Файл: Основные средства, формы и методы профилактики девиантного поведения детей и подростков в работе учителя начальных классов (Девиантное поведение как социально-педагогический феномен).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особое явление, не встречающееся в клинике взрослого алкоголизма, особое мотивационно и прогностически, требует и особого подхода – не только медицинского, но и педагогического для своего разрешения.

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

2.1. Цель, задачи и содержание экспериментальной деятельности

Цель экспериментального исследования – выявить личностные характеристики подростков с девиантным поведением.

Задачи:

1. Провести констатирующий эксперимент по выявлению личностных характеристик подростков с девиантным поведением;

2. Создать социально-педагогические условия реабилитации подростков с девиантным поведением и их семьями;

3. Проверить эффективность создания социально-педагогических условий реабилитации подростков с девиантным поведением.

Исследование проводилось в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа № 29 р.п. Чунский Чунского района Иркутской области. В эксперименте принимали участие 30 подростков в возрасте от 14-ти до 17-ти лет. Экспериментальная группа состояла из 30 человек, из них – 15 человек – подростки с отклоняющимся поведением, состоящие на спецучете в администрации Чунского муниципального образования, другая группа из 15 человек – подростки, не состоящие на учете.

В ходе исследования применялись психодиагностические методы:

1 Методика «Кто Я?» (см. Приложение 1);

2 Тест «Q-сортировка (см. Приложение 2);

3 Опросник самоотношения (ОСО) (см. Приложение 3);

4 Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (см. Приложение 4).

Методика «Кто Я?», разработанная американскими психологами Кун и Мак-Портлендом, предназначена для выявления сознательного представления о себе у подростков. В течение 15 мин необходимо ответить на вопрос: «Кто Я?», используя для этой цели 20 слов или предложений. В инструкции говорится, что не нужно стараться отобрать правильные или неправильные, важные или неважные ответы. Нужно писать их так, как они приходят вам в голову, так как правильных и неправильных ответов здесь быть не может. С помощью данной методики нам необходимо изучить содержательные характеристики идентичности личности, определить уровень собственного восприятия подростком самого себя.


Уровень социальной зрелости подростков исследован и определен с помощью теста «Q-сортировка», разработанного Б. Стефансон в 1958 году и успешно адаптированного в российской практике, посредством диагностики такого показателя, как межличностные отношения. Даная тестовая методика предназначена для изучения представлений подростка о себе, а также может быть использована повторно для определения «идеального Я» или «социального Я» (каким меня видят другие), а также «идеального партнера» (каким бы я хотел видеть своего партнера) или «значимых для меня других» (каким я вижу своего партнера). Методика позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие «борьбы» и избегание «борьбы».

Уровень самосоотношения подростков как показатель их социальной зрелости исследован с помощью опросника самоотношения, который построен в соответствии с разработанной В.В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Опросник позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:

– самоотношение, дифференцированное по самоинтересу, самоуважению и ожиданиям отношения к себе;

– глобальное самоотношение;

– уровень конкретных действий либо готовностей к ним в отношении к собственному «Я».

В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. На протяжении всей жизни человек познает себя и накапливает знания о себе, которые и имеют содержательность его представлений о себе. Естественно, знания о себе самом ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его оценок, эмоций, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения.

Одним из показателей социальной зрелости подростка являются отношения подростка с социальным окружением, в том числе на родителей. Данный показатель был изучен посредством опросника «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR – сокращенно, подростки о родителях), который позволил определить установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте. Основой служит опросник, который создал Шафер в 1965 году. Эта методика базируется на положении о том, что воспитательное воздействие родителей (так, как это описывают дети) можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных: принятие-эмоциональное отвержение, психологический контроль-психологическая автономия, скрытый контроль-открытый контроль. При этом принятие здесь подразумевает безусловно положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей.


Эмоциональное же отвержение рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения, а порою и просто враждебность. Понятие психологического контроля обозначает как определенное давление и преднамеренное руководство детьми, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов.

Экспериментальная деятельность осуществлялась в три этапа:

1. Констатирующий эксперимент. Цель: выявить личностные характеристики подростков с отклоняющимся поведением, состоящими на спецучете, сравнить результаты исследования с детьми, не состоящими на спецчете. Включает в себя комплексную психодиагностику;

2. Формирующий этап. Разработка и апробация программы по созданию социально-психологических условий реабилитации подростков с отклоняющимся поведением и их семей;

3. Контрольный эксперимент. Позволяет оценить эффективность проведенной работы по созданию социально-психологических условий реабилитации подростков с отклоняющимся поведением и их семей.

2.2 Анализ результатов констатирующего исследования

Результаты, полученные при проведении исследования подростков по методике «Кто Я?», представлены на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 – Результаты исследования подростков по методике

«Кто Я?» на констатирующем этапе

Как видно из рисунка 2.1, подростки с отклоняющимся поведением, состоящие на спецучете, отличаются низким уровнем самопрезентации (лишь 9,3 балла). Среди таких подростков содержание ответов чаще всего носят отрицательный характер. На вопрос «Кто Я?» у таких подростков звучали ответы: «я – это просто я», «я – неудачник», «я – одиночество», «я – уличный пацан», «не знаю кто я» и тому подобное.

У подростков с отклоняющимся поведением преобладали ролевые характеристики (я сын, я школьник) и отрицательные характеристики.

Результаты исследования подростков по методике «Q-сортировка» представлены на рисунке 2.2, в соответствии с которым очевидно, что подростки с отклоняющимся поведением более зависимы, менее общительны, пассивны, более активны в межличностных отношениях. Тенденция к зависимости у таких подростков определена как внутреннее стремление к принятию групповых стандартов и социально и морально-этических ценностей. У подростков с отклоняющимся поведением общительность выражена не ярко, как правило, они испытывают симпатию к одному-двум членам группы, но при этом они стремятся к активному участию групповой жизни, добиваясь более высокого статуса в системе межличностных отношений.


Рисунок 2.2 – Результаты исследования подростков по методике

«Q-сортировка» на констатирующем этапе

Результаты исследования подростков по опроснику самоотношения представлены на рисунке 2.3, в соответствии с которым у подростков с отклоняющимся поведением уровень самоотношения и самоуважения ниже, чем у подростков, не состоящих на учете. Подростки с отклоняющимся поведением более склонны обвинять себя, видеть в себе, как правило, недостатки, в эмоциональных реакциях на себя у них присутствуют раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров («и поделом тебе»). Подростки с отклоняющимся поведением в большей степени зависят от мнения других по сравнению со своими сверстниками, не состоящими на учете. Подростки с отклоняющимся поведением в большей степени готовы обвинять себя по сравнению со своими сверстниками, не состоящими на спецучете.

Рисунок 2.3 – Результаты исследования подростков по опроснику

самоотношения на констатирующем этапе

Проведем также анализ результатов исследования, полученные в результате тестирования по опроснику «Подростки о родителях». При подсчете результатов исследования в большинстве случаев было установлено вполне отчетливое отношение подростков к родителям (см. Рисунок 2.4).

Среди рассматриваемых шкал преобладает шкала директивности, то есть большинство сыновей видят в навязывании им чувства вины по отношению к ней, ее декларациям и постоянным напоминаниям о том, что мать полностью берет на себя ответственность за все, что делает ребенок, то есть мать жертвует всем ради сына. В таком случае матерью как бы утверждается изначальная зависимость ее статуса и оценки окружающих от соответствия сына «эталону ребенка», исключая при этом возможность других вариантов самовыражения. Таким образом, мать стремится любым способом исключить неправильное поведение сына, чтобы «не ударить в грязь лицом». Простые же формы проявления отзывчивости, проявления симпатии, вызывающие положительные эмоциональные отношения, отрицательно коррелируют с директивной формой взаимодействия матери и подростка.

Рисунок 2.4 – Степени выраженности подростков к родителям

Результаты тестирования подростков в отношении к матери представлены на рисунке 2.5.


Рисунок 2.5 – Интерпретация шкал «Оценка матери сыном»

Как видно из рисунка 2.5, среди 24,2% подростков преобладает чувство враждебности, что характеризуется агрессивностью матери и чрезмерной строгостью в межличностных отношениях. Самолюбие матери, ее ориентировка исключительно на себя, излишнее самоутверждение обычно исключают принятие ребенка. Прежде всего, он воспринимается как соперник, которого необходимо подавить с утверждения своей значимости. Так, эмоциональная холодность к подростку скрывается и чаще всего выдается за скромность, сдержанность, следование этикету, а некоторых случаях – подчиненность ему. В то же время может наблюдаться ярко выраженная подозрительность, склонность к чрезмерной критике в адрес сына и окружающих с целью унижения их в глазах окружающих. Наряду с этим, постоянно демонстрируется положительная активность, ответственность за судьбу сына.

Психологическое принятие матери 18,1% мальчиков-подростков видят в относительно критическом подходе к ним. Подростки часто испытывают необходимость в поддержке и помощи своей матери, в большинстве случаев принимают ее мнение, склонны соглашаться с ней. Такие формы поведения, как подозрительность, властность, тенденция к лидерству отрицаются. В то же время сыновья не ждут от матери чрезмерного изменения поведения и убеждений. Однако обычное омпетентное поведение, нормальные эмоциональные контакты и дружеский способ общения оказываются недостаточными для того, чтобы подросток мог видеть позитивный интерес к себе со стороны матери. Они стремятся к сверхопеке взрослого, сильного и самостоятельного человека.

Автономность матери в отношениях с сыном выявлена в 17,6% случаев и понимается им как диктат, полное упоение властью, даже некоторая маниакальность в этом отношении, не признающая никаких вариаций. Мать при этом не воспринимает ребенка как личность, со своими мыслями, чувствами, побуждениями и представлениями, и она являет собой «слепую» силу власти и амбиций, которой все, невзирая ни на что, обязаны подчиняться.

Наименьшая доля приходится на шкалу непоследовательности (12,5%), то есть, воспитание подростка, проводимое матерью, оценено как некое чередование господства покорности, силы и амбиций, деликатности и недоверчивой подозрительности.

Анализируя оценки отца сыном, можно сделать выводы, что большинство мальчиков-подростков испытывают формальное отношение к воспитанию, в излишней беспристрастности в процессе общения, т.е. преобладает автономность отца в отношениях с сыном (см. Рисунок 2.6).