Файл: Современная законодательно-нормативная база защиты государственной тайны (Государство и государственная тайна).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, анализ сложившейся практи­ки свидетельствует о том, что, даже присту­пив к выполнению своих служебных обязан­ностей после окончания обучения, выпускни­ки не имеют возможности ознакомиться с этой закрытой информацией.

Во-первых, это связано с тем, что норма­тивные документы поступают в органы внут­ренних дел в одном-двух экземплярах и, как правило, хранятся у руководителя. Изучение мнений опрошенных нами лиц свидетельст­вует о том, что у 7,8 % из них есть возмож­ность ежедневного ознакомления с норматив­ной правовой базой в сфере обеспечения ре­жима секретности, у 12 % опрошенных - один раз в неделю, ежемесячно - 35,9 %, один раз в полугодие - 20,4 %, а у 23,9 % респон­дентов вообще нет такой возможности[22].

Во-вторых, в связи с достаточно большой загруженностью у них нет возможности для изучения требований приказов. Проанкетиро­ванные нами оперативные сотрудники, а так­же представители подразделений делопроиз­водства и режима указали, что нормативную правовую базу в сфере обеспечения режима секретности изучают самостоятельно - 26,1 %, знакомятся с ней в рамках занятий по профес­сиональной служебной и физической подго­товке - 57 %, узнают о существующих режим­ных требованиях в процессе обмена опытом с коллегами - 16,9 %.

В-третьих, отдельные сотрудники даже не знают о существовании приказов, регламен­тирующих эту довольно закрытую и специ­фическую сферу оперативно-служебной дея­тельности органов внутренних дел.

Наряду с этим слушатели последних курсов направляются в оперативные подразделения территориальных органов для прохождения практики. В отчетных документах предусмот­рено изучение деятельности этих подразделе­ний, специфики их работы, ознакомление с нормативной правовой базой. Обучающиеся могут присутствовать при проведении отдель­ных оперативно-розыскных мероприятий. Наличие третьей формы допуска к ГТ несколь­ко ограничивает их деятельность, а также воз­можности наставников из числа сотрудников оперативных подразделений по качественно­му обучению практикантов.

Как показало анкетирование сотрудников оперативных подразделений, 73 % считают необходимым оформление второй формы до­пуска курсантам (слушателям) образователь­ных организаций системы МВД России, на­правляемым в оперативные подразделения территориальных органов внутренних дел для прохождения практики, т. к. вторая форма допуска им необходима для ознакомления с материалами дел оперативного учета, осно­вами агентурной работы, участия в проведе­нии оперативно-розыскных мероприятий, а также расширяет возможности наставников из числа оперативных подразделений по ка­чественному обучению практикантов. И лишь 27 % опрошенных высказали мнение, что третьей формы допуска достаточно, т. к. в ходе прохождения практики они знакомятся толь­ко с секретными документами (сведениями).


В связи с вышеизложенным нам видится целесообразным всем кандидатам, направ­ляемым в образовательные организации сис­темы МВД России для обучения в качестве будущих сотрудников оперативных подразде­лений, оформлять допуск к ГТ по второй фор­ме. С целью нормативного закрепления дан­ного положения предлагаем изложить ч. 1 п. 48 приказа МВД России от 20 августа 2010 г. № 600 «Об утверждении инструкции о по­рядке допуска сотрудников, федеральных го­сударственных гражданских служащих и работников России к государственной тайне». Работников органов внутренних дел, военно­служащих и гражданского персонала внутрен­них войск МВД России к государственной тайне» в следующей редакции:

«48. Слушатели (курсанты) образователь­ных учреждений МВД России очной формы обучения допускаются только к секретным или совершенно секретным сведениям».

Изложенные в настоящей работе вопросы представляют собой попытку переосмысле­ния основных положений, касающихся по­рядка оформления допуска сотрудников орга­нов внутренних дел к государственной тай­не. Предложения по изменению норматив­ной правовой базы в сфере допускной рабо­ты, на наш взгляд, могут способствовать со­вершенствованию порядка оформления до­пусков к государственной тайне сотрудников органов внутренних дел, в том числе обучаю­щихся в ведомственных образовательных ор­ганизациях системы МВД России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в результате решения выше стоящих задач, были получены следующие выводы:

1. С течением времени этот процесс всё более и более детализировался. На современном этапе организация защиты государственной тайны - это хорошо проработанный и чётко отлаженный технологический процесс. Существующая нормативная база охватывает практически все стороны защиты секретных сведений.

Интересно, что подход к организации защиты государственной тайны практически не изменился с петровских времен. Именно тогда были сформулированы основной подход и правила работы с секретными сведениями: порядок следовать «инструкциям, и регламентам», помечать секретные документы соответствующим грифом, «поступать, как доброму и верному его царского величества рабу[23] в деле сохранности государственной тайны и, наконец, была введена ответственность за невыполнение необходимых требований. Можно выделить, пожалуй, единственное по-настоящему принципиальное отличие: в наше время существует специальный порядок отнесения информации к государственной тайне, которого не было в петровские времена.


2. Чтобы исключить вышеуказанные последствия необхо­димо проводить полное медицинское освидетельствование на выявление употребления алкогольных, наркотических и психотропных веществ. А после допуска сотрудника, к материалам содержащие государственную тайну, проводить данные исследования раз в 2-3 месяца, дабы подтвердить способность к работе и соответствие сотрудника к ней иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне»

Приказ Минздрав соцразвития РФ от 26.08.2011 № 989н «Об утверждении перечня медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, порядка получения и формы справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну»

3. Вопросы, связанные с государственной тай­ной, имеют непосредственное влияние на национальную безопасность государства. Однако, нами ви­дится возможность предложить служащему государственной гражданской службы иную должность в государственном органе, которая не требует допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если нарушение обязательств в сфере реализаций положений о государственной тайне не по­влекло никаких негативных последствий.

4. Изложенные в настоящей работе вопросы представляют собой попытку переосмысле­ния основных положений, касающихся по­рядка оформления допуска сотрудников орга­нов внутренних дел к государственной тай­не. Предложения по изменению норматив­ной правовой базы в сфере допускной рабо­ты, на наш взгляд, могут способствовать со­вершенствованию порядка оформления до­пусков к государственной тайне сотрудников органов внутренних дел, в том числе обучаю­щихся в ведомственных образовательных ор­ганизациях системы МВД России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.05.2019)
  2. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019)
  3. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.05.2019)
  4. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 41.
  5. Закон РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 29.07.2018 № 256-ФЗ)
  6. Закон РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-1 // СПС КонсультантПлюс.
  7. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
  8. Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» // СПС КонсультантПлюс.
  9. Указ Президента Российской Федерации от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» // СПС КонсультантПлюс.
  10. Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 № 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» (ред. от 19.04.2019)
  11. Постановление Правительства РФ от 22.08.1998 № 1003 (ред. от 18.03.2016) «Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа
  12. Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 № 681 (ред. от 19.12.2018) «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации»
  13. Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. № 63 «Об утверждении Ин­струкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государ­ственной тайне» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 7.
  14. Приказ МВД России от 20 августа 2010 г. № 600 «Об утверждении инструкции о поряд­ке допуска сотрудников, федеральных государ­ственных гражданских служащих и работни­ков органов внутренних дел, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД
  15. Приказ МВД СССР № 0700-1975 г. «Об утверждении Инструкции по обеспечению сохранности государственной тайны в сис­теме МВД СССР».
  16. Большой толковый словарь русского языка. Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 2015.
  17. Генеральный регламент // Реформы Петра I. Сборник документов. М., 1937. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/general.htm (дата обращения 09.12.2019 г.).
  18. Есипов В.В. Уголовное право. Часть особенная. Преступления против государства и общества.- Москва, типолитография И. И. Пашкова, 1906. - С. 45.
  19. Оперативно-розыскная деятельность: современное состояние, проблемы и пути повышения ее эффективности. М., 2014.
  20. Полное собрание законов Российской империи с 1649 г. Т.18 (1767-1769). 13.042. (ЦВИА).
  21. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 № 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Феде­рации к государственной тайне» // СПС КонсультантПлюс.
  22. Сальников М. В., Сальников С. П., Реуф В. М. Эволюция законодательства о преступлениях против государства в России до начала XX века: теория и практика // УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА // Издательство: Санкт- Петербургский государственный экономический университет (Санкт-Петербург), № 37, 2015г. - С. 145 -152.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Таблица 1

Статистика преступлений за нарушение законодательства о государственной тайне

Норма закона (статья) УК РФ

Год

Всего лиц подвергнутых наказанию

Должностные лица

Физические лица

275 УК РФ

2015

14

4

10

0276 УК РФ

2015

3

0

3

283 УК РФ

2015

3

3

0

283.1 УК РФ

2015

0

0

0

284 УК РФ

2015

8

8

0

Всего 28 человек осуждено.

Приложение Б

Таблица 2

Статистика преступлений за нарушение законодательства о государственной тайне

275 УК РФ

2016

15

5

10

276 УК РФ

2016

5

3

2

283 УК РФ

2016

4

3

1

283.1 УК РФ

2016

1

1

0

284 УК РФ

2016

11

11

0

Всего 36 человека.

Приложение В

Таблица 3

Статистика преступлений за нарушение законодательства о государственной тайне

275 УК РФ

2017

18

7

11

276 УК РФ

2017

12

0

12

283 УК РФ

2017

25

12

13

283.1 УК РФ

2017

3

0

3

284 УК РФ

2017

13

10

3

Всего 71 человека.

Приложение Г

Таблица 4

Статистика преступлений за нарушение законодательства о государственной тайне

275 УК РФ

2018

14

3

11

276 УК РФ

2018

9

1

8

283 УК РФ

2018

6

5

1

283.1 УК РФ

2018

2

0

2

284 УК РФ

2018

7

7

0


Всего 38 человек.

  1. Генеральный регламент // Реформы Петра I. Сборник документов. М., 1937. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/general.htm (дата обращения 11 февраля 2019 г.)

  2. Генеральный регламент // Реформы Петра I. Сборник документов. М., 1937. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/general.htm (дата обращения 11 февраля 2019 г.)

  3. Полное собрание законов Российской империи с 1649 г. Т.18 (1767-1769). 13.042. (ЦВИА)

  4. Есипов В.В. Уголовное право. Часть особенная. Преступления против государства и общества.- Москва, типолитография И. И. Пашкова, 1906. - С. 45.

  5. Генеральный регламент // Реформы Петра I. Сборник документов. М., 1937. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/general.htm (дата обращения 11 февраля 2019 г.)

  6. Закон РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 29.07.2018 № 256-ФЗ)

  7. 283.1Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну.

  8. 275.Государственная измена.

  9. Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 № 681 (ред. от 19.12.2018) «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации»

  10. Закон РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-1 // СПС КонсультантПлюс.

  11. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 № 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Феде­рации к государственной тайне» // СПС КонсультантПлюс.

  12. Указ Президента Российской Федерации от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» // СПС КонсультантПлюс.

  13. Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» // СПС КонсультантПлюс

  14. Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» // СПС КонсультантПлюс

  15. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

  16. Большой толковый словарь русского языка. Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 2015.

  17. Приказ МВД СССР № 0700-1975 г. «Об утверждении Инструкции по обеспечению сохранности государственной тайны в сис­теме МВД СССР»

  18. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 41.

  19. Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. № 63 «Об утверждении Ин­струкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государ­ственной тайне» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 7.

  20. Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. № 63 «Об утверждении Ин­струкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государ­ственной тайне» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 7.

  21. Приказ МВД России от 20 августа 2010 г. № 600 «Об утверждении инструкции о поряд­ке допуска сотрудников, федеральных государ­ственных гражданских служащих и работни­ков органов внутренних дел, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД

  22. Всего проанкетировано 142 человека (105 оперативных сотрудников и руководителей оперативных подразделений регионального уровня, а также 37 сотрудников и работников подразделений делопроизводства и режима образовательных организаций системы МВД России).

  23. Генеральный регламент // Реформы Петра I. Сборник документов. М., 1937. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/general.htm (дата обращения 11 февраля 2019 г.)