Файл: Современная законодательно-нормативная база защиты государственной тайны (Государство и государственная тайна).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
Кроме того, анализ сложившейся практики свидетельствует о том, что, даже приступив к выполнению своих служебных обязанностей после окончания обучения, выпускники не имеют возможности ознакомиться с этой закрытой информацией.
Во-первых, это связано с тем, что нормативные документы поступают в органы внутренних дел в одном-двух экземплярах и, как правило, хранятся у руководителя. Изучение мнений опрошенных нами лиц свидетельствует о том, что у 7,8 % из них есть возможность ежедневного ознакомления с нормативной правовой базой в сфере обеспечения режима секретности, у 12 % опрошенных - один раз в неделю, ежемесячно - 35,9 %, один раз в полугодие - 20,4 %, а у 23,9 % респондентов вообще нет такой возможности[22].
Во-вторых, в связи с достаточно большой загруженностью у них нет возможности для изучения требований приказов. Проанкетированные нами оперативные сотрудники, а также представители подразделений делопроизводства и режима указали, что нормативную правовую базу в сфере обеспечения режима секретности изучают самостоятельно - 26,1 %, знакомятся с ней в рамках занятий по профессиональной служебной и физической подготовке - 57 %, узнают о существующих режимных требованиях в процессе обмена опытом с коллегами - 16,9 %.
В-третьих, отдельные сотрудники даже не знают о существовании приказов, регламентирующих эту довольно закрытую и специфическую сферу оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел.
Наряду с этим слушатели последних курсов направляются в оперативные подразделения территориальных органов для прохождения практики. В отчетных документах предусмотрено изучение деятельности этих подразделений, специфики их работы, ознакомление с нормативной правовой базой. Обучающиеся могут присутствовать при проведении отдельных оперативно-розыскных мероприятий. Наличие третьей формы допуска к ГТ несколько ограничивает их деятельность, а также возможности наставников из числа сотрудников оперативных подразделений по качественному обучению практикантов.
Как показало анкетирование сотрудников оперативных подразделений, 73 % считают необходимым оформление второй формы допуска курсантам (слушателям) образовательных организаций системы МВД России, направляемым в оперативные подразделения территориальных органов внутренних дел для прохождения практики, т. к. вторая форма допуска им необходима для ознакомления с материалами дел оперативного учета, основами агентурной работы, участия в проведении оперативно-розыскных мероприятий, а также расширяет возможности наставников из числа оперативных подразделений по качественному обучению практикантов. И лишь 27 % опрошенных высказали мнение, что третьей формы допуска достаточно, т. к. в ходе прохождения практики они знакомятся только с секретными документами (сведениями).
В связи с вышеизложенным нам видится целесообразным всем кандидатам, направляемым в образовательные организации системы МВД России для обучения в качестве будущих сотрудников оперативных подразделений, оформлять допуск к ГТ по второй форме. С целью нормативного закрепления данного положения предлагаем изложить ч. 1 п. 48 приказа МВД России от 20 августа 2010 г. № 600 «Об утверждении инструкции о порядке допуска сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников России к государственной тайне». Работников органов внутренних дел, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД России к государственной тайне» в следующей редакции:
«48. Слушатели (курсанты) образовательных учреждений МВД России очной формы обучения допускаются только к секретным или совершенно секретным сведениям».
Изложенные в настоящей работе вопросы представляют собой попытку переосмысления основных положений, касающихся порядка оформления допуска сотрудников органов внутренних дел к государственной тайне. Предложения по изменению нормативной правовой базы в сфере допускной работы, на наш взгляд, могут способствовать совершенствованию порядка оформления допусков к государственной тайне сотрудников органов внутренних дел, в том числе обучающихся в ведомственных образовательных организациях системы МВД России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в результате решения выше стоящих задач, были получены следующие выводы:
1. С течением времени этот процесс всё более и более детализировался. На современном этапе организация защиты государственной тайны - это хорошо проработанный и чётко отлаженный технологический процесс. Существующая нормативная база охватывает практически все стороны защиты секретных сведений.
Интересно, что подход к организации защиты государственной тайны практически не изменился с петровских времен. Именно тогда были сформулированы основной подход и правила работы с секретными сведениями: порядок следовать «инструкциям, и регламентам», помечать секретные документы соответствующим грифом, «поступать, как доброму и верному его царского величества рабу[23] в деле сохранности государственной тайны и, наконец, была введена ответственность за невыполнение необходимых требований. Можно выделить, пожалуй, единственное по-настоящему принципиальное отличие: в наше время существует специальный порядок отнесения информации к государственной тайне, которого не было в петровские времена.
2. Чтобы исключить вышеуказанные последствия необходимо проводить полное медицинское освидетельствование на выявление употребления алкогольных, наркотических и психотропных веществ. А после допуска сотрудника, к материалам содержащие государственную тайну, проводить данные исследования раз в 2-3 месяца, дабы подтвердить способность к работе и соответствие сотрудника к ней иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне»
Приказ Минздрав соцразвития РФ от 26.08.2011 № 989н «Об утверждении перечня медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, порядка получения и формы справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну»
3. Вопросы, связанные с государственной тайной, имеют непосредственное влияние на национальную безопасность государства. Однако, нами видится возможность предложить служащему государственной гражданской службы иную должность в государственном органе, которая не требует допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если нарушение обязательств в сфере реализаций положений о государственной тайне не повлекло никаких негативных последствий.
4. Изложенные в настоящей работе вопросы представляют собой попытку переосмысления основных положений, касающихся порядка оформления допуска сотрудников органов внутренних дел к государственной тайне. Предложения по изменению нормативной правовой базы в сфере допускной работы, на наш взгляд, могут способствовать совершенствованию порядка оформления допусков к государственной тайне сотрудников органов внутренних дел, в том числе обучающихся в ведомственных образовательных организациях системы МВД России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.05.2019)
- «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019)
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.05.2019)
- Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 41.
- Закон РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 29.07.2018 № 256-ФЗ)
- Закон РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-1 // СПС КонсультантПлюс.
- Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
- Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» // СПС КонсультантПлюс.
- Указ Президента Российской Федерации от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» // СПС КонсультантПлюс.
- Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 № 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» (ред. от 19.04.2019)
- Постановление Правительства РФ от 22.08.1998 № 1003 (ред. от 18.03.2016) «Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа
- Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 № 681 (ред. от 19.12.2018) «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации»
- Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. № 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 7.
- Приказ МВД России от 20 августа 2010 г. № 600 «Об утверждении инструкции о порядке допуска сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД
- Приказ МВД СССР № 0700-1975 г. «Об утверждении Инструкции по обеспечению сохранности государственной тайны в системе МВД СССР».
- Большой толковый словарь русского языка. Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 2015.
- Генеральный регламент // Реформы Петра I. Сборник документов. М., 1937. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/general.htm (дата обращения 09.12.2019 г.).
- Есипов В.В. Уголовное право. Часть особенная. Преступления против государства и общества.- Москва, типолитография И. И. Пашкова, 1906. - С. 45.
- Оперативно-розыскная деятельность: современное состояние, проблемы и пути повышения ее эффективности. М., 2014.
- Полное собрание законов Российской империи с 1649 г. Т.18 (1767-1769). 13.042. (ЦВИА).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 № 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» // СПС КонсультантПлюс.
- Сальников М. В., Сальников С. П., Реуф В. М. Эволюция законодательства о преступлениях против государства в России до начала XX века: теория и практика // УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА // Издательство: Санкт- Петербургский государственный экономический университет (Санкт-Петербург), № 37, 2015г. - С. 145 -152.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
Таблица 1
Статистика преступлений за нарушение законодательства о государственной тайне
Норма закона (статья) УК РФ |
Год |
Всего лиц подвергнутых наказанию |
Должностные лица |
Физические лица |
275 УК РФ |
2015 |
14 |
4 |
10 |
0276 УК РФ |
2015 |
3 |
0 |
3 |
283 УК РФ |
2015 |
3 |
3 |
0 |
283.1 УК РФ |
2015 |
0 |
0 |
0 |
284 УК РФ |
2015 |
8 |
8 |
0 |
Всего 28 человек осуждено.
Приложение Б
Таблица 2
Статистика преступлений за нарушение законодательства о государственной тайне
275 УК РФ |
2016 |
15 |
5 |
10 |
276 УК РФ |
2016 |
5 |
3 |
2 |
283 УК РФ |
2016 |
4 |
3 |
1 |
283.1 УК РФ |
2016 |
1 |
1 |
0 |
284 УК РФ |
2016 |
11 |
11 |
0 |
Всего 36 человека.
Приложение В
Таблица 3
Статистика преступлений за нарушение законодательства о государственной тайне
275 УК РФ |
2017 |
18 |
7 |
11 |
276 УК РФ |
2017 |
12 |
0 |
12 |
283 УК РФ |
2017 |
25 |
12 |
13 |
283.1 УК РФ |
2017 |
3 |
0 |
3 |
284 УК РФ |
2017 |
13 |
10 |
3 |
Всего 71 человека.
Приложение Г
Таблица 4
Статистика преступлений за нарушение законодательства о государственной тайне
275 УК РФ |
2018 |
14 |
3 |
11 |
276 УК РФ |
2018 |
9 |
1 |
8 |
283 УК РФ |
2018 |
6 |
5 |
1 |
283.1 УК РФ |
2018 |
2 |
0 |
2 |
284 УК РФ |
2018 |
7 |
7 |
0 |
Всего 38 человек.
-
Генеральный регламент // Реформы Петра I. Сборник документов. М., 1937. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/general.htm (дата обращения 11 февраля 2019 г.) ↑
-
Генеральный регламент // Реформы Петра I. Сборник документов. М., 1937. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/general.htm (дата обращения 11 февраля 2019 г.) ↑
-
Полное собрание законов Российской империи с 1649 г. Т.18 (1767-1769). 13.042. (ЦВИА) ↑
-
Есипов В.В. Уголовное право. Часть особенная. Преступления против государства и общества.- Москва, типолитография И. И. Пашкова, 1906. - С. 45. ↑
-
Генеральный регламент // Реформы Петра I. Сборник документов. М., 1937. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/general.htm (дата обращения 11 февраля 2019 г.) ↑
-
Закон РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 29.07.2018 № 256-ФЗ) ↑
-
283.1Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну. ↑
-
275.Государственная измена. ↑
-
Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 № 681 (ред. от 19.12.2018) «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» ↑
-
Закон РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-1 // СПС КонсультантПлюс. ↑
-
Постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 № 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» // СПС КонсультантПлюс. ↑
-
Указ Президента Российской Федерации от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» // СПС КонсультантПлюс. ↑
-
Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» // СПС КонсультантПлюс ↑
-
Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» // СПС КонсультантПлюс ↑
-
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ // СПС КонсультантПлюс. ↑
-
Большой толковый словарь русского языка. Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 2015. ↑
-
Приказ МВД СССР № 0700-1975 г. «Об утверждении Инструкции по обеспечению сохранности государственной тайны в системе МВД СССР» ↑
-
Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 41. ↑
-
Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. № 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 7. ↑
-
Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. № 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 7. ↑
-
Приказ МВД России от 20 августа 2010 г. № 600 «Об утверждении инструкции о порядке допуска сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД ↑
-
Всего проанкетировано 142 человека (105 оперативных сотрудников и руководителей оперативных подразделений регионального уровня, а также 37 сотрудников и работников подразделений делопроизводства и режима образовательных организаций системы МВД России). ↑
-
Генеральный регламент // Реформы Петра I. Сборник документов. М., 1937. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/general.htm (дата обращения 11 февраля 2019 г.) ↑