормативных право­вых актах, установлены степени секретности сведений, им же соответствуют и грифы сек­ретности - это реквизиты, указывающие на степень секретности сведений, содержащих­ся в их носителях.

В соответствии с правилами отнесения све­дений, составляющих ГТ, к различным степе­ням секретности, указанными в постановле­нии Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 870, установлены три степени секретности:

  • «особой важности» - ущерб при распро­странении будет нанесен РФ в одной или нескольких вышеперечисленных областях;
  • «совершенно секретно» - ущерб причи­няется интересам министерства или отрасли экономики в одной или нескольких перечис­ленных областях;
  • «секретно» - ущерб будет нанесен инте­ресам предприятия, учреждения или органи­зации из указанных областей. Степеням сек­ретности соответствуют формы допуска к све­дениям, составляющим ГТ.

Далее рассмотрим последовательность процедуры получения лицензии подразделе­ниями системы МВД РФ и оформления до­пусков сотрудникам органов внутренних дел.

Предприятия, учреждения или организа­ции могут осуществлять свою деятельность, в рамках которой предполагается использо­вание сведений, являющихся ГТ, разработ­ка средств защиты охраняемой информа­ции, а также выполнение мероприятий и (или) оказание услуг по ее защите, только по­сле получения ими в установленном порядке лицензии на проведение работы со сведения­ми соответствующей степени секретности (за исключением подразделений, указанных в приказе МВД России от 21 января 2013 года № 33дсп «О порядке лицензирования дея­тельности по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в системе МВД Рос­сии»). Эта процедура регламентирована По­ложением о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использова­нием сведений, составляющих государствен­ную тайну, созданием средств защиты инфор­мации, а также с осуществлением мероприя­тий и (или) оказанием услуг по защите госу­дарственной тайны, утвержденным поста­новлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. № 333.


Процедура лицензирования любого под­разделения начинается с подготовки и на­правления запроса, а также необходимых до­кументов в территориальный орган безопас­ности, который в течение 30 дней с момента получения заявления должен дать ответ.

При положительном решении в лицензи­руемом органе будут проведены: специальная экспертиза, целью которой является оценка готовности его к выполнению требований законодательных и иных нормативных актов по обеспечению защиты сведений, состав­ляющих ГТ, и государственная аттестация ру­ководителей, ответственных за защиту сведе­ний, составляющих ГТ, при выполнении сле­дующих условий: знание нормативной пра­вовой базы по обеспечению защиты секрет­ных сведений в процессе работы с ними; на­личие подразделений по защите секретных сведений; необходимое число специалистов в области защиты информации; наличие средств защиты информации, имеющих со­ответствующие сертификаты.

О получении лицензии орган внутренних дел уведомляет Министерство внутренних дел РФ и приступает к работе по оформле­нию допусков к ГТ сотрудникам, которым по роду службы он необходим.

Сущностью оформления допуска к ГТ гра­ждан является осознанное добровольное при­нятие ими на себя обязательств перед госу­дарством по неразглашению доверенных ему сведений, составляющих ГТ; временные час­тичные ограничения прав; письменное согла­сие на проведение в отношении него прове­рочных мероприятий; принятие руководите­лем организации письменного решения о до­пуске и заключение с гражданином договора (контракта)[19]. Коротко остановим­ся на главных, с нашей точки зрения, этапах процедуры оформления допусков к государ­ственной тайне сотрудников органов внут­ренних дел.

Руководитель органа внутренних дел со­вместно с режимно-секретным подразделе­нием, проанализировав объем, характер ра­бот, определив перечень должностей, при назначении на которые гражданам должен оформляться допуск к ГТ, составляют проект номенклатуры должностей, подлежащих оформлению на допуск на основании штат­ного расписания. После согласования с тер­риториальным органом безопасности но­менклатура должностей будет являться основ­ным документом, который дает право на оформление допусков к ГТ.

После соответствующего утверждения и согласования кадровый аппарат занимается подготовкой материалов на сотрудников, оформляемых на допуск к документам различ­ной степени секретности. Оформляющиеся сотрудники собственноручно заполняют ан­кету установленного образца, в которой обя­заны указать достоверные данные. Анкета заверяется подписью кадрового работника и печатью.


На практике возникает неопределенность в части организации порядка хранения анкет сотрудников, которым оформлялся допуск к ГТ по третьей форме без проведения провероч­ных мероприятий. Ни постановление Прави­тельства РФ[20], ни разработанный на его основе приказ МВД России[21] не дает отве­та на этот вопрос. Мы полагаем возможным приобщать заполненные анкеты к личным делам таких сотрудников и в связи с этим предлагаем дополнить указанные выше по­становление Правительства РФ пунктом 30.1. и приказ МВД России пунктом 28.1. следую­щего содержания: «После оформления допуска, заполненные анкеты сотрудника (кандидата), которому оформляется допуск к государствен­ной тайне, приобщаются к личным делам та­ких сотрудников и хранятся в кадровом под­разделении».

Оформление допусков по первой и второй формам к «сведениям особой важности» и «совершенно секретным сведениям» оформ­ляются только после проведения органами федеральной службы безопасности провероч­ных мероприятий для установления наличия (или отсутствия) оснований, препятствующих допуску или послуживших основанием для отказа в допуске. По результатам проведен­ных проверок решение о допуске принимает руководитель органа внутренних дел, при этом неся персональную ответственность. Оформление допусков сотрудникам по треть­ей форме к сведениям с грифом «секретно» осуществляется руководителем органа внут­ренних дел без проведения проверочных ме­роприятий.

Завершающим этапом оформления допус­ков по всем трем формам является подписа­ние обязательства граждан перед государст­вом по соблюдению требований законода­тельства Российской Федерации о ГТ, кото­рые отражаются в трудовом договоре (кон­тракте). Обязательства граждан, с которыми не заключается трудовой договор (контракт), оформляются в виде расписки.

На наш взгляд, стоит уделить особое вни­мание процедуре оформления допуска к го­сударственной тайне курсантам и слушателям учебных заведений системы МВД России, так как она имеет свои особенности.

Согласно требованиям вышеуказанных нормативных актов курсанты и слушатели на весь период обучения допускаются к работам только с секретными сведениями, соответст­венно, им оформляется третья форма допуска к ГТ. Нам видится такой подход несколько со­мнительным. Изучение отдельных учебных дисциплин предполагает ознакомление с нормативной правовой базой, содержащей совершенно секретные сведения. Особенно это актуально для подготовки специалистов в области оперативно-розыскной деятельно­сти. Несомненно, достаточно ограничиться изучением учебной литературы и учебно-ме­тодическими материалами, имеющими более низкий гриф секретности. Но цель обучения состоит в том, чтобы научить руководство­ваться ведомственными приказами в профес­сиональной деятельности, уметь грамотно толковать их, давать правильное разъяснение по их сущности.