Файл: Основные средства, формы и методы профилактики девиантного поведения детей и подростков в работе учителя начальных классов (Девиантное поведение как социально-педагогический феномен).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гиперкинетические расстройства – это группа нарушений поведения, которая характеризуется ранним началом проявлений, сочетанием чрезмерно активного поведения с выраженной невнимательностью, отсутствием упорства при выполнении инструкций и задач [17, C. 21]. Эти поведенческие характеристики проявляются во всех ситуациях и обнаруживают постоянство во времени. Гиперактивность выражается в плохой адаптивности ребенка. Подобные нарушения фиксируются в поведении не позднее семи лет. В более позднем возрасте острое начало гипердинамического поведения у ребенка школьного возраста может быть обусловлено психогенными причинами или психическими расстройствами. Условно считается, что появление проблем с поведением до десяти лет – тип начала в детском возрасте[5]. Если проблемы с поведением до десяти лет отсутствуют, а появляются после десяти лет – тип начала в подростковом возрасте.

Расстройства поведения, ограничивающиеся семейным окружением, связаны с нарушением детско-родительских отношений (мать, отец), включает антисоциальное и агрессивное поведение. Может иметь место воровство из дома денег, имущества и так далее, жестокость против членов семьи, поджог дома. Социальные отношения вне семьи у подростков в пределах нормы [27, C. 106]. Сюда относятся расстройства поведения, которые выявляют общие критерии нарушения поведения, а также должны присутствовать три и более симптомов из перечня проявлений нарушенного поведения, один из которых фиксируется на протяжении шести месяцев. Нарушения поведения ограничиваются пределами семьи.

Несоциализированные расстройства поведения характеризуются сочетанием упорного агрессивного поведения, которое включает непослушание, грубость, хулиганские действия. Обычно расстройства встречаются в разных ситуациях, но могут быть и в школе. Ребенок одинок, взаимоотношения со сверстниками плохие, он в изоляции, отвержен, непопулярен.

Социализированные расстройства поведения включают общие критерии расстройства поведения, при этом должны присутствовать минимум три симптома, один из которых – на протяжении шести месяцев[6]. Расстройства, как правило, наблюдаются вне дома в группе сверстников, отношение с которыми хорошее. Взаимоотношения со взрослыми нарушены, преобладают асоциальные формы поведения в том числе и в школе (распитие спиртных напитков, курение, употребление наркотиков, хулиганские действия по отношению к младшим).


Отклоняющееся поведение подростков в социальном плане сопряжено с понятием «трудный подросток». Характеристики трудных подростков отличаются по возрастным условиям развития, видам и характеру отклонений в поведении, по их личностным качествам, интересам, склонностям, потребностям. В отечественной педагогической науке проблема типизации трудных подростков одна из самых актуальных[7].

Рассмотрим характерные черты трудных подростков, то есть подростков с отклоняющимся поведением, опираясь на различные их классификации. В основу первой квалификации положены типичные положительные и отрицательные нравственные и психологические качества изучаемых подростков (см. Таблица 1.2).

Таблица 1.2

Классификация видов отклоняющегося поведения в зависимости от

качества и свойства подростков

Характеристика качеств и свойств подростка.

Проявление отклоняющегося поведения подростка с указанными качествами и свойствами.

Учащиеся с пассивной жизненной позицией, замкнутые, угрюмые, недоверчивые, безвольные.

В острых ситуациях они занимают позицию невмешательства, периодически вступают в конфликт с преподавателями и отдельными учащимися. Успевают они посредственно, пропускают уроки, домашних заданий не готовят, равнодушно относятся к труду. Могут поддаваться дурному влиянию и совершать дисциплинарные проступки, но могут и воздерживаться от них при наличии отвлекающих факторов. Охотно поддаются влиянию авторитетов как в отрицательном, так и в положительном отношении.

Эгоисты, упрямые учащиеся.

Полный разрыв между словом и делом, склонные скорее поддержать любой ценой дисциплинарный проступок, чем противодействовать ему. Учатся плохо, грубо нарушают порядок. Вспыльчивы, грубы, невоспитанны, часто проявляют неадекватную реакцию на замечания, курят, пьют, сквернословят, находятся в подчинении у учащихся, относящихся к третьей группе, раболепствуют перед ними и действуют по их указке, нарушают дисциплину, когда чувствуют поддержку. При этом они любознательны в отдельных областях знаний, положительно реагируют на поощрения, могут проявить творческое отношение к заинтересовавшему их виду деятельности, способны пересмотреть свои взгляды и убеждения под воздействием систематического и длительного влияния на них в нужном направлении.

Лживые, наглые, драчливые.

Систематически вступают в конфликты с окружающими, совершают антиобщественные поступки и правонарушения, пытаются отрицательно воздействовать на других учеников, употребляющие спиртные напитки, признают и уважают только авторитет физической силы. Со сверстниками агрессивны и жестоки. По отношению к родителям, преподавателям занимают антагонистическую позицию. У них сложилось устойчивое агрессивное отношение к мнениям и суждениям, не совпадающим с их собственными, к явлениям общественной жизни; они не признают морали и не считаются с ее нормами.


В научной литературе известны и другие классификации отклоняющегося поведения подростков. Вполне очевидно, что все они не исключают существование друг друга, а наоборот дополняют.

Поскольку девиантное поведение стало ассоциироваться со многими негативными проявлениями, возникла даже тенденция считать его «ненормальным» [5, C. 114]. Поэтому следует подчеркнуть, что девиации как мутации в живой природе являются всеобщей формой, способом изменчивости, следовательно, жизнедеятельности и развития любой системы. Поскольку функционирование социальных систем неразрывно связано с человеческой жизнедеятельностью, в которой социальные изменения реализуются также путем девиантного поведения, отклонения в поведении естественны и необходимы. Они служат расширению индивидуального опыта. Возникающее на основе этого разнообразие в социокультурном, психофизическом, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием совершенствования общества, осуществления социального развития.

Л. Зюбин также предлагает типизацию по степени проявления у трудных подростков отклонений от нормы [8, C. 169].

Таблица 1.3

Типизация по степени проявления у трудных подростков отклонений от нормы

Ведущие
недостатки личности

Преобладающие причины соответствующего поведения
и способы их преодоления

1. Грубость

а) аффективность, невыдержанность, недостатки нервной системы: главное направление работы – создание спокойной обстановки, помощь врача и психолога;

б) самоуверенные, заносчивые: необходим постоянный анализ их поведения, включение в коллективную деятельность, воспитание умения подчиняться;

в) в свое время несправедливо обиженные и поддержанные плохими людьми: решающее значение имеет чуткий подход к учащимся, убеждение их на конкретных примерах в том, что плохие люди составляют ничтожно малую долю; обучение подростков умению понимать людей.

2. Лень

а) безвольные, неприученные к преодолению трудностей: требуется создание для них таких условий, где постепенно все более будет нарастать напряжение, требующее волевых усилий; развенчание ложных авторитетов;

б) полное безразличие к учебе: использование всего арсенала педагогических средств, чтобы разбудить любознательность;

в) переоценка собственных способностей: показ на конкретных примерах собственной переоценки.

3. Замкнутость, стремление находиться вне коллектива

а) самоуверенность, противопоставление себя коллективу: развенчивание завышенной самооценки;

б) кем-то несправедливо обиженные или кем-то третируемые в группе: необходимо выявление причин и лиц, плохо относящихся к данному ученику, преодоление причин;

в) какие-то недостатки (маленький рост, особенности внешности): тактичные беседы, убеждение, предъявление категорических требований к другим подросткам не обращать на это внимания.


Ведущие
недостатки личности

Преобладающие причины соответствующего поведения
и способы их преодоления

4. Склонность к правонарушениям

а) инициаторы, организаторы, способствующие правонарушениям: использовать их энергию в различных поручениях;

б) исполнители, легко поддающиеся дурному влиянию: включить в положительную деятельность, способствующую исправлению;

в) действующий в одиночку: включить в коллективную захватывающую деятельность.

П.И. Пидкасистый уточняет, что нормативность поведения личности может быть определена в соответствии с социально-психологическими нормативами общества и социокультурными особенностями конкретного региона, района[8]. Известно, что в настоящее время таких нормативов просто нет. Следует отметить, что время существования норм может быть кратким, исчисляясь десятилетиями и даже годами, что происходит в настоящее время. Сложность определения связана с недостаточностью информации о психологической норме, когда в современном обществе распространяются нормы криминальной субкультуры.

Отклоняющимся, по мнению С.А. Палатовой, может быть принято поведение, не соответствующее возрастным шаблонам и традициям, являющееся следствием ряда причин [23, C. 20]. Наличие стандарта, фиксирующего типичные черты ребенка определенного хронологического возраста, позволяет рассматривать каждого отдельного ребенка как вариант, более или менее отклоняющийся от основного типа. Подросток с девиантным поведением – это, как правило, ребенок-дезорганизатор.

Таким образом, под отклоняющимся поведением следует понимать такое поведение, которое не совпадает с общепринятыми нормами в обществе, в том числе нравственными, правовыми, эстетическими, проявляющимися в виде несбалансированности психических процессов, нарушении процесса самоактуализации, неадаптивности, в виде уклонения от нравственного контроля над собственным поведением. Кроме того, отклоняющееся поведение подростка как категория представляет собой взаимодействие с микросоциальной средой, нарушающее его социализацию и развитие в результате отсутствия адекватного учета окружающей средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся его поведенческим противодействием, предлагаемым правовым и нравственным общественным нормативом.


1.2 Проблемы подросткового возраста

Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение.

На общем фоне пристального внимания исследователей к противоречиям подросткового возраста единой теории подросткового кризиса нет. В последнее время проблема нормативных возрастных кризисов в силу ее неоднозначности и сложности верификации избегается исследователями.

И.В. Челышева отмечает, что подростковый период – период кризисов[9]. В этом возрасте решается глобальное количество вопросов: кризис авторитетов (следствие эдипового комплекса – протест против отца), кризис идентичности (склонность к депрессиям и суицидальному поведению), страх одиночества, сексуальный кризис, гормональный диссонанс, принятие новых социальных ролей и так далее. В результате получается растянутый во времени эмоционально-социальный психологический стресс. Кризис данного этапа развития человека, в основе которого лежит перестройка нейроэндокринной системы, отличается особой остротой и длительностью, что связано с сочетанным воздействием на подростка целого ряда соматических, психических и социальных факторов.

В свою очередь С.А. Палатова утверждает, что подростковый возраст является переломным периодом в жизни человека, в связи с тем, что, от изучения системы фактов и явлений, понимания простых и конкретных отношений между ними обучающиеся переходят к систематическому изучению основ наук, вовлекаются в разнообразные общественные действия, мероприятия, входят в социальные группы и группировки[10].

Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса», который проявляется в следующем:

– крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих;

– чувствительность к оценке посторонних своей внешности;

– внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими – с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами – с обожествлением случайных кумиров.