Файл: Преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и школы (Теоретические основы преемственности в работе дошкольного учебного учреждения и начальной школы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. изучение воспитателем и учителем программ ДОУ и I класса с целью выявления, какими знаниями, умениями и навыками овладели дети в дошкольном учреждении;

5. организация разных мероприятий по подготовке к школе с родителями;

6. беседы с педагогами, воспитателями ребенка: особенности устной речи слабых и сильных, дети, состояние здоровья детей в группе, характер совместного контакта, овладение и усвоение детьми поведения, законов, установок, дети, пожилые люди, развитие познавательных интересов, волевое развитие, а также развитие интеллекта: любознательность, любознательность, критичность и т. д. [6, C.97];

7. совместная подготовка к конференциям, организация выставок;

8. взаимопосещения утренников и концертов [3, C.87].

Таким образом, неотъемлемой частью работы по преемственности школ и ДОУ является сотрудничество с семьей, что позволит добиться высокого уровня общего развития ребенка. Для решения этой проблемы необходимы согласованные действия работников ДОУ и семьи: все лучшее, что может дать семья (любовь, забота, уход, личное общение), детский сад и начальная школа должны сделать своим достоянием, и, наоборот, все хорошее, что приобретает ребенок в детском саду и школе (самостоятельность, организованность, интерес к знаниям и др.), должно находить продолжение и опору в семье [7, C.95]. Только тогда можно будет улучшить качество образования и обучения детей в школе и создать школу в дошкольном учреждении, улучшить разрыв между семьей, детским садом и школой, что является серьезным препятствием для правильного развития ребенка, который победит в игре.

2.2 Методы определения готовности детей к школе

Для определения готовности к обучению в школе используется комплексный адаптационный ресурсный подход, ставящий конечной целью на основе проведенных обследований, разработку рекомендаций для педагогов и родителей по оптимальной поддержке детей в начале обучения в школе. Материалы включают результаты диагностических обследований первоклассников, анкетного опроса учителей начальной школы и родителей первоклассников, а также комплексной обработки и анализа данных [9, C.79].

Разработанный инструментарий включает:

1. Рекомендации по проведению эксперимента по изучению готовности первоклассников к обучению в школе, включающие описание используемых методик, особенностей их проведения и системы оценивания ответов учащихся.


2. Раздаточный материал для выполнения работ (бланки ответов).

3. Таблицы для фиксации результатов обследования.

4. Анкету для учителя начальной школы (в электронном виде).

5. Анкету для родителей.

6. Карту первоклассника (в электронном виде),

7. Электронные формы для ввода и первичной обработки результатов обследования учащихся.

Обследование готовности первоклассника к обучению в школе, на основе пяти методик: «Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило», «Первая буква», тест отношений к школе «Домики».

Проведение обследования учащихся, а также анкетирование родителей осуществляется учителями совместно со школьным психологом. Работы первоклассников оцениваются учителями школы, ведущими соответствующие классы. Для получения информации об особенности организации учебного процесса в школе, а также о подготовке класса к обучению в школе проводится анкетирование учителей [10, C.82].

Анкетирование родителей проводится с целью получения информации по широкому кругу вопросов, касающихся установок семьи относительно обучения ребенка в школе, способов подготовки ребенка к школе, способов оказания помощи ребенку в начале обучения, а также для получения информации по изменению поведения ребенка в первый период обучения в школе [11, C.44]. Дополнительно на каждого ученика заполнялась Карта первоклассника, в которую заносилась информация о состоянии здоровья ученика и оценочные суждения учителя о степени готовности к школе и особенностях поведения данного ученика в школе. В заполнении Карты первоклассника принимают участие учитель, ведущий данный класс и медицинский работник [13, C.67].

Цель проведения диагностики – получение начальной информации об уровне сформированности у первоклассников предпосылок к овладению учебной деятельностью, к обучению грамоте и математике, коммуникативных навыков, а также о факторах связанных с учащимися, учебным процессом, семьями учащихся, которые могут позволить сформировать систему оценки готовности первоклассников к обучению в школе, и дальнейшая разработка рекомендаций по определению индивидуальных траекторий обучения учащихся и оказанию необходимой помощи учащимся, их родителям и учителям [4, C.55].

Все рассматриваемые в мониторинге показатели разделяются на два блока:

  • показатели готовности первоклассников к обучению в школе;
  • контекстные показатели, связанные с индивидуальными особенностями учащихся, спецификой учебного процесса, особенностями класса и образовательного учреждения, характеристиками семей учащихся [12, C.67].

В свою очередь показатели готовности первоклассников к обучению в школе можно разделить на три группы:

  • первая группа показателей относится к рассмотрению общего развития ребенка и включает определение психофизиологической и интеллектуальной зрелости, сформированности предпосылок овладения грамотой и математикой (т.е. конкретных механизмов, обеспечивающих усвоение школьной программы), а также наличие у ребенка учебных навыков, полученных до школы;
  • вторая группа показателей относится к внутриличностным особенностям детей и позволяет выделить базовые отношения ребенка к самому себе и ситуации школьного обучения, к взаимодействию со сверстниками и взрослыми. К этой группе относятся личностная, социальная, эмоциональная зрелость [8, C.13]. Индивидуально-психологические особенности ребенка, определяемые в этом блоке, реализуются в индивидуальной стратегии преодоления трудностей (реакции на вызовы социального окружения и внешнего мира). Полученные данные могут учитываться учителями при формировании отношений, учащихся в коллективе;
  • дополнительно используются показатели, характеризующие адаптационные ресурсы ребенка: здоровье первоклассника, семья как ресурс школьной успешности ребенка и цена адаптации.

Совокупность предложенных показателей позволила провести системный анализ факторов, влияющих на успешность вхождения ребенка в школьное обучение и особенности протекания адаптационного процесса [9, C.97].

В основе познавательной деятельности лежит психофизиологическая и интеллектуальная зрелость, отражающая общий уровень развития первоклассника и характеризующая готовность к новой для первоклассника учебной деятельности, усвоению знаний и умений.

Общее развитие первоклассника – это один из показателей, на основе которого можно прогнозировать школьную успешность. Он отражает результат предшествующего развития ребенка. Высокий уровень психофизиологической и интеллектуальной зрелости проявляется в достаточном уровне концентрации внимания, самоконтроля, уравновешенности поведения, развития зрительно-моторной координации и развитии речи ребенка [6, C.31].

Сформированность предпосылок овладения грамотой и математикой отражает состояние пространственного и зрительного восприятия; состояние моторики и зрительномоторных координаций; умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена; наличие интуитивных дочисловых представлений; овладение представлениями, лежащими в основе счета и операций сложения и вычитания; умение сравнивать два множества по числу элементов; развитие фонематического слуха и восприятия; сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом [5, C.99].


Наличие учебных навыков у ребенка является результатом педагогического воздействия на ребенка до школы [11, C.58].

Таким образом, при определении готовности к обучению учитывались результаты одновременного рассмотрения различных данных (результатов тестирования ребенка, экспертных оценок и фиксации наблюдений учителей, и родителей) и взаимосвязь между различными уровнями их проявлений не только в ситуации тестирования, но и в реальной жизни (поведении в школе и дома).

Заключение

В последнее время детский сад стал необходимой и подлинно массовой ступенью системы образования. Именно детский сад должен сделаться фундаментом образования, как в организационном, так и в содержательном отношении. Преемственность между дошкольным и школьным начальным образованием рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.

Думается, что осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, готовность к развитию новых эмоционально-волевых и интеллектуальных способностей, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой.

Образно говоря, в нашем понимании школа и детский сад - два звена в системе образования. Если ребенок оказывается неподготовленным к школьным занятиям, то тогда в классе он испытывает дискомфорт, так как меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и дошкольных учреждений, обеспечивающих необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность.

Под понятием «преемственность» мы подразумеваем плавный переход от одной образовательной ступени к другой, в своей основе сохраняющий методы и формы обучения и воспитания.

Мы считаем, что особенность преемственности дошкольного и начального образования в том, что воспитатель должен учитывать двусторонность данного процесса. С одной стороны, признавать самоценность дошкольного детства с опорой на ведущую – игровую деятельность, с другой - создавать условия для элементов учебной деятельности. Его задача - в процессе познания развивать мыслительные способности детей на основе любознательности, интереса.

На наш взгляд, существуют и другие проблемы организации преемственности между детским садом и школой: это и необеспеченность учебного процесса в системах преемственного образования учебно-методическими материалами и дидактическими пособиями, и несовершенство существующих учебных пособий и их несоответствие новым целям и требованиям обучения, и несовершенство существующих систем диагностики при переходе обучающихся с одного образовательного уровня на другой, и отсутствие единых программ воспитания и обучения, и недостаточный уровень подготовки педагогических кадров к работе в системе непрерывного образования и др.


Неотъемлемой частью работы по преемственности школ и ДОУ является сотрудничество с семьей, что позволит добиться высокого уровня общего развития ребенка. Для решения этой проблемы необходимы согласованные действия работников ДОУ и семьи: все лучшее, что может дать семья (любовь, забота, уход, личное общение), детский сад и начальная школа должны сделать своим достоянием, и, наоборот, все хорошее, что приобретает ребенок в детском саду и школе (самостоятельность, организованность, интерес к знаниям и др.), должно находить продолжение и опору в семье. Только тогда можно будет улучшить качество образования и обучения детей в школе и создать школу в дошкольном учреждении, улучшить разрыв между семьей, детским садом и школой, что является серьезным препятствием для правильного развития ребенка, который победит в игре.

Таким образом, если целенаправленно заниматься формированием преемственности, это может помочь как нам кажется, детям проявить волевые усилия, инициативность и уверенность, креативность и положительное отношение к себе и своим товарищам при переходе в первый класс.

Список использованной литературы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "Об образовании в Российской Федерации" // Российская газета. – 2012. – 31 декабря. - N 303
  2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве / Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо, 2015. - 496 c.
  3. Безруких М. М. Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении. Начальная школа / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. - М.: Просвещение, 2015. - 128 c.
  4. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.. - СПб.: Питер, 2017. - 624 c.
  5. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзаме / Н.А. Виноградова. - М.: Форум, 2016. - 256 c.
  6. Давыдова О. И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями / О.И. Давыдова, А.А. Майер. - М.: Детство-Пресс, 2016. - 128 c.
  7. Детские сады и детские дошкольные учреждения Москвы. Справочник. - М.: Педагогическое объединение "Радуга", 2016. - 172 c.
  8. Дивногорцева, С.Ю. Теоретическая педагогика. В 2-х т. Т. 2. Теория обучения. Управление образовательными системами: Учебное пособие / С.Ю. Дивногорцева. - М.: ПСТГУ, 2015. - 262 c.
  9. Екжанова Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. - М.: Просвещение, 2016. - 272 c.
  10. Еркеева М.П. Дошкольное обучение. Подготовка к школе / М.П. Еркеева. - М.: Просвещение, 2017. - 144 c.
  11. Истомина Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка детей старшего дошкольного возраста. В 2 частях. Часть 2 / Н.Б. Истомина. - М.: Ассоциация XXI век, 2016. - 465 c.
  12. Киреева, Э.А. Психология и педагогика (для бакалавров) / Э.А. Киреева. - М.: КноРус, 2016. - 496 c.
  13. Комарова Т. С. Интерграция в системе воспитательно-образовательной работы в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2017. - 144 c.
  14. Котова, И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2016. - 480 c
  15. Кроха. Методические рекомендации к программе воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений. - М.: Просвещение, 2013. - 208 c.
  16. Макарова, И.В. Общая психология: Краткий курс лекций / И.В. Макарова. - М.: Юрайт, 2016. - 182 c.
  17. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2017. - 583 c.
  18. Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т. Т. 3. Психология личности: Учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2016. - 739 c.
  19. Печора К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. - М.: Владос, 2014. - 176 c.
  20. Сертакова Н. М. Инновационные формы работы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей / Н.М. Сертакова. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 749 c.
  21. Третьяков П. И. Дошкольное образовательное учреждение. Управление по результатам / П.И. Третьяков, К.Ю. Белая. - М.: Сфера, 2017. - 240 c.
  22. Федяева Н. В. Журнал воспитателя дошкольного образовательного учреждения / Н.В. Федяева, Г.А. Белодед. - М.: Детство-Пресс, 2012. - 314 c.
  23. Хабибуллина Р. Ш. Контрольно-аналитическая деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения / Р.Ш. Хабибуллина. - М.: Детство-Пресс, 2019. - 297 c.