Файл: Построение организационных структур (ТИПЫ СТРУКТУР И ИХ ХАРАТЕРИСТИКА.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Деятельность любой организации, не зависимо от ее размера, времени существования и других внешних факторов, напрямую зависит от того, как и с помощью каких специалистов, ей управляют. Чем больше размер организации, ее значимость в деятельности государства и общества целом, тем важнее правильность создания организационной структуры. В первую очередь организационные структуры создают для того, чтобы обеспечивать координацию и контроль деятельности своих подразделений и работников, четко разграничить обязанности сотрудников, подразделений, и определить зону ответственности как, для отдельного сотрудника, так и для организации в целом.  В зависимости от сферы деятельности и численного количества сотрудников, структуры организации отличаются друг от друга сложностью (т. е. степенью разделения деятельности на различные функции), формализацией (т. е. степенью использования заранее установленных правил и процедур), соотношением централизации и децентрализации (т. е. уровнями, на которых принимаются управленческие решения).

В наше время многие исследователи и руководители понимают и уделяют много внимания данному вопросу. Как правило, ввиду не оптимального построения структуры организации, предприятие теряет, а скорее недополучает прибыль, а порою еще и несет убытки. Для эффективного достижения целей необходимо четкое понимание структуры работ в целом, и роль каждого подразделения, каждой функциональной единицы в процессе их выполнения в частности.

Организация работы и людей во многом влияет на поведение работников. Существующие в организации нормы и формы коммуникации оказывают большое влияние на климат внутри организации.[1] Структурный подход применяется для обеспечения основных процессов деятельности и взаимосвязей между этапами работ. Создание структуры в организации является необходимостью при использовании разделения труда, охвата контролем, де­централизации и департаментализации.

 Структура организации - это упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. По сути дела, структура — это формальный план для эффективного разделения труда и эффективной координации индивидуальной деятельности. Схема любой организации показывает состав отделов, секторов и других линейных и функциональных единиц. Организационная структура не учитывает единственный – человеческий фактор, ведь именно он порой является решающим. Именно поведение персонала определяет эффективность функционирования построенной структуры в большей степени, чем формальное распределение функций между подразделениями и обязанностей между сотрудниками.


В зависимости от стадии развития компании (становление, развитие, стабилизация, кризис) требуются разные формы организационных структур. Особенно важно контролировать ситуацию на этапе перехода от одной стадии к другой и на этапе активного роста и развития компании.

Грамотно построенная организационная структура дает возможность оптимизировать численность персонала и количество подразделений, упростить взаимодействие подразделений, равномерно распределять нагрузку на персонал, избежать дублирования функций, или устранить отсутствие ответственности за какой-либо этап работы, устранить двойное и тройное подчинение, разграничить сферу деятельности руководителей, определить их полномочия и зону ответственности, повысить производительность труда. Организационная структура является основой построения эффективной системы управления.

Цель работы – анализ организационной структуры управления предприятием. В первой главе коротко изложены теоретические основы формирования организационных структур предприятия, далее во второй главе приведена аналитическая основа оптимизации структуры управления, в третьей главе даны предложения по совершенствованию структуры управления.

Объектом исследования данной курсовой работы является ООО «Евроторг» - активно растущая и развивающаяся на сегодняшний день и в других направлениях сеть магазинов, гипермаркетов, и объектов торговли, работающих в системе «cash&carry».

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР НА ПРЕДПРИЯТИИ.


1.1 ПОНЯТИЕ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ.

Организация (organization) - компания, фирма, проект, предприятие, учреждение, завод, фабрика, объединение, орган власти, общественный институт или ассоциация и т.п. либо их части, входящие или не входящие в их состав, различных форм собственности, которые имеют собственные функции и управление.[2]


Организация - пространственно-временная структура производственных факторов и их взаимодействие с целью получения максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства.[3]

В общем организацией является объединение людей, начиная от нескольких человек, связанных между собой одной целью, будь то производственная, торговая, общественная и даже политическая организация. Любая организация ставит перед собой определенные цели и задачи, к достижению которых она стремится. В связи с этим необходимо максимально эффективно распределить задачи между сотрудниками таким образом, чтобы избежать как дублирования задач, так и отсутствия ответственности, а так же минимизировать затраты и уменьшить потери времени на принятие управленческих решений. Чем больше размер организации и сложнее технологические процессы, которые она выполняет, тем важнее правильное построение организационной структуры. Так что же такое организационная структура предприятия?

Организационная структура - принципы взаимодействия подразделений внутри организации; совокупность устойчивых связей, выраженных в конкретных организационных формах; способы распределения полномочий и ответственности между подразделениями, специалистами. [4]

Организация обладает следующими общими признаками:

  • наличие общей цели, к достижению которой стремятся все члены данной организации. Без общей цели существование организации невозможно.
  • Обособленность, выражающаяся в замкнутости внутренних процессов и наличии границ, отделяющих ее от внешнего окружения.
  • Наличие связей между ее отдельными элементами, с помощью которых они взаимодействуют, решают возникающие проблемы и достигают поставленных целей. Связи бывают экономическими, технологическими, управленческими, информационными и социальными.
  • Саморегулирование – возможность самостоятельно решать вопросы внутренней жизни, и по-своему реагировать на процессы, происходящие во внешней среде.
  • Организационная культура – совокупность установившихся в организации ценностей, традиций, верований, норм поведения и символов.

В процессе производственной деятельности между сотрудниками фирмы и ее структурными подразделениями, между управляемой и управляющей подсистемами устанавливаются достаточно постоянные производственные связи. В целом они характеризуют организационную целостность, интеграцию, объединение элементов данной системы. 


Элементами структуры управления являются:

  • Работник управления - человек, выполняющий определенную функцию в управлении организацией.
  • Орган управления — группа работников, связанных определенными отношениями, состоящая из первичных групп.
  • Первичная группа – коллектив работников управления с общем руководителем и отсутствием подчиненных.

Структура управления обеспечивает выполнение общих и конкретных функций управления, сохраняет целесообразные вертикальные и горизонтальные связи и разделение элементов управления.[5]

Разделение всей работы на составляющие компоненты обычно называется горизонтальным разделением труда. Разделение большого объема работы на многочисленные небольшие специализированные задания, позволяет организации производить гораздо больше продукции, чем если бы то же самое количество людей работало самостоятельно.[6]

По горизонтали труд разделяется, как правило, по функциональному, товарно-отраслевому и квалификационному признакам.[7] По сути, при горизонтальном разделении труда весь процесс производства или оказания услуги разделяется на отдельные маленькие процессы, за которые отвечают конкретные сотрудники.

При вертикальном разделении труда складывается следующая ситуация. Поскольку, работа в организации разделяется на составляющие части, кто-то должен координировать работу группы для того, чтобы она была успешной. В данном случае на первый план выступает обособление функции управления, суть которой состоит в целенаправленном координировании и интегрировании деятельности всех элементов организации.[8]

Вертикальное разделение труда в организации определяется числом уровней управления, а также их подчиненностью и директивными отношениями. Такие отношения могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи означают подчинение линейным руководителям. Функциональные связи предполагают подчинение по некоторой группе вопросов функциональному руководителю.

 Организационная структура предприятия позволяет грамотно организовать распределение задач по отделениям и подразделениям, определить степень их компетентности в решении отдельных проблем, позволяет оценить общую эффективность взаимодействия элементов структуры. В связи с этим в организациях, как правило, создается иерархическая структура подчинения, которая позволяет более просто, и менее затратно контролировать элементы системы и взаимосвязи между ними.


Основные законы рациональной организации:

- упорядочение задач в соответствии с важнейшими точками процесса;

- приведение управленческих задач в соответствии с принципами компетентности и ответственности (согласование компетентности и ответственности, согласование «поля решения» и доступной информации, способность компетентных функциональных единиц принять к решению новые задачи);

- обязательное распределение ответственности (не за сферу, а за «процесс»);

- короткие пути управления;

- баланс стабильности и гибкости;

- способность к целеориентированной самоорганизации и активности;

- желательность стабильности циклически повторяемых действий.[9]

Структура управления должна отражать цели и задачи фирмы, быть подчиненной производству и меняться вместе с ним. Она должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления; последние определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями и расширяются, как правило, в направлении более высоких уровней управления. Полномочия руководителей ограничиваются факторами внешней среды, уровнем культуры и ценностными ориентациями, принятыми традициями и нормами. Важное значение имеет реализация принципа соответствия между функциями и полномочиями, с одной стороны, и квалификацией и уровнем культуры - с другой.[10] 

На построение организационной структуры предприятия влияют:

  • размеры предприятия,
  • технология производства,
  • окружающая среда.

1.2. ТИПЫ СТРУКТУР И ИХ ХАРАТЕРИСТИКА.

Дж. Гелбрейт определил проектирование организации как постоянный поиск наиболее эффективного сочетания организационных переменных.

 Организационная структура предприятия - это состав (перечень) отделов, служб и подразделений в аппарате управления, организация их деятельности, характер соподчиненности и подотчетности друг другу и высшему органу управления предприятия, а также набор координационных и информационных связей, порядок распределения функций управления по различным уровням и подразделениям управленческой иерархии.

Таким образом, каждая структурная единица предприятия создается для выполнения определенных функций управления или работ. Все должностные лица наделяются определенными правами и несут ответственность за выполнение закрепленных за ними задач и функций. Схема структуры отражает статическое положение подразделений и должностей и связи между ними.