Файл: Обеспечение мотивации обучения в начальных классах (Эмпирическое исследование по формированию мотивации у детей в начальной школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов формирования учебной мотивации у детей младшего школьного возраста усиливает желание школьников овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к многообразию изучаемых предметов.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что использование представленных выше методов и приемов для формирования положительной мотивации к учебной деятельности, а также выполнение предложенных нами рекомендаций приведет к удовлетворению потребностей детей в начальной школе, окажет влияние на их желание учиться, что в свою очередь сказывается на успешности в учебной деятельности.

2.3 Анализ реализованных мероприятий по развитию мотивации учения у детей младшего школьного возраста

На заключительном этапе исследования, мы решали следующую задачу: провести проверку эффективности предлагаемой системы формирования положительной учебной мотивации детей младшего школьного возраста.

Для этого мы использовали те же методики, что на начальном этапе исследования. Методика «Направленность на получение знаний», «Направленность на отметку» (Е. П. Ильиным и Н. А. Кудрюковой). Данные диагностики представлены в таблице 9 и рис. 9.

Таблица 5. Сопоставление баллов по направленности на получение знаний и отметки

Ф.И.

Баллы направленности

На знание

На оценку

1

Оксана К.

5

3

2

Миша Л.

3

4

3

Саша К.

7

9

4

Таня Л.

4

2

5

Лена Д.

7

6

6

Ира С.

6

7

7

Максим Т.

8

7

Рис. 5. Процентное соотношение обучающихся по направленности

По результатам анкетирования мы видим, что 43 % обучающихся имеют направленность на отметку, и 57 % - на получение знаний. По сравнению с результатами эмпирического исследования, направленность на отметку снизилась на 14% (с 71% до 57%), а на знания - повысилась на 14%. Сравнительные данные представлены на рис. 6.


Рис. 6. Распределение третьеклассников по направленности на получения знаний и отметки

В результате диагностики на констатирующем и контрольном этапах исследования, третьеклассники распределились по трем уровням мотивации (табл. 7):

Табл. 7. Распределение третьеклассников по направленности на получения знаний и отметки

Уровень мотивации

Кол-во уч-ся

% уч-ся

Конст

Контр

Конст

Контр

Высокий

0

1

0

14

Средний

6

5

86

72

Низкий

1

1

14

14

В результате работы над формированием положительной мотивации появился ученик с высоким уровнем мотивации, со средним уровнем – уменьшилось на одного.

Методика «Изучение отношения к обучению» (разработана Г. Н. Казанцевым)

Табл. 8. Отношение к обучению учащихся 3 класса на констатирующем и контрольном этапах

Ответы

%

Хочу стать грамотным

14%

Не хочу подводить свой класс

0%

Хочу учиться

30%

Для расширения умственного кругозора

14%

Хочу добиться полных и глубоких знаний

0%

Все учатся и я тоже

0%

Чтобы похвалил учитель

14%

Родители заставляют

14%

Классный руководитель заставляет

0%

Нравится получать хорошие оценки

0%

Хочу научиться самостоятельно работать

0%

Хочу быть умным и эрудированным

14%

Хочу быть полезным гражданином

0%

Это мой долг

0%

Чтобы товарищи со мной дружили

0%

Как видно из данных табл. 8, у третьеклассников присутствуют все три вида мотивов: внешний положительный, внешний отрицательный, внутренний. Результаты диагностик позволяют сделать вывод, что дети стали более охотно приходить в школу, чтобы получать знания. Видно, что к концу учебного года у третьеклассников становится ярче выражен внутренний мотив, они начинают понимать ценность процесса обучения для самих себя.


Методика «Определение мотивов обучения» (разработка Н. Г. Гинзбурга

Рис. 7. Доминирование мотивов у младших школьников

Таблица 9. Отношение третьеклассников к обучению (контрольный и констатирующий этап)

Мотив

Констатирующ. Этап % шк

Контрольный этап %

Внешний

28

26

Учебный

14

20

На оценку

44

40

Позиционный

14

14

Социальный

0

0

Игровой

0

0

Как мы видим, на контрольном этапе учебный мотив повысился на 6%, внешний мотив и мотив на получения хорошей оценки немного уменьшились (на 2% и 4% соответственно).

Таким образом, по всем методикам результаты повысились.

Таким образом, можно сделать вывод, что работа, направленная на формирование положительной мотивации учения, с учетом применений рассмотренных приемов, методов, которые, безусловно, должны соответствовать возрастным особенностям детей, эффективна.

Выводы по главе 2

Исследование по изучению развития учебной мотивации младших школьников, проводилось на базе МОУ СОШ №1. В исследовании принимали участие 7 человек в возрасте 8-9 лет. На данном этапе мы выявили уровень учебной мотивации с помощью следующих методик:

1. Методика «Направленность на получение знаний», «Направленность на отметку» (разработаны Е.П. Ильиным и Н.А. Кудрюковой);

2. Методика «Изучение отношения к обучению» (разработана Г.Н. Казанцевым);

3. Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой.

Проведенное на констатирующем этапе работы исследование показало, что в группе присутствуют дети с различными уровнями сформированности мотивации. При этом результаты диагностики опытной работы показали, что развитие мотивации у большинства школьников характеризуется средним уровнем ее сформированности, что предполагает огромные резервы для более интенсивного развития этого качества. Следовательно, возникает потребность в рассмотрении комплекса педагогических средств формирования мотивации у детей младшего школьного возраста по развитию мотивации школьников.

Процесс формирования учебной мотивации младших школьников был организован через:

- проведение нестандартных уроков, (урок-путешествие, урок-игра, уроквикторина, урок-экскурсия, уроков-встреч, уроков защиты творческих проектов), через привлечение сказочных персонажей (Степашка, Дюймовочка, Кот Матроскин и мн.др.);


- игровую деятельность;

- использование различных приёмов на разных этапах урока и во внеурочной деятельности.

Контрольное обследование позволило определить положительную динамику в развитии мотивации учения детей. Таким образом, для формирования мотивации школьников необходимо системное проведение мероприятий.

Таким образом, исследование, показало следующие результаты: 71% обучающихся имеют направленность на отметку, и лишь 29% - на получение знаний; 86 % обучающихся показали средний уровень мотивации учебной активности, 14% - низкий уровень; для 44% детей основным мотивом является мотив оценки, для 28% детей - учебный мотив, для 14% - позиционный мотив и для 14% - внешний мотив; у 72% младших школьников присутствует средний уровень школьной мотивации.

Заключение

Мотивационная сфера является одним из основных компонентов личности. Для развития активной мотивационной сферы необходимо присутствие таких индивидуальных свойств ребёнка, как усидчивость, существование ценностного ориентира, направленность деятельности, эмоциональность, социальные ориентиры и другие характеристики индивида.

Учебная деятельность – это осознанная деятельность школьников по усвоению знаний, умений и навыков. Данная деятельность – ведущая для младшего школьного возраста. Для того чтобы она была успешной, необходимо создавать мотивацию прежде через эмоциональный интерес. Но при этом все же, преимущество нужно отдавать не внешнему стимулированию (получить хорошую оценку), а внутреннему стимулировании (сможешь достичь что-либо, станешь интереснее людям).

Личностная сфера ребенка в учебном процессе проявляется через совокупность разных побуждений: целей, мотивов, установок, интересов, потребностей, которые обуславливают проявление именно учебной активности, а также стремление участвовать во всей школьной жизни.

Стимул - это внешнее побуждение человека к любой активной деятельности. Поэтому, стимулирование – это, прежде всего, фактор деятельности учителя.

Использование приемов и методов стимулирования учебно-познавательной деятельности дает возможность влиять именно на интерес детей к различным видам уроков и мотивы их учения.

В ходе опытно-поисковой работы была проведена первичная диагностика по изучению развития учебной мотивации у младших школьников, которая показала следующие результаты: 71% обучающихся имеют направленность на отметку, и лишь 29% - на получение знаний; 86 % обучающихся показали средний уровень мотивации учебной активности, 14% - низкий уровень; для 44% детей основным мотивом является мотив оценки, для 28% детей - учебный мотив, для 14% - позиционный мотив и для 14% - внешний мотив; у 72% младших школьников присутствует средний уровень школьной мотивации.


Таким образом, развитие мотивации у большинства школьников характеризуется средним уровням ее сформированности, что предполагает огромные резервы для более интенсивного развития этого качества.

Для формирования учебной мотивации нами был разработан комплекс приемов, таких как: «Черный ящик», «Удивляй», дидактические игры, занимательные загадки, кроссворды, ребусы, проблемные задания. Также с детьми была организована работа в рамках реализации метода проектной деятельности, где был разработан и представлен к защите групповой проект «Широкая Масленица». Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволили сформулировать методические рекомендации для педагога, направленные на формирование положительной мотивации к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста.

По итогам повторной диагностики выявлены следующие изменения: направленность на отметку снизилась на 14% (с 71% до 57%), а на знания ‒ повысилась на 14%; появился школьник с высоким уровнем мотивации, со средним уровнем ‒ уменьшилось на одного; у детей преобладает внутренняя и внешняя положительная мотивация; учебный мотив повысился на 6%, внешний мотив и мотив на получения хорошей оценки немного уменьшились (на 2% и 4% соответственно); увеличился процент третьеклассников с высоким уровнем мотивации (0% -14%), уменьшился со средним (86% -72%).

Таким образом, проведя анализ полученных результатов работы, мы увидели положительную динамику процесса развития учебной мотивации. Следовательно, разработанный нами комплекс приемов, а также выполнение предложенных нами рекомендаций оказало влияние на желание учиться, что в свою очередь отразилось и на успешности в учебной деятельности.

Список литературы

  1. Братчикова Ю.С., Плотникова М.М. Развитие мотивации младших школьников в проблемно-диалогическом обучении [Текст] / Братчикова Ю.С., Плотникова М.М. // Современная педагогика. - 2015. - № 3. - С. 67 – 71.
  2. Булатова О. В., Солянова Е.С. Взаимосвязь общей способности к учению и мотивации в младшем школьном возрасте [Текст] / Булатова О. В., Солянова Е.С. // Вестник Югорского государственного университета.- 2010. - № 3(18). – С. 66-69.
  3. Вартанова И.И. Мотивация учебной деятельности и особенности детско - родительских отношений [Текст] / Вартанова И.И. // Психологическая наука и образование.- 2004. - №3. – С. 55-56.
  4. Выготский Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. - М.: Педагогика, 1984. - с. 244 - 268
  5. Герасимчик Л. В. Формирование мотивации и познавательной активности школьников – один из факторов повышения учебной успешности // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 686-687.
  6. Жулина Г. Н., Хан В. Г. Проблема развития мотивации учения младших школьников [Текст]/ Жулина Г. Н., Хан В. Г. // Всероссийская научно – практическая конференция Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация. - 2013.- № 1. - С. 285 – 288
  7. Курапова Т. Ю. Психологические факторы успешности обучения школьников [Текст] / Куратова Т. Ю. 2011. Учёные записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2011.- № 5 . – С. 223- 225.
  8. Николаева Е.С. Модель развития мотивации самопознания детей младшего школьного возраста [Текст] / Николаева Е.С. // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». – № 3. – 2010. – М.: Изд-во МГОУ. – С.176-177.
  9. Никифорова Ф. В. Развитие и формирование мотивации учения [Текст] / Никифорова Ф. В. // Эксперимент и инновации в школе.- 2011.- № 3.- С. 53-55.
  10. Плетнева А. А. Особенности учебной мотивации младшего школьника [Текст] / Плетнева А. А. // Новая наука: от идеи к результату.- 2016.- № 3-2 (72). – С. 159- 162.
  11. Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ.ред. А. А. Бодалева. – М. Изд- во « Когито – Центр» - 2011. – С. 35- 36.
  12. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. С. 74 - 79.
  13. Сапронов И. А. Познавательный интерес в структуре учебной мотивации младшего школьника [Текст] / Сапронов И. А // Проблемы педагогики и психологии. - 2008. - №3. - С. 185- 188
  14. Степанова Н.А. Особенности интеграции эмоциональной, волевой и мотивационной сфер личности младшего школьника на протяжении обучения в начальной школе [Текст] / Степанова Н. А. // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2011. - № 9 (79) . - С. 134-140.
  15. Троян Т.В. Психологические особенности системы отношений «ребенок – значимый взрослый» в младшем школьном возрасте [Текст] / Т. В. Троян // Семейная психология и семейная терапия. – 2011. - № 2 (апр. – июнь). – С. 49-54.
  16. Фрейд А. Детский психоанализ. СПб.: Питер, серия «Хрестоматия по психологии», 2004. 477с.
  17. Царева Е. В, Гордеева Н. П. Особенности развития учебной мотивации младших школьников [Текст] / Царева Е. В, Гордеева Н. П.// Актуальные проблемы и перспективы развития современный психологии.- 2015. - № 1. – С. 258-263.
  18. Чупина В. Б. Особенности влияния социокультурной среды на самооценку и самореализационный потенциал человека [Текст] / Чупина В. Б. // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2007. - №1.- С.108- 111.
  19. Царева Е. В, Гордеева Н. П. Особенности развития учебной мотивации младших школьников [Текст] / Царева Е. В, Гордеева Н. П.// Актуальные проблемы и перспективы развития современный психологии.- 2015. - № 1. – С. 258-263.
  20. Шевырдяева К. С. Психолого – педагогические особенности мотивации младших школьников [Текст] / Шевырдяева К. С. // Вестник Пензенского государственного университета. - 2013. - № 4. – 25 с.