Файл: «Планирование туризма в регионе как основа устойчивого развития территории».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нижегородская область вошла в состав нового культурно- познавательного маршрута. Маршрут будет называться "Великий Волжский путь". в который вошли 13 регионов [12].

В рамках проекта "Великий Волжский путь" уже есть разработанная сеть маршрутов, по каждому есть операторы, просчитаны цены и проработана логистика. Создана также интернет-платформа, с помощью которой путешествия смогут планировать как групповые, так и индивидуальные туристы.

Итак, Нижегородский регион имеет в своем распоряжении обширный набор преимуществ: особенный природный, экологический, ресурсный, историко-культурный потенциал, который может быть использован для развития оздоровительного, культурно-познавательного, событийного, делового, круизного, экологического видов туризма.

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА

3.1 Проблемы развития туризма в Нижегородской области

На сегодняшний день существует множество проблем в туристической сфере, как на уровне государства, так и на региональном уровне. К общим и основным проблемам, которые мешают этому направлению стремительно расти, процветать и развиваться, можно отнести слабую правовую базу и регулирование субъектов туризма, недостаточные инновации в туризм, отсутствие налаженной и разработанной индустрии туризма и многие другие. Что касается непосредственно Нижегородского региона, то несмотря на достаточно неплохой туристский потенциал, он занимает далеко не ведущее положение на туристском рынке России. В Приволжском федеральном округе доля региона в сегменте ВВТ составляет лишь 12%, уступая республикам Татарстан и Башкортостан [12].

Существует комплекс проблем, требующих решения в самые короткие сроки. Во-первых, Нижегородский регион отстает от общемировых темпов роста в первую очередь, по причине низкого уровня развития инфраструктуры, высоких цен на туристические услуги, слабой ориентированности туристских услуг на население, отсутствия налоговых льгот у предприятий в сфере внутреннего и въездного туризма, недостаточного объема рекламы туристских возможностей регионов. Туризм остается одним из самых неразвитых отраслевых рынков не только в регионе, но и в России в целом. Несмотря на это туризм мог бы составлять до 30% доходов в консолидированных бюджетах регионов Приволжского округа[5, c. 265].

Деятельность регионального правительства в области внутреннего и въездного туризма нередко носит фрагментарный и импульсный характер.


Проблемы въездного туризма в Нижегородском регионе можно назвать обобщающимися для всех регионов РФ и сюда относятся [3]:

- малый объѐм туристского потока;

- слаборазвитая туристская инфраструктура;

- недостаточное финансирование и количество рекламы туристских возможностей нашей страны за границей;

- усложнѐнная процедура выдачи визы.

Активность происходит только по определенным датам, привязанным к каким-либо событиям и определенным географическим точкам. Причем, этих точек роста в регионе, которые в полной мере стали туристическими центрами и привлекают внимание жителей других регионов и иностранцев, очень мала. Для Правительства Нижегородской области (как и для многих других региональных властей) проблема развития внутреннего и въездного туризма не является первостепенной [11, c. 178].

Региональная власть в области развития туризма на территории Нижегородского края удовлетворена формальным наличием нормативной базы по данной проблематике и периодическим проведением мероприятий в данной области (конференций, семинаров, круглых столов), которые не имеют ничего общего с реальным положением дел в данной сфере.

Финансирование целевых программ в сфере развития внутреннего и въездного туризма ведется по остаточному признаку.

Проблемы въездного туризма в Нижегородском регионе можно назвать обобщающимися для всех регионов РФ и сюда относятся [3]:

- малый объѐм туристского потока;

- слаборазвитая туристская инфраструктура;

- недостаточное финансирование и количество рекламы туристских возможностей нашей страны за границей;

- усложнѐнная процедура выдачи визы.

Проблемами эффективной реализации внутреннего туризма в Нижегородском регионе можно назвать следующими [16, c. 300]:

- недостаточно широко проводится информационно-рекламная деятельность по популяризации туризма, как среди жителей Нижегородской области, так и среди жителей других регионов.

- неудовлетворительное состояние дорожно-транспортной инфраструктуры (подъездных путей, стоянок, смотровых площадок), системы обеспечения безопасности, отсутствие указателей на маршрутах;

- недостаточный уровень квалификации персонала принимающих центров, в том числе знания иностранных языков [4, c. 123].

- недостаточность маркетинговых мероприятий по продвижению нижегородского турпродукта на российский и международный туристские рынки; незначительное количество рекламно-информационных материалов и информации в СМИ о туристском потенциале области, недостаточное для формирования туристского имиджа Нижегородской области;


- низкая конкурентоспособность нижегородского турпродукта по цене и качеству;

- недостаточное количество средств размещения туристского класса с современным уровнем комфорта;

- неразвитая туристская инфраструктура: недостаток комфортабельного транспорта, неудовлетворительное состояние дорог, недостаточное количество предприятий общественного питания, придорожного сервиса, средств развлечения на туристских маршрутах;

- неудовлетворительное состояние объектов историко-культурного и природного наследия [3].

Косвенным фактором, сдерживающим рост туристских потоков в область, является конкуренция со стороны как традиционных туристских регионов России - Санкт-Петербурга, Москвы, городов "Золотого кольца", так и регионов Приволжского федерального округа.

3.2 Совершенствование деятельности в сфере внутреннего туризма

Главной задачей основных направлений развития по видам туризма Нижегородской области является определение стратегического плана мероприятий по формированию конкурентоспособного турпродукта в определенных сегментах потребительского рынка (по видам туризма) [12].

Основные направления развития туризма Нижегородского региона заложены в рамках "Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127. В соответствии со Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года отрасль "туризм" является одним из приоритетных и перспективных направлений социально-экономического развития региона: туризм отнесен ко второй группе отраслевых приоритетов и входит в число базовых секторов экономики Нижегородской области [16, c. 300]. Переориентация российского туризма на внутренний рынок создала необходимость разработки новых видов туристского продукта

Для дальнейшего развития направлений туризма в Нижегородском регионе, целесообразно было бы предложить комплекс следующих мероприятий:

Департаменту по туризму и спорту Нижегородского региона необходимо:

1. Продолжить разработку региональных целевых программ развитии туризма с субсидированием строительства инженерной инфраструктуры для туристских комплексов.

2. Содействовать организации условий для разработки новых туристских продуктов, расширения спектра туристских услуг для различных групп туристов, а также интегрированного турпродукта совместно с другими российскими регионами [3].


3. Оказывать поддержку в разработке инвестиционных проектов при создании благоприятного климата для инвесторов в сфере туризма. присвоение инвестиционным проектам по созданию объектов туристской инфраструктуры статуса приоритетных с дальнейшим оказанием различных форм государственной поддержки, предусмотренных Законом Нижегородской области от 31.12.2004 № 180-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области"[2], а также в мероприятиях на оказание государственной поддержки в виде субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам коммерческих банков на поддержку субъектов туристской деятельности; компенсации затрат на получение технических условий и подключение к инженерным сетям при реализации проектов строительства гостиниц [3].

4. Создать единый информационный портал, содержащий полную информацию о туристическом потенциале Нижегородского региона. Это поможет решить любой вопрос, который может возникнуть у путешественника: что интересного посмотреть, где вкусно поесть, где остановиться на ночлег.

5. Разработать красочные буклеты, где представить все красоты Нижегородского края, его неповторимость народных традиций и природных богатств.

В области совершенствования деятельности в сфере внутреннего туризма Нижегородского региона необходимо шире использовать народные традиции, фольклор, праздники, фестивали, экологически чистые места, природные богатства [12].

К числу наиболее перспективных и динамично развивающихся направлений туризма можно рекомендовать и шире рекламировать так называемый событийный туризм.

Он оказывает положительное воздействие на эмоциональное и психическое состояние туриста, а также несомненное воздействие на экономику принимающего региона ввиду активной деятельности как объектов туристской индустрии, так и смежных отраслей [16, c. 300].

Вывод по главе. В настоящее время, для решения проблем развития регионального туризма разрабатываются программы, призванные помочь выйти из создавшегося положения, и наметить основные направления развития туристской отрасли в регионе. В области совершенствования деятельности в сфере внутреннего туризма Нижегородского региона необходимо шире использовать народные традиции, фольклор, праздники, фестивали, экологически чистые места, природные богатства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате выполненной курсовой работы были решены поставленные задачи по выбранной теме.


Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, определены цель и задачи исследования, его структура, выбраны объекты и предмет исследования.

В первой главе рассмотрен передовой опыт развития туризма в различных регионах России, выявлена сущность проблемы развития туризм в регионах России, а также место и роль туризма в жизни регионов.

Рассмотрен опыт решения проблем развития туризма в различных регионах России.

Во второй главе исследованы направления развития регионального туризма на примере Нижегородского региона. Проведен последовательный анализ потенциала Нижегородского региона в сфере туризма. Изучены проблемы в сфере развития направлений туризма в Нижегородском регионе и деятельность Правительства Нижегородской области по решению проблем развития туризма в регионе.

В третьей главе, было выяснено, что туристский потенциал региона является составной частью экономического потенциала. Более того, он способен активно содействовать повышению инновационного потенциала региона за счет содействия развитию экономической инфраструктуры.

Основной вывод проделанной работы заключается в том, что развитие направлений туризма на уровне регионов особенно актуально в настоящее время, так как туризм является существенным источником доходов и занятости населения, способствует развитию экономической сферы путем перераспределения и переориентации отраслевых возможностей. Сфера туризма при успешном развитии может стать одним из ключевых элементов, позволяющих создать условия для достижения стратегических целей экономического развития России. Кроме этого в настоящее время туризм может и должен выступить как реальный антикризисный ресурс.

Благодаря этому создаются целые направления, обслуживающие сферу туризма на региональном уровне.

Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации прав туристов на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.

Для того чтобы туризм начал развиваться в каком-либо регионе, необходимо наличие в этом регионе туристских ресурсов, в первую очередь ресурсов рекреационных.

Поддержка проектов и предложений по развитию туризма в Нижегородской области со стороны, как инвесторов, так и со стороны государства и руководства республики, развитие государственно-частного партнѐрства дадут возможности для быстрого развития туризма и создания качественного и популярного туристского продукта.