Файл: Методы выбора проекта (Теоретико-методологические основы методов выбора проекта).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методология разработки и оценки эффективности инвестиционных проектов не всегда адаптирована к современным условиям деятельности российских предприятий, некоторые показатели зачастую противоречат друг другу, присутствует сложность разработки проектов на разных этапах, особенно на начальном, когда еще трудно оценить эффективность вложений[23].

Успешное решение данных проблем предполагает комплексный подход к оценке инвестиционных проектов и отбор наиболее выгодных, который включает в совокупности экономический, финансовый, технический, юридический, экологический и другие виды анализа[24][25].

Концептуальная схема оценки эффективности проектов состоит из двух этапов. Первый этап – оценка эффективности проекта в целом, который включает оценку общественной эффективности и коммерческой эффективности проекта. Если результаты оценки на первом этапе показывают, что проект эффективен, то проект принимается к дальнейшему рассмотрению, если нет – отклоняется. Второй этап – оценка эффективности участия в проекте для его участников.

В рамках более предметного раскрытия темы данного парграфа проанализируем ключевые этапа оценки эффективности проекта в рамках операционной деятельности предприятия.

Для чего воспользуемся нижеприведенной схемой (Рисунок 1.3) на которой наглядным образом отображена системность данных процессов оценки эффективности проекта.

Рис. 1.3. Схема оценки эффективности проекта[26]

Как можно увидеть из вышеприведенной схемы система оценки эффективности проекта разделяется на два ключевых этапа[27][28]:

1) на первом этапе происходит общая оценка эффективности проекта в рамках социально-экономического результата;

2) на втором же этапе происходит более детальная оценка проекта в рамках оценки эффективности результатов для непосредственных участников проекта.

В рамках более предметного раскрытия темы данного парграфа проанализируем ключевые методы оценки эффективности проекта в рамках операционной деятельности предприятия.

Для чего воспользуемся нижеприведенной схемой (Рисунок 1.4) на которой наглядным образом отображена классификация данных методов оценки эффективности проекта.


Рис. 1.3. Классификация методов оценки экономической эффективности проектов[29]

Как можно увидеть из вышеприведенной схемы выделяют три клчевые группы оценки экономической эффективности проекта[30][31]:

  • статистические методы;
  • динамические методы;
  • альтернативные методы.

Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки. Рассматривая каждый из них в отдельности, можно выделить следующее[32][33][34].

К преимуществам статических методов относятся простота и наглядность расчетов. К недостаткам можно отнести то, что, в первую очередь, выбор базы сравнения – нормативного срока окупаемости, субъективен. Во-вторых, метод не учитывает доходность проекта за пределами срока окупаемости и поэтому не может применяться при сравнении проектов с одинаковыми сроками окупаемости, но с различными сроками реализации проекта. Кроме того, данные методы не могут быть использованы для оценки проектов, связанных с новыми или инновационными продуктами.

Динамические методы, основанные на дисконтировании денежных потоков, являются наиболее распространенными и общепринятыми. Данная модель позволяет учесть требуемую норму доходности, стоимость денег во времени и риск проекта. Однако на практике существуют сложности в методах определения нормы дохода; слабо проработан вопрос корректности использования чистого дисконтированного дохода. При оценке эффективности инвестиционных проектов, например, если ЧДД (NPV) положителен, неважно, насколько он низкий, то проект всегда считается эффективным.

Альтернативные методики оценки эффективности инвестиционных проектов получили в последние годы широкое применение на практике. К ним относятся метод скорректированной приведенной стоимости, метод добавленной стоимости и метод реальных опционов.

Как итог данной главы можно сделать следующие выводы:

  • в рамках хозяйственной деятельности предприятие в условиях ограниченности финансовых ресурсов зачастую рассматривает возможности финансирования различных проектов в системе долгосрочного развития;
  • что генерирует необходимость эффективной оценки существующих проектов с целью выбора наиболее эффективного из них, для последующей реализации;
  • существующие методики и критерии оценки эффективности проектов в каждом конкретном случае могут давать неоднозначные результаты;
  • из чего можно заключить, что в каждом отдельном случае необходимо использовать отдельно взятый метод и/или комбинацию из нескольких методов выбора проекта.

2. Анализ выбора экономически эффективного проекта на примере ООО «Европос Групп»

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия

Компания «Европос Групп» образовалась 11.11.2008 года и является одним из ведущих производителей и дистрибьюторов рекламных и POS-материалов на территории Московской области в целом и Российской Федерации в частности на сегодняшний день[35].

Генеральный директор – Чашников С.А.

Юридический адрес: 142103, Московская обл., Подольск г, Железнодорожная ул., дом 2, помещение 1.

Основной вид деятельности: 46.90 – Торговля оптовая неспециализированная.

Дополнительными видами деятельности ООО «Европос Групп» на сегодняшний день являются:

22.29 – Производство прочих пластмассовых изделий.

25.99 – Производство прочих готовых металлических изделий, не включенных в другие группировки.

32.99 – Производство прочих готовых изделий, не включенных в другие группировки;

46.69 – Торговля оптовая прочими машинами и оборудованием;

47.9 – Торговля розничная вне магазинов, палаток, рынков;

77.39.2 – Аренда и лизинг прочих машин и оборудования, не включенных в другие группировки.

Компания занимается непосредственным производством рекламных и POS-материалов. Имеется производственный цех, располагающийся в Москве, а также компания имеет широко разветвленную сеть официальных представительств. Наглядно данная системная совокупность отображена на нижеприведенном рисунке 1.1.

Москва

(центральный офис)

Санкт-Петербург

(филиал)

Краснодар

(филиал)

Новосибирск

(филиал)

Екатеринбург

(филиал)

Челябинск

(филиал)

Рис. 2.1. Сеть представительств компании «Европос Групп» [36]

Как можно увидеть из вышеприведенного рисунка официальные представительства компании находятся в крупнейших городах Российской Федерации, что обусловлено стратегией развития компании. Когда официальные представительства открываются в рамках емких рынков, а на остальной территории государства используется система дистрибуции в рамках реализации продукции компании.


Копания ООО «Европос Групп» один из ведущих производителей и дистрибьюторов, рекламных и POS-материалов в регионе. Продукция компании используется в государственных учреждениях, сетевом ритейле, магазинах, выставочных залах, офисах продаж.

Ассортимент компании отвечает потребностям рынка и современным тенденциям в розничной торговле.

Продукция компании помогает современным магазинам эффективно использовать торговые площади и увеличивать продажи. POS-материалы используются: банками, шоурумами оптовыми компаниями, офисами и туристическими агентствами, продуктовыми и строительными магазинами, аптеками, кафе и гостиницами.

В местах, где необходимо представить потенциальным покупателям информацию о продуктах и услугах, помогут решения компании «Европос Групп».

Собственное производство позволяет сокращать расходы на изготовление и предлагать качественную продукцию по доступной цене потенциальным потребителям.

Среди основных продуктов производимых компанией, необходимо отметить следующие[37]:

    • полочные разделители;
    • пластиковые рамки и аксессуары;
    • перекидные системы;
    • пластиковая фурнитура;
    • рамы и стойки из алюминия;
    • полочные ценникодержатели;
    • этикетки и ярлыки;
    • бирки и ценники;
    • рамки и держатели для ярлыков и бирок;
    • крюки и принадлежности для витрин и стендов;
    • вывески магазинные наружные;
    • вывески витринные для магазинов и выставок;
    • витрины для торговых, кассовых терминалов;
    • держатели информации;
    • информационные стенды;
    • дисплеи;
    • рекламная фурнитура.

Осуществим анализ финансово-экономических показателей деятельности компании ООО «Европос групп», для этого предварительно осуществим горизонтальный анализ бухгалтерского баланса предприятия за период с 2016 по 2018 год включительно. Для предметной визуализации финансовой отчетности в рамках горизонтального анализа воспользуемся таблицей 2.1., в которой они отображены.

Табл. 2.1 – Горизонтальный анализ баланса компании ООО «Европос Групп» за 2016-2018 гг. [38]

Показатель

2016

2017

Изм., тыс. руб.

Изм., %

2018

Изм., тыс. руб.

Изм., %

Внеоборотные активы

43704

36856

-6848

-15,67

25192

-11664

-31,65

Оборотные активы

353613

386644

33031

9,34

533695

147051

38,03

Актив

397318

423500

26182

6,59

558886

135386

31,97

Капитал и резервы

130862

176801

45939

35,10

262885

86084

48,69

Долгосрочные обязательства

22405

121886

99481

444,01

700

-121186

-99,43

Краткосрочные обязательства

244051

124813

-119238

-48,86

295302

170489

136,60

Пассив

397318

423500

26182

6,59

558886

135386

31,97


Как можно увидеть из вышеприведенной таблицы, за отчетный период в структуре финансовой отчетности компании ООО «Европос групп» произошли следующие изменения[39]:

  1. Внеоборотные активы предприятия уменьшились за период на 15,67% или 6848 тыс. рублей в 2017 году и на 31,65% или 11664 тыс. рублей в 2018 году по отношению к 2017 году. Это произошло за счет реализации части неиспользуемых основных фондов, а также переоценки существующих основных фондов.
  2. В свою очередь оборотные активы выросли на 9,34% или 33031 тыс. рублей в 2017 году, а также выросли на 38,03% или 147051 тыс. рублей в 2018 году по отношению к 2017 году. Это произошло за счет роста цен на сырье и материалы.

3) Совокупно же активы предприятия выросли на 6,59% или 26182 тыс. рублей в 2017 году по отношению к 2016 году, и на 31,97% или 135386 тыс. рублей в 2018 году по отношению к 2017 году.

4) В свою очередь в структуре пассивов капитал и резервы выросли на 35,1% или 45939 тыс. рублей в 2017 году по отношению к 2016 и на 48,69% или 86084 тыс. рублей в 2018 году по отношению к 2017 году. Этот рост был обусловлен увеличением объемов нераспределенной прибыли предприятия за отчетный период

5) Долгосрочные обязательства выросли на 444,01% или 99481 тыс. рублей в 2017 году по отношению к 2016 году, и упали на 99,43% или 121186 тыс. рублей в 2018 году по отношению к 2017 году. Стремительный рост в 2017 был обусловлен коммерческим кредитом.

6) В свою очередь краткосрочные обязательства уменьшились на 48,86% или 119238 тыс. рублей в 2017 году по отношению к 2016 году и выросли на 136,6% или 170489 тыс. рублей в 2018 году по отношению к 2017 году. Что было обусловлено ростом краткосрочной кредиторской задолженности в 2018 году.

7) Совокупно пассивы предприятия выросли на 6,59% или 26182 тыс. рублей в 2017 году по отношению к 2016 году, и на 31,97% или 135386 тыс. рублей в 2018 году по отношению к 2017 году.

Наряду с вышеизложенным горизонтальным анализом бухгалтерского баланса компании ООО «Европос групп» произведем вертикальный анализ финансовой отчетности предприятия. Для этого воспользуемся нижеприведенной таблицей 2.2, в которой наглядно отображены данные показатели за период с 2016 по 2018 год включительно.

Табл. 2.2 – Вертикальный анализ баланса компании ООО «Европос Групп» за 2016-2018 гг. [40]

Показатель

2016

Доля, %

2017

Доля, %

2018

Доля, %

Внеоборотные активы

43704

11,00

36856

8,70

25192

4,51

Оборотные активы

353613

89,00

386644

91,30

533695

95,49

Актив

397318

100

423500

100

558886

100

Капитал и резервы

130862

32,94

176801

41,75

262885

47,04

Долгосрочные обязательства

22405

5,64

121886

28,78

700

0,13

Краткосрочные обязательства

244051

61,42

124813

29,47

295302

52,84

Пассив

397318

100

423500

100

558886

100