Файл: «Заключение договора на торгах».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Примерами публичной оферты является: выставление товаров на витрине магазина; установка в общедоступном месте автоматов или иных приспособлений для продажи товаров, производства работ или оказания услуг и т.п.

От публичной оферты следует отличать иные предложения, хотя бы и адресованные неопределенному кругу лиц, но не содержащие всех существенных условий договора (например, реклама), или предложения, содержащие эти условия, но сделанные таким образом, что не предполагают его заключения с любым отозвавшимся (например, объявление в средствах массовой информации о продаже автомобиля). Такие предложения не обязывают лиц, их сделавших, к заключению договора и рассматриваются лишь как приглашения делать оферты.

Проанализировав понятие «договор», способы его заключения, определение контрагентов, на наш взгляд, это будет ключевыми моментами при раскрытии рассматриваемой темы. В процессе рассмотрения данного параграфа, было выявлено авторское понятие договора и определены особенности публичной оферты, которые играют важную роль непосредственно при заключении договора на торгах.

§ 2 Генезис правоотношений по заключению договора на торгах на разных этапах становления гражданского законодательства

Категория генезис подходит для объяснения предпосылок появления торгов как специфической формы организации торговли. Понятие «торги» равнозначно понятию «тендер», которое пришло в русский язык из английского «Tender», что в переводе означает «предложение». Торги — конкурсная форма отбора различных предложений на оказание услуг или поставку товара. Однако такая стандартизированная форма торгов не появилась сразу, развитие и становление происходило на протяжении долгих веков.[15]

Исторический аспект торгов связан с развитием товарного и денежного обращения, появлением различных форм контактов государства с частным предпринимательством. Необходимо отметить, что такие контакты складывались стремительно, ввиду развития товарно-рыночных отношений. Таким образом, возникла необходимость законодательного урегулирования торгов с указанием их особенностей и специфики применения.

Следует отметить, что в римском праве публичный торг в качестве звена, опосредующего заключение договора, в отдельных ситуациях предусматривался с точки зрения закона (к примеру, в частном обороте, арендование земель в городе). Кроме того, существовала следующая классификация торгов на: труд; труд с материалом; поставку материалов. В Римской империи на рубеже нашей эры торги были популярны при продаже семейного имущества и добра, награбленного в ходе войн. К примеру, римский император Маркус Аурелий продавал мебель, чтобы расплатиться с долгами. При реализации военных трофеев аукционист втыкал копье в землю, когда торг заканчивался. С падением Римской империи торги пропали из поля зрения историков. Новые данные о них датируются уже XVI веком и относятся к Голландии. В основном предметами торга становились ненужные вещи (мебель, предметы быта и пр.), поэтому их цена в процессе проведения торгов всегда снижалась. А сами торги больше напоминали современную распродажу. Развитие международной торговли, Великие географические открытия, совершенствование мировой кредитной и банковской систем привели к распространению торгов по всей Европе.[16]


Применительно к России возникновение аналогов такого способа заключения договора следует отнести к середине XVII в. В 1654 г. был издан указ царя Алексея Михайловича о подрядной цене на доставку продуктов в Смоленск взамен на освобождение подрядчика от уплаты пошлины. Тогда же на торгах были введены поручные записи, осуществлявшиеся артельщиками, выигравшими подряд ("чтобы можно было верить").[17] Так, брались поручные записи со служилых людей, с должностных лиц, отвечавших за поступление доходов, порукой пользовались и как средством предупреждения злоупотреблений. Посредством поручных обязывали крестьян к выполнению тех или иных повинностей. Поруками оформляли и поступление в черносошные крестьяне, сдачу откупов и т.д.[18]Можно сказать, поручные записи - предвестники современных способов обеспечения заявок на участие в торгах.

Первые законодательные акты, устанавливающие правила проведения публичных торгов, относятся ко времени царствования Петра I. В контексте Петровских реформ особенно развивалось взаимодействие государства с промышленниками. Тогда было создано специальное учреждение, занимающееся вопросами поставок и продаж, - Канцелярия подрядных дел, подчинявшаяся Канцелярии Камер-коллегии. В военных ведомствах аналогичные обязанности возлагались на специальных служебных лиц. С тех пор практически все законодательство, касающееся публичных торгов, строилось на положениях, которые разрабатывались в военных министерствах.

Первые объявления о проведении торгов вывешивались на всех городских воротах, чтобы люди, входящие и покидающие город, могли ознакомиться, что, несомненно, говорит об имеющих уже тогда особенно важное значение принципах публичности и состязательности проведения торгов. В таких объявлениях обычно сразу сообщалось о льготах подрядчикам и поставщикам, перечислялись лица, уже работающие по госзаказам. Также на воротах вывешивались и судебные решения, которые зачастую касались результатов конкурса.

В конце 30-х годов было запрещено допускать к торгам лиц, без справки из Коммерц-Коллегии об отсутствии у них долгов по векселям, государственных «доимок» (долг перед государством) и прочее. Выходят специальные инструкции с требованиями к качеству различных наименований закупок.

Следующий крупный документ "Регул провиантского правления", принятый при императрице Елизавете Петровне в 1758 г., предписывал рекламировать торги и публиковать сообщения об их проведении. Каждому участнику сообщалось в печатном виде об условиях торга. Впервые вводились преференции - преимущество отдавалось непосредственному производителю, а не купцу-посреднику. От участников требовалось множество справок, гарантий, проводилась предварительная проверка надежности поставщика. Победителя торгов предлагалось "всеми силами склонять к еще большему уменьшению цены... изыскивая казенной прибыли без всякой передачи".[19]


Анализируя законодательство XVIII века можно заметить, что в законодательных актах, касающихся торгов, прослеживаются положения, направленных именно на устрашение. Это, в первую очередь, говорит о недоработанности норм, регулирующих процедуру проведения торгов, исполнения контрактов.

В XIX веке социальные и правовые отношения в обществе становятся все более сложными. В связи с этим в законодательстве начали происходить значительные изменения, вплоть до того, что участникам торгов уже не нужно было являться в Казенную палату лично, достаточно было направить заявки по почте, соблюдая все формальности, относительно содержания тех документов, которые необходимы для участия. Далее уже участники или их доверенные лица приходили непосредственно на торги.[20]

В 1830 г. был принят так называемый "Лист для торга", зафиксировавший основные правила проведения торгов для государственного заказа практически до конца века.

В 1900 году с принятием последнего документа в царской России - «Положения о подрядах и поставка», были введены новые формы торгов: изустные (по схеме аукциона), через запечатанные объявления и смешанные.

Первая мировая война выявила ряд недостатков, существующих в организации государственных закупок на торгах на тот период времени. Одной из причин низкого качества работ признавалось распределение заказов на изустных торгах и смешанных конкурсов. Не имея достаточного времени на обдумывание, участники выкрикивали нереальные цены. Получив заказ, они были вынуждены выполнять его с отступлениями от требований. Торги по запечатанным объявлениям имели более успешный результат.

Анализ законодательства начала XX века о проведении торгов на поставку товаров и выполнение работ показывает, что в них присутствуют практически все положения торгов, используемые и сегодня.

После февральской революции 1917 года в условиях НЭП конкурсная система действовала еще некоторое время. Как и до революции, при этом преследовались две основные цели: облегчить государству заключение договоров по возможно низкой цене и препятствовать злоупотреблениям должностных лиц при выборе контрагентов. Государством была установлена монополизация всех объявлений о проводившихся торгах, устанавливалось неравенство по «социальному признаку». Проявлялось это в том, что все государственные учреждения (предприятия) считались более устойчивыми, в отличие от частных.

В 1920-е гг. нередко наблюдались случаи подачи после окончания торгов так называемых внеторговых предложений. Их делали лица, ранее участвовавшие в торгах, заявляя тем самым более низкие цены.


С 1930 г. в связи с переходом на плановое хозяйство законодательство регулирует только публичные торги, проводимые судебными исполнителями для продажи имущества, принадлежащего должникам. Следует отметить, что в гражданском законодательстве того времени отсутствовали какие-либо общие положения о торгах, хотя в Гражданском кодексе РСФСР 1922 г. публичные торги упоминались неоднократно (ст. 64, 80, 82, 104, 183, 204, 309), например публичные торги для продажи заложенного имущества, права застройки, имущества ликвидируемого товарищества.

В Гражданском кодексе РСФСР 1964 г. институт торгов также еще в полной мере не сформировался, регламентации подвергся лишь конкурс. Под ним в ст. 439 понималось «публичное обещание государственной, кооперативной или другой общественной организацией специального вознаграждения (премии) за лучшее выполнение определенной работы (объявление конкурса), которое обязывает эту организацию уплатить обещанное вознаграждение лицу, работа которого признана достойной вознаграждения в соответствии с условиями конкурса».

В советское время институт торгов уже можно было отнести к одному из способов заключения договора (контракта). В данном случае это актуально только для некоторых случаев. К примеру, продажа пушнины с помощью аукционов, которая проводилась с 1931 г., организацией их на сегодняшний день занимается Внешнеторговое объединение «Союзпушнина» в г. Санкт-Петербург.[21] Почтовое отправление заявок на продажу и покупку свободно конвертируемой валюты во Внешэкономбанк. При этом в рамках установленных цен на данную процедуру специальный аукционный комитет осуществлял обработку этих заявок, обеспечивая максимум по объему сделок.

В начале 90-х гг. ХХ начало действовать проведение аукционных продаж, осуществляемых советскими коммерческими центрами Госснаба. Они были направлены на редкие виды продукции уникального потребительского и технического характера, на которые в итоге устанавливалась лишь одна самая высокая из всех названых цен.[22]

О.П. Калугина в своем диссертационном исследовании приводит интересный случай, «когда в 1991 г. был проведен телеаукцион, предметом которого было право на заключение договора долгосрочной аренды с правом последующего выкупа в отношении здания магазина».[23]

В то время практика применения аукционов существенно расширилась во многом благодаря так называемому биржевому буму, когда в нашей стране функционировало такое количество товарных бирж, которое превышало общее число всех существующих бирж в мире. Поэтому и возродился интерес к использованию механизма заключения договоров через процедуру торгов.


После того, как в России была принята первая часть Гражданского кодекса, нормы, регулирующие торги, впервые были системно регламентированы с правовой точки зрения в ст. 447 - 449.

Достаточно ощутимые нововведения были внесены в правила о торгах (Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации»). В этой связи поправки в вышеуказанных статьях направлены на конкретизацию общих положений нормативного характера о торгах. Стоит отметить также, что дополнения коснулись и регулирования публичных торгов, затронутых в совершенно новой статье ГК РФ (ст. 449.1).

Подводя итог параграфу, следует заметить, что история торгов ведет свой отсчет с периода древней Руси, когда и купцы и обычное население собирались на торг, торжище (иными словами, рынок, место для торговли). На последующих этапах вплоть до этапа НЭП торги преимущественно развивались на основе казенных подрядов. Далее, переходя к новой экономике, основанной на рыночных началах, торги в России подразумеваются уже, как безусловное средство определения следующей (будущей) стороны, участвующей и в размещении публичных заказов и в частных отношениях.

§ 3.Правовая сущность института торгов

Торги - состязательный порядок заключения некоторых договоров (купли-продажи, поставки, подряда). Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. В зарубежной (международной) терминологии и некоторых нормативных актах РФ торги. (в конкурсной форме) именуются тендером.[24]

Различные авторы научных статей и монографий по-разному определяют торги. В своей научной работе Л.Ф. Гатаулина подразумевает под дефиницией торгов специфический способ заключения цивилистического договора, преследующий цель определения лица (претендента), который может назначить самую высокую цену (аукцион) либо иные максимально выгодные договорные условия (конкурс), способных наилучшим образом отразить интересы основных лиц: организующего торги победившего в них.[25]

Фоминых О.М. определяет торги, как специальный способ заключения договора, позволяющий организатору торгов выбрать наиболее выгодные условия благодаря конкуренции между, как минимум, двумя контрагентами.[26]

В своей монографии Андреева Л.В. определяет торги для государственных нужд как систему, состоящую из нескольких элементов, которые взаимосвязаны и функционирование их подчинено единой цели — удовлетворению государственных нужд. Государственные нужды — это потребности в товарах, работах, услугах, необходимые для осуществления функций и полномочий государства и государственных заказчиков.[27]