Файл: Защита чести, достоинства и деловой репутации лица по гражданскому законодательству (Правовые основы регулирования защиты чести, достоинства и деловой репутации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выводы

Основная особенность правоотношения по защите чести, достоинства и деловой репутации состоит в том, что полностью восстановить первоначальное положение при нарушении неприкосновенности личности, чести, достоинства лица и деловой репутации практически невозможно. Основные права человека являются правами субъективными. С этим и связывается специфика анализируемого правоотношения. Согласно конституционным положениям предусматривается право каждого на защиту своей чести и достоинства. Охранительное правоотношение представляет собой механизм, посредством которого конституционные положения претворяются в жизнь.

Гражданско-правовая защита чести, достоинства, деловой репутации выражается в том, что гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности (абз. 1 п. 1 ст. 152 ГК РФ).

Глава 2. Правовые проблемы защиты чести, достоинства и деловой репутации и пути их решения

Проявляется спорность положения, согласно которому сообщение порочащих сведений лично лицу, имеющему к ним отношение, не признается распространением. Из смысла ст. 152 ГК РФ не усматривается, что сообщение этому лицу порочащей информации признается распространением, поскольку не доказан факт передачи сведений третьему лицу[23]. Но осознание и напряженность потерпевшим обстоятельства, согласно которому не соответствующая действительности информация может явиться достоянием хотя бы одного лица, вызывает переживания. Сдерживающим фактором может быть юридическое подтверждение несостоятельности данного измышления. Поэтому по данному поводу следует предусмотреть возможность предъявления соответствующего искового требования. Необходимо наделить заинтересованное лицо правом предъявления предупредительного иска в отношении запрета распространения такой информации[24].

Обстоятельство, согласно которому диффамация в европейском законодательстве тождественна нормам ст. 152 ГК РФ, следует учитывать в целях уяснения смысла их положений в отношении чести, достоинства и деловой репутации. В противном случае этот термин следовало бы добавить в ст. 152 ГК РФ[25]. Под диффамацией в общепринятом смысле понимается распространение сведений порочащего характера, которые, однако, не обязательно могут быть не соответствующими действительности. Диффамация представляет собой оглашение каких-либо позорящих сведений независимо от того, верны они или нет. В то же время в западных странах диффамация исторически рассматривалась как частный случай клеветы[26]. В настоящее время в европейских странах под этим термином определяется распространение заведомо ложных сведений порочащего характера, то есть в западном варианте диффамация действительно соответствует ст. 152 ГК РФ. Однако это не означает, что и в российском законодательстве следует таким же образом сузить это понятие.


В российской юридической теории отсутствует единый подход по вопросу распространения своего мнения о тех или иных явлениях, лицах или организациях, которое может стать основанием для искового требования по защите чести, достоинства и деловой репутации[27]. Представляется допустимым требовать в судебном порядке опровержения не только не соответствующих действительности порочащих сведений, но также сведений, выражаемых в форме изложения собственного мнения, если затем доказывается несоответствие их действительности[28]. Под сведениями следует понимать как информацию, изложенную в виде сообщений о фактах, так и в форме выражения собственного мнения о сведениях, не соответствующих действительности, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию потерпевшего лица[29].

Следует дополнить ст. 152 ГК РФ[30] положением защиты гражданина от сведений, порочащих его честь и достоинство, выраженных в оскорбительной форме. При этом гражданин, помимо требований принесения извинений, вправе потребовать компенсации морального вреда. Приведенное предложение позволит более полно обеспечить гражданско-правовую защиту достоинства личности и создаст предпосылки для сглаживания негативных последствий, возникших вследствие оскорбления[31].

Представляется целесообразным дать в ст. 152 ГК РФ[32] определение понятия «порочащие сведения» следующего содержания: «Сведениями, порочащими честь, достоинство и деловую репутацию гражданина или организации, признаются не соответствующие действительности сведения, умаляющие в восприятии общества положительную репутацию гражданина или организации».

Извинение как средство загладить причиненный вред законодательством не предусматривается, однако при согласии ответчика представляется допустимым принесение личных или публичных извинений. Форма защиты чести, достоинства и деловой репутации в форме личного или публичного извинения, несмотря на отсутствие материальной подоплеки, представляется вполне допустимой, восстанавливая у потерпевшего лица психологическое равновесие. Суд может утвердить мировое соглашение, согласно которому ответчиком было принесено извинение в связи с распространением не соответствующих действительности порочащих сведений в отношении истца[33].


Напрашивается вывод о большей степени эффективности гражданско-правовой защиты чести, достоинства и деловой репутации, качественность которой обуславливается функциями этой отрасли[34]. В отличие от иных отраслей гражданское право ставит целью не наказание виновного, а восстановление положения, существовавшего до нарушения рассматриваемой категории прав. Но зачастую способы этой защиты, предусмотренные различными отраслями права, могут эффективно взаимодействовать, дополняя друг друга, и сочетаться, что необходимо учитывать при квалификации правонарушений[35].

Современные реалии характеризуются тем, что в современную эпоху беспрецедентный масштаб приобретает массовое обсуждение личных и нередко интимных сторон семейных отношений в многочисленных телепередачах с широкой аудиторией, где участники добровольно раскрывают любые, в том числе постыдные, согласно представлениям морали, сведения, как о своей частной жизни, так и о частной жизни своих родных и близких. Все это тиражируется в массовых изданиях, которые перебирают интимные подробности, как правило, известных лиц об их личной жизни. Все это стало своего рода элементом современной культуры, и потому возникает вопрос о том, насколько может соответствовать общественным требованиям усиление защиты права на неприкосновенность частной жизни. Представляется, что проблема требует предварительного обсуждения и изучения судебной практики по приведенным основаниям[36].

Есть основания полагать о назревшей необходимости внедрения в гражданское законодательство института диффамации. Этот институт позволит комплексно защитить рассматриваемые нематериальные блага во всех возможных вариациях, в том числе в случаях распространения порочащих сведений, соответствующих действительности[37].

Но в аспекте целесообразности введения такого института необходимо разработать критерии приемлемости и правомерности разглашения сведений, которые могут причинить репутационный ущерб лицу[38]. Представляется правомерным распространение сведений, причиняющих репутационный ущерб, если действия направлены на защиту государственных и общественных интересов, на выполнение служебного долга. В связи с этим следует предложить внести в гражданское законодательство норму следующего содержания: «Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности и их распространение было вызвано государственными, служебными и общественными интересами…».


Статья 151 ГК РФ[39] дает определение морального вреда, согласно которому таковой может быть причинен только физическому лицу. Правила защиты деловой репутации, отраженные в ст. 152 ГК РФ, применимы и к юридическому лицу[40]. В отношении последнего право требовать опровержения порочащих деловую репутацию сведений и соответствующей компенсации не вызывает каких-либо споров[41]. Но касательно возмещения морального вреда, под которым понимаются физические и нравственные страдания, говорить о существовании нормативной базы в отношении юридического лица не приходится, поскольку юридическое лицо не может испытывать таких страданий[42]. Однако следует иметь в виду, что юридическое лицо есть организация, состоящая из руководителей, исполнителей, прочих сотрудников. Указанным лицам в той или иной степени может быть причинен не только репутационный вред, но также некоторые умаления чести, достоинства, связанные с причиненным репутационным вредом. Представляется возможным дополнить п. 7 ст. 152 ГК РФ положением следующего содержания: «Правила настоящей статьи о защите деловой репутации гражданина соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица, а также к защите чести, достоинства, деловой репутации сотрудников юридического лица, связанных с этой защитой.

Для внесения минимальной ясности в критерий «фактические обстоятельства» предлагается формулировку общей нормы ст. 151 ГК РФ «…суд принимает во внимание… иные заслуживающие внимания обстоятельства» [43] продублировать в ч. 2 ст. 1101 ГК РФ, изложив в редакции: «Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и иных заслуживающих внимание обстоятельств».

Степень и характер физических и нравственных страданий следует оценивать только с учетом индивидуальных особенностей потерпевшего[44]. Несмотря на мнения некоторых правоведов об аналогичности общей нормы ст. 151 ГК РФ и специальной нормы 1101 ГК РФ, при анализе их выясняется, что в первой отражена только степень физических и нравственных страданий, во второй – только характер физических и нравственных страданий. Оба понятия имеют разное содержание, что подтверждается многочисленными исследованиями, отраженными в данной работе.


Поэтому необходимо привести в унифицированный вид обе нормы или добавить в ст. 1101 ГК РФ критерий «степень физических и нравственных страданий». При определении размера компенсации морального вреда следует рассматривать индивидуальные особенности потерпевшего не только как личностно-психологического индивида, но также с учетом гендерной, национальной, возрастной характеристики, а также с учетом наличия соматического заболевания, после чего исследовать остальные критерии[45]. Так, при решении вопроса о компенсации морального вреда в отношении потерпевшего иной национальности или малочисленной народности необходимо участие в суде специалиста-этнолога.

На основании изучения и исследования методик, подходов, оценок правоведов следует предложить методику определения размера компенсации морального вреда в виде отдельного проекта Закона на основе Уголовного кодекса, из которого берется форма, но не содержание с первоначальным игнорированием уголовно-правовых норм, принципов, определений. В расчет принимается внешняя структура Уголовного кодекса, на основании которой с учетом методики и таблицы А. Эрделевского[46] приводится открытый перечень статей с указанием на основе таблицы конкретного вида причинения морального вреда и его основных, имеющих существенное значение признаков и с определением верхнего и нижнего предела размера компенсации морального вреда.

Наряду с прочими основаниями свое место займут также основания компенсации морального вреда вследствие умаления чести, достоинства и деловой репутации[47].

Также предлагается предусмотреть для судов правомочия по мотивированному определению размера компенсации морального вреда в сторону, как снижения, так и превышения. В данном проекте необходимо отразить основополагающие начала – общие задачи, принципы. Критерии разумности и справедливости следует отразить в виде принципов. Прочие критерии можно отразить ниже как общие начала определения размера компенсации морального вреда. Привести в общей части полное и развернутое определение понятия морального вреда, взяв за основу ст. 151 ГК РФ.

Выводы

В целях совершенствования правовой защиты чести, достоинства и деловой репутации необходимо:

1. наделить заинтересованное лицо правом предъявления предупредительного иска в отношении запрета распространения порочащей информации;