Файл: Формирование и использование финансовых ресурсов коммерческих организаций (Понятие и сущность инвестиционной стратегии компании).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Активизация инвестиционных процессов в современной экономике – это важнейший фактор обеспечения устойчивого развития и повышения конкурентоспособности предприятия на быстроразвивающихся рынках. Ключевую роль при этом играет инвестиционная стратегия, т.к. ее высокий уровень зависит от способностей предприятия создать потенциальным инвесторам наиболее привлекательные условия.

Инвестиционная стратегия предприятия – это оценка его перспектив развития, объема и возможностей сбыта продукции, эффективности использования активов и их ликвидности, состояния платежеспособности и финансовой устойчивости, а, следовательно, это интегральная характеристика предприятия. Инвестиционная стратегия субъекта рыночной экономики представляет собой интегральную оценку отдельных компаний – потенциальных объектов инвестирования с точки зрения будущего развития, эффективности и рентабельности его деятельности.

В современных экономических условиях все большее количество промышленных предприятий сталкивается с существенными проблемами в плане формирования и реализации эффективной инвестиционной стратегии, так как в результате ухудшения макроэкономической ситуации усилилось негативное влияние ряда финансово-экономических факторов, что, в свою очередь, способствовало снижению инвестиционной активности хозяйствующих субъектов. В сложившихся условиях предприятия не только не наращивают объемы инвестиционных вложений, как реальных, так и финансовых, но и существенно сокращают их. Соответственно, осуществляемая предприятиями инвестиционная деятельность не оказывает какого бы то ни было значимого влияния на результативность всей производственно-хозяйственной деятельности.

Целью настоящей работы является изучение процессов формирования и использования финансовых ресурсов коммерческих организаций в рамках инвестиционной стратегии.

Задачи работы:

- определить теоретические аспекты формирования и использования финансовых ресурсов коммерческих организаций

- провести анализ формирования и использования финансовых ресурсов коммерческих организаций ООО «ВВТПК»

- разработать рекомендации по совершенствованию формирования и использования финансовых ресурсов коммерческих организаций

Объект исследования - ООО «Волго-Вятская Торгово-Промышленная Компания», занимающееся оптово-розничной продажей электротехники.


Предмет исследования – система формирования и использования финансовых ресурсов в рамках инвестиционной стратегии компании.

Глава 1 Теоретические аспекты формирования и использования финансовых ресурсов коммерческих организаций

1.1. Понятие и сущность инвестиционной стратегии компании

Инвестиционная стратегия предприятия представляет собой часть общей финансовой стратегии, которая заключается в оптимальном выборе и реализации наиболее эффективных форм инвестирования, для достижения более высоких темпов развития.

Каждое предприятие, осуществляя инвестиционную деятельность, нацелено на эффективное вложение капитала и быструю его отдачу. Принятие решения о выгодности инвестирования производится на основе технико-экономической оценки, с помощью различных критериев и предпочтений. Совокупность таких критериев и предпочтений представляет инвестиционную стратегию предприятия, на основе которой принимаются организационные, технические, управленческие решения, позволяющие обеспечивать получение дохода от инвестиционной деятельности.

Различают три направления формирования инвестиционной стратегии: политика доходов; политика роста; политика доходов и роста.

Политика доходов реализуется посредством вложения инвестиций с целью получения прибыли или дивидендов. Инвестирование в проекты и получение доходов за счет разницы между ценой приобретения ресурсов и более высокой ценой реализации готовой продукции характеризует политику роста. Политика доходов и роста одновременно предполагает комплексную целевую стратегию инвестиционной деятельности.

Политика доходов эффективна в приобретении активов с фиксированной нормой доходности (покупка акций, облигаций) и при вложении инвестиций в материальное производство; политика роста во многом обусловливает объем прибыли предприятия и степень ее капитализации.

На формировании инвестиционной стратегии существенное внимание оказывают законодательство, финансово-кредитная политика, механизм государственного регулирования экономики, инвестиционный климат.


В экономической литературе проблеме инвестиций уделялось и уделяется достаточно много внимания, в том числе раскрытию сути инвестиционной стратегии (12, c.236). Однако в большинстве научных работ отсутствуют четкие определения понятия «инвестиционная стратегия предприятия». А между тем точное определение этого понятия достаточно важно как с теоретических, так и с практических позиций, так как позволяет более целенаправленно проводить научные исследования и осуществлять реальное управление инвестиционным процессом.

Так, по мнению И.Т. Балабанова, инвестиционная стратегия – составная часть финансовой стратегии предприятия, которая заключается в выборе и реализации наиболее рациональных путей расширения и обновления производственного потенциала (3, c. 36). П.Л. Виленский под инвестиционной стратегии подразумевает систему хозяйственных решений, определяющих объем, структуру и направления инвестиций как внутри хозяйствующего объекта (предприятия, фирмы, компании и т.д.), региона, страны, так и за пределами целью развития производства, предпринимательства, получения прибыли или других конечных результатов (7, c.21).

В современном экономическом словаре Б.А. Райзберга дано следующее определение инвестиционной стратегии предприятия: инвестиционная стратегия – составная часть экономической политики, проводимой предприятиями в виде установления структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технического уровня (9, c. 203).

На вопрос об инвестиционной стратегии четкий ответ дает И.А. Бланк: «Инвестиционная стратегия представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающуюся в выборе и реализации наиболее эффективных форм реальных и финансовых его инвестиций с целью обеспечения высоких темпов его развития и расширения экономического потенциала хозяйственной деятельности» (4, c.207).

Данное определение отражает понимание сути и значения инвестиционной стратегии для предприятия. Вместе с тем, по нашему мнению, в рассматриваемом определении имеются и некоторые неточности.

Во-первых, инвестиционная стратегия предприятия – это не только часть финансовой стратегии, но и важная часть производственно-коммерческой (сбытовой) и социальной стратегий предприятия.

Во-вторых, инвестиционная стратегия – это постоянный процесс управления инвестиционной деятельностью, направленный не только на выбор и реализацию наиболее эффективных форм различных инвестиций, но и на обеспечение возможности воспроизводства самого инвестиционного процесса.


В-третьих, инвестиционная стратегия в конечном итоге преследует цель оптимизации различных экономических интересов в процессе формирования и использования финансовых, материальных и иных ресурсов предприятия.

Исходя из сказанного, определение инвестиционной стратегии предприятия может быть дано в следующей формулировке: инвестиционная стратегия предприятия – это система оптимального управления инвестиционным процессом, направленным на разработку инвестиционных проектов, выбор и реализацию наиболее эффективных из них, а также постоянное воспроизводство инвестиционной деятельности с целью удовлетворения различных экономических интересов в процессе формирования и использования финансовых, материальных и иных ресурсов, обеспечения возрастания доходов как собственников предприятия, так и членов трудового коллектива.

1.2. Методы оценки инвестиционной стратегии компании

Для оценки инвестиционной стратегии предприятия применяют различные показатели и финансовые коэффициенты.

На наш взгляд анализ эффективности инвестиционной стратегии целесообразно начать с проведения анализа эффективности использования основных фондов предприятия, который являются одним из основных факторов производства.

Анализ основных производственных фондов, как правило, проводится по нескольким направлениям, которые в комплексе позволяют оценить структуру, динамику и эффективность использования основных средств предприятия. Данные о наличии, движении и износе основных средств, является основным источником информации для оценки производственного потенциала предприятия.

Движение и состояние основных производственных фондов характеризуется следующими показателями:

- коэффициент обновления, при помощи данного показателя можно определить, какую часть от имеющихся основных фондов составляют новые основные фонды;

- коэффициент выбытия, отражает долю основных фондов, которая, выбыла за отчетный период из-за износа;

коэффициент прироста, показывает относительное увеличение основных фондов за счет их обновления;

коэффициент годности, показывает, какую долю основных средств составляет их остаточная стоимость от первоначальной стоимости за определенный период времени;

- коэффициент износа показывает степень износа основных производственных фондов (5, с.145).


Необходимо отметить, что источником информации для расчета движения и состояния основных производственных фондов предприятия является бухгалтерский баланс.

Для того чтобы определить насколько предприятие эффективно использует основные производственные фонды рассчитывают такие показатели как:

фондоотдача – показывает количество выручки, которая приходится на единицу стоимости основных фондов. Рост данного коэффициента свидетельствует, о повышении эффективности использования оборудования;

фондоёмкость – показывает, какая сумма основных средств, приходится на каждый рубль готовой продукции. Чем меньше данный показатель, тем эффективнее используется оборудование предприятия.

На следующем этапе необходимо проанализировать эффективность использования оборотных производственных фондов, их состояние и динамику. Для этого необходимо рассчитать такие показатели:

- коэффициент оборачиваемости оборотных производственных фондов. Данный коэффициент показывает количество оборотов, которые совершают оборотные активы за определённый промежуток времени;

- коэффициент загрузки средств в обороте, отображает количество оборотных средств, которые приходятся на единицу реализованной продукции;

- средняя продолжительность одного оборота характеризуется средним количеством дней, в течение которых оборотные фонды предприятия совершают полный оборот (6, с.192).

Следующим этапом анализа является анализ прибыльности и рентабельности.

В рамках анализа прибыльности необходимо определить динамику таких показателей как, валовая прибыль, прибыль от продаж, выручка, прибыль до налогообложения и чистая прибыль предприятия (8, с.154).

В рамках анализа рентабельности предприятия необходимо рассчитать и проанализировать такие показатели (табл.1.1).

На следующем этапе необходимо проанализировать деловую активность предприятия с помощью таких показателей, как: оборачиваемость совокупных активов; оборачиваемость оборотных активов; оборачиваемость запасов; оборачиваемость дебиторской задолженности; оборачиваемость кредиторской задолженности; оборачиваемость собственного капитала.

Таблица 1.1

Показатели, используемые для анализа рентабельности

Наименование показателя

Методика расчета

Комментарий

1. Рентабельность инвестиций (капитала)

Коэффициент рентабельности совокупного капитала

Отношение показателя прибыли до налогообложения к итогу баланса

Коэффициент рентабельность собственного капитала

представляет интерес для инверторов, и характеризует отношение чистой прибыли к собственному капиталу.

2. Рентабельность продаж

Коэффициент валовой рентабельности реализованной продукции

Показывает прибыльность основной деятельности предприятия

Коэффициент операционной рентабельности реализованной продукции

Показывает уровень рентабельности после вычета издержек на производство и сбыт товаров

Коэффициент чистой рентабельности реализованной продукции

Показывает влияние структуры источников финансирования предприятия на его рентабельность

3. Рентабельность производства

Коэффициент валовой рентабельности производства

Показывает сколько рублей валовой прибыли приходится на 1 рубль затрат

Коэффициент чистой рентабельности производства

Показывает, сколько рублей чистой прибыли приходится на 1 рубль реализованной продукции