Файл: Защита чести, достоинства и деловой репутации лица по гражданскому законодательству (Правовые основы регулирования защиты чести, достоинства и деловой репутации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность. Одними из важнейших культурных прав человека выступают права, объектами которых являются такие блага, как честь, достоинство и деловая репутация индивида. Честь, достоинство, деловая репутация и иные соответствующие нематериальные блага относятся к числу личных нематериальных благ, которые неотделимы от личности их носителя. В цивилистической науке, обычно, принято определять честь как общественную оценку моральных, нравственных, духовных и иных социальных качеств личности, достоинство – как самооценку лицом своих социальных качеств и способностей и деловую репутацию – как такие качества лица, которые проявляются в процессе его профессиональной деятельности.

Целью работы является исследование правового регулирования защиты чести, достоинства и деловой репутации.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

  • рассмотреть понятия чести, достоинства и деловой репутации;
  • исследовать вопросы гражданско-правовой защиты чести, достоинства и деловой репутации;
  • выявить правовые проблемы защиты чести, достоинства и деловой репутации и пути их решения.

Объект исследования – честь, достоинство и деловая репутация как объекты защиты.

Научно-методическая основа работы – законодательные и нормативные акты, труды ученых-правоведов, учебная литература, публикации в периодических изданиях.

Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.

Глава 1. Правовые основы регулирования защиты чести, достоинства и деловой репутации

1.1. Понятие чести, достоинства и деловой репутации

Честь, достоинство, деловая репутация являются моральными категориями, а мораль есть наиболее важный социальный институт и одна из норм общественного сознания. И эти естественные понятия должны охраняться силой закона в качестве нематериальных прав человека. По формально-содержательным критериям они представляют собой тождественные понятия, где одно дополняет сущность другого[1].


Предложенное законодателем исключение в ст. 150 ГК РФ[2] термина «личные неимущественные права» не добавляет ясности по поводу четкого разграничения нематериальных благ и личных неимущественных прав. В ст. 150 ГК РФ говорится как о явлениях одного порядка о жизни, здоровье и иных нематериальных благ, входящих в ст. 128 ГК РФ, как объекты гражданских прав, так и о правах свободного передвижения, правах на имя и пр. Признание, охрана и защита обеспечиваются путем предоставления гражданам личных неимущественных прав на все эти объекты, и это наполняет их гражданско-правовым содержанием[3]. В силу такого положения исключение из текста ст. 150 ГК РФ[4] термина «иные личные неимущественные права» может означать понижение уровня юридической регламентации данного вида гражданских прав.

Представляется возможным полагать, что термин «нематериальное благо» является общим собирательным понятием, где определение «личные неимущественные права» являются составной частью этого термина.

Деловая репутация является нематериальных благом у любой организации, в том числе некоммерческой; отличительными ее чертами от иных нематериальных благ являются в некоторых случаях отчуждаемость и возможность имущественной оценки. Как следствие, к защите деловой репутации юридического лица применимы положения гражданского законодательства о защите деловой репутации граждан, в том числе о компенсации морального вреда. К тому же в практике усматривается тенденция сближения применения положений гражданского законодательства о компенсации юридическим лицам морального вреда[5].

Поскольку словосочетание «деловая репутация» возникло в период рыночного развития страны, то в юридической литературе таковая связывается с экономической деятельностью[6]. При непосредственном толковании применительно к русскому пониманию термин «деловая репутация» лишь отдаленно связан с коммерческим или экономическим предпринимательством. Однако следует подчеркнуть, что любая деятельность, понимаемая как связанная с положительной репутацией, должна являться деятельностью полезной. Поэтому представляется возможным заменить словосочетание «деловая репутация» на термин «положительная репутация», под которой следует понимать любую полезную обществу и государству деятельность[7].


Если говорить об истории развития отечественного института защиты чести, достоинства, деловой репутации в объективном смысле, то нельзя не заметить взаимосвязь с историей цензуры и историей средств массовой информации.

Только в постсоветский период появилось законодательство о печати и других средствах массовой информации, и потому при отсутствии законодательства о печати вести речь о том, что пресса изымалась из сферы правового регулирования, а ее деятельность определялась партийными органами, вряд ли корректно. Руководящая роль КПСС была закреплена конституционно, и потому ее решения, имеющие законодательную силу, имели правовую основу, которая не соответствовала международным стандартам в области прав человека, но внутри страны была легитимирована[8]. Это не может означать, что средства массовой информации были вне сферы государственно-правового регулирования. Все интересы того времени были в пользу государства, что являлось основой правовой системы того времени[9]. Однако речи о надлежащей защиты чести достоинства и деловой репутации не могло идти в силу правовой неразвитости государства и общества. На протяжении истории советской власти, в силу внешних и внутренних причин, просматривалась тенденция развития положений защиты чести, достоинства, деловой репутации в советском законодательстве[10].

Однако сведения признавались как умаляющие честь, достоинство в общественном мнении с точки зрения соблюдения законодательства, идеально понимаемых правил социалистического общежития и принципов коммунистической морали, в то время как субъективное восприятие умаления чести и достоинства не просматривалось и не принималось во внимание. Поэтому даже самые очевидные оскорбления могли не признаваться основанием для исковых требований[11].

1.2. Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации

Гражданско-правовая защита чести, достоинства, деловой репутации выражается в том, что гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности (абз. 1 п. 1 ст. 152 ГК РФ[12]).


Защита указанных личных нематериальных благ осуществляется в рамках специфического охранительного («защитного») правоотношения, для возникновения которого необходимо наличие следующих юридических фактов: 1) распространение сведений; сведения не соответствую действительности (ложные); сведения носят порочащий характер. Верховный Суд Российской Федерации рекомендует различать имеющие место утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения, убеждения, которые являясь выражением субъективного мнения и взглядов ответчика, не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности[13]. Таким образом, под «сведениями» в контексте защиты указанных личных нематериальных благ следует понимать любую информацию, за исключением общих оценок личности, которая распространена, не соответствует действительности и носит порочащий характер[14].

На практике суды, к сожалению, не всегда учитывают «адекватность» распространённых сведений. Так, гражданин Ш. обратился в суд с иском к главному редактору газеты «Новости Режа» о защите чести, достоинства и деловой репутации и компенсации морального вреда, обосновывая свои требования тем, что в названной газете была опубликована статья под заголовком «Очередное «кидалово», «развод» поштейнмиллеровски или? …» за подписью главного редактора газеты. Заголовок данной статьи не соответствует действительности, порочит честь, достоинство и деловую репутацию истца как руководителя организации, однако суды первой и второй инстанций не усмотрели оснований для удовлетворения иска, полагая, что статья не содержит сообщения о фактах, а представляет мнение истца, выраженное в приличной форме[15]. Под распространением сведений судебная практика понимает опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио, телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других СМИ, распространение в сети Интернет, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованным должностным лицам, или сообщение в той или иной форме, в том числе устной, хотя бы одному лицу. Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением, если лицом, сообщившим данные сведения, были приняты достаточные меры конфиденциальности с тем, чтобы они не стали известными третьим лицам[16].


Сведениями как не соответствующими действительности судебная практика признает утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения. Так, суд обязал Д.И. Ершова опровергнуть сведения, изложенные им в обращении в Следственный комитет РФ и Генеральную прокуратуру РФ, в котором содержались не соответствующие действительности, порочащие честь и достоинство, деловую репутацию истца сведения[17].

Что касается интерпретации сведений, носящих порочащий характер, то, как разъяснил Верховный Суд РФ в упомянутом выше Постановлении № 3, таковыми являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина[18].

Следует иметь ввиду, что для признания сведений порочащими не имеют значения такие обстоятельства, как-то: умаляют ли они честь, достоинство, деловую репутацию лица в общественном мнении в целом или только во мнении отдельных граждан. При этом следует также учитывать социокультурные факторы, а также обстоятельства, связанные с необходимостью обеспечения охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина[19].

Важной новеллой в правовом регулировании защиты чести, достоинства и деловой репутации гражданина является установление возможности защиты от «нейтральной» или «красивой» лжи, то есть защиты от распространения таких сведений, которые не носят порочащий характер, однако они не соответствуют действительности. Ранее суды часто отказывали в исках о защите чести, достоинства и деловой репутации, ссылаясь на то, что распространённая в отношении истца информация не порочит его в глазах общественности. Между тем всякая ложь, касающаяся личных неимущественных благ гражданина, так или иначе задевает его морально-нравственные чувства и вынуждает в ряде случаев оправдываться и претерпевать душевные страдания и неудобства. Среди предусмотренных ст. 152 ГК РФ[20] способов защиты чести, достоинства и деловой репутации гражданина основным является опровержение порочащих сведений. Гражданский кодекс РФ ориентирует на судебный порядок защиты указанных личных благ гражданина. Однако возможность опровержения порочащих сведений предусмотрена также и в Законе РФ «О средствах массовой информации»[21]. Гражданин вправе обратиться с требованием об опровержении порочащих сведений непосредственно в редакцию соответствующего средства массовой информации, а отказ в опровержении либо нарушение установленного законом порядка опровержения могут быть в течение года со дня распространения опровергаемых сведений обжалованы в суд (ст. 43, 45 Закона о СМИ). При этом с самим требованием об опровержении гражданин может обратиться в суд вне зависимости от какого-либо срока, поскольку в соответствии со ст. 208 ГК РФ[22] на требования о защите нематериальных благ исковая давность не распространяется.