Файл: Основные средства, формы и методы профилактики девиантного поведения детей и подростков в работе учителя начальных классов (Девиантное поведение как социально-педагогический феномен).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Смена доминирующих, интерпретирующих тем в семье на более близкие к эффективному функционированию. Допустим, тема мошенничества сменяется темой заботы. Социальный педагог помогает делать узкие наборы категорий более дифференцированными. Контролирующая мама можно смениться на сверхобремененную и беспомощную, что будет способствовать направлению мысли членов семьи на то, что мама, по сути, не хочет контролировать своих детей, она хочет получить помощь от своих детей в принятии ими контроля над своим поведением. Направления и формы социально-психологической работы с подростками с отклоняющимся поведением и их семьями представлены в приложении Д.

Части при работе с семьей подростка с отклоняющимся поведением, социальный педагог прибегает к социальному надзору или патронажу. Социальный патронаж – это форма наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда социальный педагог находится в ее распоряжении долгое время, входит в курс всего происходящего, оказывая влияние на суть событий[18]. Срок патронажа ограничен (от четырех до 9 месяцев). Одновременно социальный педагог может патронировать не более двух семей, и в то же время под его наблюдением могут быть семьи, патронируемые им ранее. Работа социального педагога в рамках патронажа включает несколько этапов (см. Таблица 2.2).

Таблица 2.2

Этапы работы социального педагога в рамках патронажа

Номер этапа

Содержание работы социального педагога

Первый этап

Знакомство и заключение договора с семьей. Договор не имеет юридической силы. Его назначение – в определении круга прав и обязанностей членов семьи и социального педагога

Второй этап

Вхождение в семью, создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса. Для поддержания мотивации необходимо привлечение лиц, пользующихся особым доверием, значимых для членов семьи

Третий этап

Сбор и анализ информации о семье. Сопоставление информации, полученной из различных источников. По мере необходимости социальный педагог прибегает к консультативной помощи других специалистов. На основе сбора и анализа информации социальный педагог формирует отношения с семьей, определяет способы взаимодействия с ней и намечает планы совместной работы по выходу семьи из кризиса

Четвертый этап

Выведение семьи из состояния кризиса, разрешение проблем, устранение причин их породивших. Содержание работы с семьей определяется имеющимися у нее проблемами. Социальный педагог может оказывать семье информационную и организационную помощь

Пятый этап

Выход из семьи. По окончании интенсивного периода работы социальный педагог составляет карту изменений семьи. Рассматривается вопрос о снятии семьи с социального патронажа и установлении за семьей наблюдения на определенный срок (до года). Социальный педагог продолжает сообщать семье необходимую информацию, приглашает на оздоровительные, культурно-образовательные и другие мероприятия


Социальный педагог использует такие формы надзора, как официальный и неофициальный надзоры (см. Рисунок 2.10).

Формы надзора

Официальный надзор

надзор, осуществляемый социальным педагогом по поручению официальных органов (органы опеки и попечительства, органы управления образованием и т. п.), в обязанности которых непосредственно входит контроль за деятельностью соответствующих социальных объектов.

Неофициальный надзор

взаимный контроль участников какого-либо процесса за соблюдением каждым из них формально установленных обязательств. Социальный надзор, осуществляемый социальным педагогом, не предполагает активных коррекционно-реабилитационных мероприятий со стороны специалиста.

Формы социального надзора за подростками с

отклоняющимся поведением и их семьями

Семейное консультирование представляет собой оказание социальным педагогом консультативной помощи при возникновении проблем, конфликтов во взаимоотношениях между взрослыми и детьми. Предметом социально-педагогического консультирования являются:

– в сфере организации быта – организация свободного времени, привитие ребенку навыков гигиены, организация уголка ребенка в квартире;

– в сфере семейного здоровья – организация отдыха и оздоровления детей, диагностика и профилактика заболеваемости и так далее;

– в сфере жизнеобеспечения – трудоустройство, получение льгот, субсидий, материальной помощи и так далее;

– в сфере воспитания детей – решение проблем школьной дезадаптации, диагностика и коррекция отклонений в развитии и поведении детей, педагогическая несостоятельность и неинформированность родителей;

– в сфере духовного и морального здоровья – традиции и устои семьи, расхождение ценностных ориентации членов семьи и тому подобное;

– в сфере внутренних и внешних коммуникаций семьи – восстановление новых позитивных социальных связей, разрешение конфликтов, гармонизация детско-родительских и супружеских отношений.

Можно выделить ряд общих и последовательных этапов работы консультанта, характерных для любой модели консультирования [35, C. 387]. Выделение этапов в сложном процессе социально-педагогического консультирования носит условный характер:

1. Установление контакта. На этом этапе важно создание атмосферы поддержки, которая будет способствовать достижению доверия между консультантом и клиентом;


2. Сбор информации. Уточняются проблемы семьи, то, как они видятся участникам процесса. Важно, чтобы консультант выделял эмоциональные и когнитивные аспекты проблемы. В этом ему могут помочь закрытые и открытые вопросы. Уточнение проблемы ведется до тех пор, пока консультант и клиент не достигнут одинакового понимания проблемы;

3. Определение целей консультирования, психологический контакт. Целесообразно обсудить с клиентом, как он представляет себе результат консультирования. Это имеет принципиальное значение, так как цели консультирования у консультанта и клиента могут быть различными. После определения целей заключается контракт на консультирование, то есть стороны договариваются о правах и обязанностях, которые берут на себя;

4. Выработка альтернативных решений. Открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблемы. Именно на этом этапе консультант сталкивается с основными трудностями. Консультант помогает обозначить членам семьи все возможные варианты решения проблемы и отобрать те из них, которые наиболее приемлемы с точки зрения существующей степени готовности семьи к изменениям;

5. Обобщение. На этом этапе подводятся итоги работы, обобщаются достигнутые во время консультации результаты. При необходимости осуществляется возврат на предыдущие стадии.

Социальный педагог может вызвать к жизни диалог между отцом и сыном для того, чтобы обойти регулирующую деятельность матери. Это относится к ситуации, когда мать чувствует, что если отец и сын разовьют язык кооперативной коммуникации, то она окажется изолированной и покинутой. В ситуации же разделенности отца и сына, конфликтных отношений между ними она ощущает себя нужной, полезной, желанной и для одного, и для другого.

2.4 Анализ результатов контрольного исследования

После реализации программы по социально-психологическому сопровождению подростков с отклоняющимся поведением были проведены повторные исследования этих подростков по методикам «Кто Я?» и «Q-сортировка». Результаты контрольного эксперимента сравнивались с результатами констатирующего эксперимента, в результате чего получены следующие показатели.

На рисунке 2.11 представлены сравнительные результаты, полученные при проведении контрольного исследования подростков по методике «Кто Я?».


Рисунок 2.11 – Результаты исследования подростков по методике

«Кто Я?» на контрольном этапе

Как видно из рисунка 2.11, после проведения коррекционной работы с подростками с девиантным поведением у них значительно повысился уровень самопрезентации и приблизился к уровню самопрезентации подростков, не состоящих на спецучете. Ответы подростков с отклоняющимся поведением реже стали нести отрицательный характер, значительно снизилось количество ответов на вопрос «Кто я?» в виде «я – это просто я», «я – неудачник», «не знаю кто я», «я – уличный пацан», «я – одиночество» и тому подобное.

По результатам контрольного исследования по подростков по методике «Q-сортировка» (см. Рисунок 2.12) было установлено, что значительно снизилась зависимость подростков и соответственно выросла степень их независимости. Подростки с девиантным поведением стали более общительными, почувствовав внимание к себе и активно участвуя мероприятиях по социально-педагогическому сопровождению, они активно отвечали на вопросы, рассказывали об изменениях в отношениях группы, проявляли положительные эмоции в контакте со сверстниками и социальным педагогом.

Рисунок 2.12 – Сравнение результатов исследования подростков по

методике «Q-сортировка» до и после проведения коррекционных

мероприятий

Вполне очевидно, что подростки с девиантным поведением стали менее пассивны, зависимы, более активны и общительны в межличностных отношениях. Для сравнения полученных результатов исследования с подростками, не состоящих на спецучете, данные были сведены на рисунке 2.13.

Рисунок 2.13 – Сравнение подростков с отклоняющимся поведением, состоящих на спецучете, и подростков, не состоящих на спецучете, по методике «Q-сортировка»

Исходя из рисунка 2.13, очевидно, что подростки с девиантным поведением, состоящих на спецучете, и подростки, не состоящих на спецучете подростки, все еще различны, отличаются друг от друга, однако наблюдается сближение степени общительности этих подростков, уровня независимости, а также добиваться более глубокого статуса в системе межличностных взаимоотношений, увеличивать уровень активного стремления личности участвовать в групповой жизни. Результаты повторного исследования подростков по опроснику самоотношения представлены на рисунке 2.14.


Рисунок 2.14 – Результаты исследования подростков по опроснику

самоотношения на контрольном эксперименте

Как видно из рисунка 2.14, у подростков с девиантным поведением, состоящими на спецучете, ниже уровень самоуважения, самоотношения по сравнению с подростками, не состоящими на спецучете. Подростки с девиантным поведением, состоящими на спецучете, более склонны обвинять себя, видеть в себе, как правило, недостатки, в эмоциональных реакциях на себя у них присутствуют раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров («и поделом тебе»). Подростки с отклоняющимся поведением, состоящими на спецучете, в большей степени зависят от мнения других по сравнению со своими сверстниками из благополучных семей. Подростки с отклоняющимся поведением, состоящими на спецучете, в большей степени готовы обвинять себя по сравнению со своими сверстниками, не состоящими на спецучете.

Таким образом, подведем итоги. В ходе данного исследования нам удавалось достаточно эффективно корректировать уровень социальной дезадаптации, если родители шли навстречу учителям, психологам, социальным педагогам и не замыкались в своих проблемах. Иногда достаточно было несколько встреч родителей с психологами, учителями, чтобы констатировать положительные изменения в семье, в поведении подростка с отклоняющимся поведением.

Результаты контрольного эксперимента показали, что у подростков с девиантным поведением, состоящими на спецучете, значительно повысился уровень самопрезентации и приблизился к уровню самопрезентацию подростков, не состоящих на спецучете. Отмечен также рост степени независимости подростков, повышение уровня общительности и активности в межличностных отношениях. Контрольный эксперимент по опроснику самоотношения позволил выявить повышение степени самоуверенности у подростков с отклоняющимся поведением, состоящими на спецучете, положительного отношения к другим, самопонимания, самопринятия, а также снижение уровня саморуководства и самообвинения. Следовательно, созданные социально-педагогические условия реабилитации оказали положительное влияние по формированию социальной зрелости подростков с девиантным поведением, а также позволили подтвердить рабочую гипотезу настоящего исследования, заключающуюся в том, что социально-педагогическая реабилитация детей с девиантным поведением будет более успешным при условии организации содержательной и интересной для детей деятельности, а также при осуществлении социально-педагогического сопровождения с семьей ребенка.