Файл: Специальные (отраслевые) принципы оперативно-розыскной деятельности (Правовые основы оперативно-розыскной деятельности в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В качестве оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий признаются[13]:

1. Наличие возбужденного уголовного дела.

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

Поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.

Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.[14]

Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Итак, чтобы разобраться в данном вопросе, перейдем к краткой характеристике каждого из вышеназванных оснований.

Согласно пункту 1 части 1 ранее указанного закона одним из широко распространенных оснований проведения ОРМ в юридическом (формальном) виде предстает возбужденное уголовное дело[15]. При этом в соответствии с Законом об ОРД указанное основание выделяется отдельно от факта обнаружения лица, совершившего преступление и того, кем оно возбуждено (органом дознания или следователем) и в чьем производстве находится. Но при этом определенные рамки в этом вопросе установлены с точки зрения уголовно-процессуального законодательства.

Так, выделяют следующие характерные ситуации, относительно которых признание наличия возбужденного уголовного дела в качестве юридического основания проведения ОРМ актуально[16]:

1) в случае нахождения такого дела в производстве органов дознания;


2) в случае неустановления совершившего преступление лица по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя;

3) в случае установления виновного лица по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя.

Следующее основание для проведения ОРМ, которое указано вторым по счету, представляет собой, прежде всего, фактическое основание проведения соответствующих мероприятий. Как отмечено ранее, оно подразумевает получение органами, которые занимаются ОРД, сведений о признаках деяний преступного характера на стадии подготовки, совершения или если оно уже совершено, включая сведения и о лицах, задействованных в их подготовке, совершении или уже совершивших подобное деяние. Отметим, что это в случае отсутствия достаточных оснований для того, чтобы определить требуется или нет возбуждение уголовного дела по данному вопросу.

Под ставшими известными справедливо понимать сведения, которые поступили в правоохранительный орган из официальных источников, включая лиц, которые заинтересованы. Кроме этого это сведения, которые получены исходя из инициативной поисковой работы оперативных аппаратов, облеченных в документальную форму и прошедших регистрацию в установленном порядке.[17]

Относительно заявлений, сообщений и другой информации о происшествиях то, в каком порядке будет осуществлен их прием, регистрация и разрешение в органах внутренних дел (ОВД) установлено Инструкцией, которая утверждена приказом МВД России от 01.12.2005 г. № 985. При этом согласно вышеназванной инструкции выделяют определенную классификацию всех этих данных, поступивших в ОВД[18]. В первую группу по данной классификации входят сообщения о преступлениях. Вторую группу составляют сообщения и заявления в письменной форме о событиях, которые несут угрозу личной безопасности или безопасности общества. Третья группа включает в себя всю остальную информацию о происшествиях.

Сведения о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, являются основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий ФСБ, ФСО, СВР в соответствии с возложенными на них задачами.[19]

Законодательно регламентирован как одна из задач ОРД – розыск лиц, которые скрываются от следствия и органов судебной власти и уклоняются от применения в их отношении мер уголовного наказания. В качестве основания для проведения ОРМ для решения указанной задачи, первостепенно, необходимо считать постановление следователя о розыске подозреваемого или обвиняемого, которое выносится согласно уголовно-правовому законодательству (ст. 210 УПК РФ) как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением[20].


В момент получения материалов об объявлении подозреваемого или обвиняемого в розыск сотрудник оперативного подразделения должен провести первоначальные проверочные действия, включающие в себя: информирование личного состава о личности и приметах скрывшегося лица; проверку его по учетам ОВД; опрос родственников и других граждан, знающих разыскиваемого, и некоторые другие. После того, как была проведена первоначальная проверка, но не позднее десятидневного срока с даты поступления сведений о необходимости проведения розыска, оперативный аппарат обязан завести розыскное дело и все остальные мероприятия по розыску проводить согласно плана работы по этому делу.

В этой связи важно отметить, что независимо от других оснований проведения ОРМ с позиции законодателя выделяют такое основание как поступление сведений о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

Без вести пропавшим считается лицо, исчезнувшее внезапно, без видимых к тому причин, местонахождение и судьба которого остаются неизвестными. Сведения о безвестном исчезновении поступают, как правило, от граждан либо должностных лиц предприятий, учреждений и организаций. Регистрация заявлений и сообщений о безвестном исчезновении производится в КУСП дежурной части органа внутренних дел, а поручение по проверке этих данных дается сотрудникам уголовного розыска, которые могут осуществлять необходимые ОРМ.[21]

Процесс проведения соответствующих мероприятий на основании вышеуказанных заявлений объединяет в себе решение сразу двух составляющих задачи. Первая часть включает в себя установление местонахождения лица, а вторая подразумевает проверку версии о криминальном характере исчезновения. Вышеизложенное означает, что проведение ОРМ может осуществляться уже как только получены заявления вместе с проверочными действиями.

Исходя из Федерального закона от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» к основаниям для проведения ОРМ относят поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве[22]. Получение перечисленных процессуальных документов следует рассматривать в качестве повода, а не собственно основания проведения ОРМ. В этих документах должны содержаться фактические основания проведения ОРМ в виде сведений, обосновывающих их необходимость.


В качестве основания для проведения ОРМ предусмотрел запросы других органов, осуществляющих ОРД. Данное основание, однако, не может рассматриваться в качестве самостоятельного, поскольку законодатель указал на необходимость при этом наличия других оснований, указанных в данной статье.

Понятие иные органы подразумевает под собой как оперативные подразделения и службы этого же ведомства, так и органы других федеральных министерств и ведомств, наделенных правом осуществления ОРД.

Взаимные обязанности по выполнению запросов органов, осуществляющих ОРД, определяются в межведомственных соглашениях и нормативных актах, утверждаемых руководителями этих органов.

Относительно иных оперативных аппаратов направленные им запросы о проведении ОРМ требуют обязательного письменного оформления и подписания руководителем органа соответствующего уровня. В них следует указывать конкретные основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий и перечислять, какие именно мероприятия необходимо провести.[23]

В качестве основания для проведения ОРМ предусматривает постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц[24]. Этот юридический документ установлен Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20.04.1995 г.

В качестве лиц, которые считаются защищаемыми названный Закон определяет перечисленных в его второй статье должностных лиц государственных и правоохранительных органов и их близких родственников, в отношении которых в установленном порядке принято решение о применении мер защиты со стороны государства. Кроме того государственная защита действует и в отношении лиц, в перечень которых входят сотрудники, осуществляющие ОРД.

Отдельно в качестве основания для проведения ОРМ в соответствии выделяют запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств. Выполнение таких запросов является обязанностью органов, осуществляющих ОРД. Согласно законодательству, а именно, п. 3 ст. 14 Закона об ОРД запросы международных правоохранительных организаций должны выполняться «на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации». Из изложенного следует, что говорить, как о юридическом основании для проведения ОРМ можно лишь относительно запросов тех международных правоохранительных организаций, членом которых Россия является, либо признает их юрисдикцию в установленном международным правом порядке.[25]


С законотворческой точки зрения независимо от других основанием для проведения ОРМ выделяется необходимость обеспечения безопасности органов, которые осуществляют деятельность оперативно-розыскного характера (ОРД). В большинстве случаев эта специфическая функция правоохранительных органов именуется обеспечением собственной безопасности и закреплена в законодательных актах, регламентирующих их деятельность (например, п. 11 ст. 6 Федерального закона «О внешней разведке»[26], п. «т» ст. 13 Федерального закона «О федеральной службе безопасности»[27], п. 9 ст. 14 Федерального закона «О государственной охране»[28], ч. 2 ст. 28 Закона РФ «О государственной границе Российской Федерации»[29] и т.д.).

Обеспечение безопасности государства и его граждан подразумевает неразглашение сведений тайного характера и секретов в определенного рода областях человеческой деятельности. Безусловно, сохранение секретной информации актуально и для оперативно-розыскной работы, зачастую сопряженной со сведениями, которые преступные элементы могут использовать в своих целях, если своевременно не предотвратить утечку этих сведений.[30]

Подводя итог данному параграфу, хотелось еще раз отметить, что оперативно-розыскная деятельность является достаточно специфичной с точки зрения средств и способов, используемых для получения той или иной информации, которые в большей степени можно охарактеризовать как негласные. Кроме того эта деятельность связывает мероприятия оперативно-розыскного характера с ограничениями прав и свобод, обеспеченные Конституцией РФ[31]. Наряду с вышеперечисленным в рамках ОРД может быть также использовано содействие частных лиц, в частности на уровне конфиденциальном. Все это по сей день вызывает множество споров, внимания со стороны ученых и специалистов различного уровня в области юриспруденции, философии, политики, представителей защиты прав и обычного населения, что объясняет ее значимость и актуальность изучения не только с юридической точки зрения.

Таким образом, ОРД – это разновидность государственной правоохранительной деятельности. Эта деятельность строго регламентирована на государственном уровне и действует в направлении раскрытия преступлений скрытого характера (скрываемых). В рамках этой деятельности осуществляется поиск и нахождение особой важной информации, выявляющей те или иные факты и характер преступлений, розыск лиц, скрывающихся от закона.