Файл: Методы психофизиологического исследования: возможности и ограничения в практике управления персоналом (Психофизиологический портрет в психофизиологическом исследовании).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Мне в свое время пришлось много работать в сфере отбора персонала, участвовать в кадровых перестановках тех, или иных компаний, поэтому о психофизиологическом исследовании я знаю, что называется – из первых рук.

В наше время, когда поток кадров очень высок, весьма сложно сделать правильный выбор. Разумеется, есть некая система отбора персонала как собеседование, рекомендация, резюме, но никто не застрахован от внесения субъективной оценки, от настроения и даже от интеллектуальных способностей принимающего решение.

Всегда не хватало какого-то инструмента, объективного инструмента, который поможет выстроить работу компании, подбор и ротацию кадров, а также, возможно и спрогнозирует внутреннюю работу целого бизнеса.

В конце концов, это все очень интересно.

Глава 1. Модель ресурсов человека и их востребованность экономической системой, а так же их оценка при помощи психофизиологического исследования.

Как пишет в своем научном труде «Атлас интерпретационных схем к оценке оптанта психодиагностическим методам» Бескровный Г. Г. – что, работодатель в поисках эффективной рабочей силы традиционно исходит из формальных характеристик претендента – образовательный ценз, опыт кандидата, его профессиональное мастерство, однако подобная практика недостаточно эффективна. Во-первых, при включении работника в организационную среду его деятельность не всегда приводит к ожидаемому результату, а инвестиции – к адекватной отдаче. Во-вторых, сравнение профессионального маршрута опытного работника и молодого специалиста, очевидно буде не в пользу последнего, тем не менее прогнозировать успешность на основе одного только пакета документов было бы некорректно.

Структурированные интервью не всегда позволяют получить объективную информацию, достаточную для прогнозирования успешности работника, так как часть сведений не раскрывается работодателю, часть искажается, а часть скрыта даже от самого кандидата, не не осознается им. При этом далеко не каждый руководитель способен осознать этот дефицит информации, а значит, не в состоянии принять эффективное кадровое решение.


Сложившаяся на рынке труда практика сводится к компромиссу между производимым кандидатом и его профессиональным маршрутом (резюме), что дает возможность для целенаправленного конъюнктурного подбора персоналий в соответствии с субъективными представлениями и потребностями лица, принимающего решение. В результате возрастет вероятность кадровой ошибки и создается – непотизма – делегирование работникам привилегий и полномочий в обмен на личную преданность, послушание и защиту интересов всей иерархической цепочки.

Предлагаемая ниже модель ресурсов человека, рассматривающая его как носителя вполне определенных ресурсов (формат человека), в том числе и востребованных экономической системой (формат работника), имеет в основе теорию ведущих тенденций Л. Н. Собчик, согласно которой преобладающему мотиву, эмоциональному паттерну и когнитивному стилю индивида соответствуют его наклонности, индивидуально-личностные свойства и тип межличностного поведения.

Исходя из возможностей психодиагностических методик и психофизиологический исследований, ресурсы человека можно разделить на структурированные и неструктурируемые:

Структурируемы ресурсы имеют количественные и качественные характеристики, позволяющие оценить степень соответствия кандидата предполагаемым функциям работника и спрогнозировать зону его ближайшего развития.

-конституциональный ресурс (тип биологической организации);

- адаптационный ресурс (жизнестойкость);

- ресурс общих способностей (интеллектуальная продуктивность);

- ресурс социализации (баланс ценностей, набор правил и норм);

- потребностно-мотивационный ресурс;

- ресурс организационно взаимодействия;

- ресурс компетентности;

Ниже будут приведены способы выявлении и оценки тех или иных ресурсов человека, при помощи психодиагностики и психофзиологического исследования, такие как:

- Тесты на интеллект, оценка когнетивных способностей человека, сложности и польза работы с ними;

- Личностные тесты психодиагностики, такие как MMPI.

- Технические возможности при оценке психофизиологическом исследовании (полиграф). А так же приборы на замер скорости реакции, замера артериального давлении до стресса/погруженя оптанта в работу и после, с последующим выводом о стрессоустойчивости.

- Способ донести до работодателя результаты исследования (психологический портрет оптанта).


Глава 2. Тестовые методики исследования личности типа MMPI (СМИЛ)

Как писала Л. Н. Собчик: - Методику СМИЛ по ее значимости и эффективности по праву можно назвать "тяжелой артиллерией" психодиагностики. И не потому, что некоторые специалисты, мало знакомые с методикой, считают ее громоздкой и трудоемкой: на самом деле это - около часа работы самого обследуемого (при этом психолог может даже не присутствовать) и 10 минут на обсчет данных. Главное, что после этого психолог получает многосторонний портрет человека, включающий помимо количественных и качественных характеристик устойчивых профессионально важных свойств богатый спектр таких структурных компонентов личности как мотивационная направленность, самооценка, стиль межличностного поведения, полоролевой статус, черты характера, тип реагирования на стресс, защитные механизмы, когнитивный стиль, ведущие потребности, фон настроения, сексуальная ориентация, степень адаптированности индивида и возможный тип дезадаптации, наличие психических отклонений, выраженность лидерских черт, склонность к суициду, предрасположенность к алкоголизму и пр. При этом большим преимуществом данной методики является наличие в ее структуре шкал достоверности, позволяющих определить не только надежность результатов, но и установку испытуемого на саму процедуру обследования. Это дает возможность интерпретации полученных данных через призму выявленных с помощью шкал достоверности тенденций к преувеличиванию имеющихся проблем или к их сглаживанию.

Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ представляет собой модификацию теста MMPI, созданного в 1942-49 гг. в целях профессионального отбора летчиков во время Второй мировой войны. Авторы - американские психологи И.Маккинли и С.Хатэуэй. Это - квантифицированный (количественный) метод оценки личности, который, благодаря автоматизированному способу обработки результатов обследования, исключает зависимость получаемых результатов от субъективности и опыта экспериментатора. Высокая надежность методики, наличие шкал достоверности и полифакторный характер интерпретации создали базу для широкой популярности этой методики в разных странах мира.

Тест MMPI является одним из основных ключей в психофизиологическом исследовании как отдельных сотрудников, так и снятия среза информации о компании/структурном подразделении в целом.

В шкалах интерпретации MMPI можно найти характеристики как психологических, поведенческих, так и психофизиологических показателей. Например: Шкала алкоголизации, шкала социальной ответственности, шкала ипохондрии или шкала клинического поражения головного мозга человека очень хорошо отображают картину психофизиологии оптантов, помогает сделать необходимые исселодования и результативные выводы. А если срез делается по всей компании или топ-менеджмента, то здесь можно определить перспективу развития компаии так и судьбу бизнеса в целом. Что показывает полезность и благоприятность таких исследований. Разумеется, подобные эксперименты должны проводиться исключительно профессионалами своего дела.


Миннесотский многоаспектный личностный опросник (Minnesota Multiphasic Personality Inventory, MMPI) – опросник, созданный в начале 1940-х годов Старком Хатуэйем и Джоном МакКинли (Starke R. Hathaway, John Charnley McKinley) в Университете Миннесоты, и предназначенный для исследования индивидуальных особенностей и психических состояний личности. MMPI является наиболее изученной и одной из самых популярных психодиагностических методик, нашедшей широкое применение в клинической практике.

В основу методики было положено количественное сопоставление ответов представителей нормативной группы с типичными ответами больных, у которых в картине клинических расстройств четко преобладал тот или иной синдром: ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, психастения, паранойя, шизофрения, гипомания. Хотя такие названия и были даны основным клиническим шкалам MMPI, их буквальной интерпретации следует избегать; например, нельзя полагать, что высокий показатель по шкале шизофрении указывает на её наличие.

Несмотря на то, что методика MMPI построена по принципу опросника, оценка полученных в результате исследования данных базируется не на прямом анализе ответов испытуемого, а на данных статистически подтвержденной значимости каждого ответа в сравнении со средненормативными данными. Поэтому можно сказать, что методика занимает промежуточное место между осознанной субъективной оценкой и проективным исследованием неосознаваемых тенденций личности. Кроме того, методика MMPI является наиболее защищенной от попыток опрашиваемых сознательно исказить результаты, представить себя в ином виде.


Известно несколько русскоязычных адаптаций MMPI:

  • Методика многостороннего исследования личности ММИЛ (Ф. Б. Березин, М. П. Мирошников, 1976)
  • Стандартизированный клинический личностный опросник СКЛО (НИПНИ им. Бехтерева)
  • Сокращенный тест Мини-Мульт / СМОЛ (В. П. Зайцев, 1981)
  • Стандартизированный метод исследования личности СМИЛ (Л. Н. Собчик, 1971)
  • Сокращенный тест Мини-СМИЛ (Л. Н. Собчик)

В 1980-е годы опросник был значительно переработан и опубликован в 1989 году под названием MMPI-2 (авторы – Дж. Бучер, В. Далстром, Дж. Грэхем, А. Теллиджен и Б. Кэммер). В новой редакции добавлено 15 базисных шкал и три новые контрольные шкалы.
Также был разработан вариант для обследования лиц моложе 18 лет – MMPI-A. 
Сведения о русскоязычной адаптации MMPI-2 отсутствуют.


Особенности реализации:

Данные работы проводятся как в силовых структурах, так и в крупных коммерческих организациях, для дальнейшего принятия решения, чаще всего резюме имеет форму рекомендательного или нерекомендательного характера.

Оп­рос­ни­ки в мо­ди­фи­ци­ро­ван­ном ви­де де­лят­ся на муж­ской, жен­ский и под­ро­ст­ко­вый ва­ри­ан­ты, от­ли­чие ко­то­рых от­ра­жа­ет­ся лишь в фор­ме из­ло­же­ния не­ко­то­рых ут­вер­жде­ний. Клю­чи (см. При­ло­же­ние) с по­мо­щью ко­то­рых под­счи­ты­ва­ют­ся сы­рые бал­лы по ка­ж­дой шка­ле, кор­рек­ция сы­рых по­ка­за­те­лей для фор­ми­ро­ва­ния про­фи­ля лич­но­сти в стан­дарт­ных по­ка­за­те­лях Т, а так­же ин­тер­пре­та­ци­он­ная схе­ма иден­тич­ны для всех форм оп­рос­ни­ка кро­ме не­ко­то­рой раз­ни­цы в об­ра­бот­ке дан­ных по 5-й шка­ле в муж­ском и жен­ском про­фи­ле и тех аспектов интерпретации, которые связаны с возрастными особенностями.

Процедура обследования должна проводиться в спокойной обстановке, позволяющей испытуемому сосредоточиться. В то же время нужно его иногда поторапливать, не давать возможности для длительных раздумий - важна первая непосредственная реакция. Если испытуемый просит разъяснений, то они должны даваться лишь в отношении отдельных слов. Смысл утверждения толковать не следует, так как каждый должен понимать их по-своему. Нужно лишь дать понять, что отрицание или согласие с утверждением не могут расцениваться ни как положительный, ни как отрицательный момент в оценке их личностных качеств. Человек не должен испытывать опасений, что обследование каким-то образом может навредить ему. Поэтому нужно подчеркнуть, что данное обследование необходимо для более дифференцированного (индивидуализированного) подхода в учебном процессе или в профессиональной деятельности, а также для выбора наиболее эффективного медикаментозного лечения или психотерапевтического воздействия и пр. Стоит подчеркнуть, что исследование направлено не на выявление социальных аспектов поведения человека, а больше касается его темперамента, свойств нервной системы. В некоторых обстоятельствах следует сказать, что данное обследование принято проводить всем, таков порядок. Высказывания о том, что вопросы повторяются, что многие из них - глупые, нередко связаны с защитными тенденциями, с нежеланием откровенничать с чужими людьми. С одной стороны, такая реакция может быть результатом императивного поведения психолога, отсутствием необходимой предварительной работы с обследуемым контингентом. С другой стороны, здесь возможен такой комментарий: «Да, это так и должно быть! Повторы предусмотрены, чтобы проверить Вашу внимательность и избежать небрежности в заполнении регистрационного листа».

Ана­лиз полученных ре­зуль­та­тов ос­но­ван не на изу­че­нии смыс­ла от­ве­тов ис­пы­туе­мо­го, а на ста­ти­сти­че­ской про­це­ду­ре об­сче­та дан­ных, в про­цес­се ко­то­рой вы­яв­ля­ет­ся ко­ли­че­ст­вен­ная дис­пер­сия раз­ных ва­ри­ан­тов от­ве­тов по от­но­ше­нию, с од­ной сто­ро­ны, к сред­не­нор­ма­тив­ной ус­ред­нен­но­сти, а с дру­гой, к па­то­ло­ги­че­ской за­ост­рен­но­сти пси­хо­ло­ги­че­ско­го фак­то­ра, представляющего собой ту или иную ин­ди­ви­ду­аль­но-лич­но­ст­ную тен­ден­цию. Боль­шин­ст­во ут­вер­жде­ний зву­чит так, что ис­пы­туе­мый, от­ве­чая, да­ле­ко не все­гда пред­став­ля­ет, ка­ким об­ра­зом это его оха­рак­те­ри­зу­ет, что зна­чи­тель­но за­труд­нит стрем­ле­ние "улуч­шить" или "ухуд­шить" ре­зуль­та­ты об­сле­до­ва­ния. На пер­вый взгляд, ме­то­ди­ка по­зво­ля­ет об­ри­со­вать субъ­ек­тив­ную внут­рен­нюю кар­ти­ну "Я" об­сле­дуе­мо­го ли­ца. Ре­аль­но же, бла­го­да­ря от­час­ти про­ек­тив­но­му зву­ча­нию мно­гих ут­вер­жде­ний, в экс­пе­ри­мен­те вы­яв­ля­ют­ся и те пси­хо­ло­ги­че­ские ас­пек­ты, ко­то­рые не осоз­на­ют­ся че­ло­ве­ком или лишь час­тич­но под­да­ют­ся кон­тро­лю соз­на­ния. По­это­му лишь при ста­ти­сти­че­ски не­дос­то­вер­ных дан­ных про­филь лич­но­сти ис­ка­жа­ет­ся на­столь­ко, что его нет смыс­ла ин­тер­пре­ти­ро­вать. В рам­ках же дос­то­вер­ных дан­ных, да­же при на­ли­чии тен­ден­ций, частично влияю­щих на уси­ле­ние или сгла­жи­ва­ние ри­сун­ка про­фи­ля, ин­тер­пре­та­ция от­ра­жа­ет близкую к ис­тин­ной кар­ти­ну лич­но­сти. При этом воз­мож­на весь­ма диф­фе­рен­ци­ро­ван­ная гра­да­ция сте­пе­ни вы­ра­жен­но­сти раз­ных лич­но­ст­ных свойств в их слож­ном со­че­та­нии, ко­гда при­ни­ма­ют­ся во вни­ма­ние не толь­ко вы­со­кие по­ка­за­те­ли, но и их со­от­но­ше­ние с низ­ки­ми по­ка­за­те­ля­ми. В то же вре­мя от­кло­не­ние от сред­не­нор­ма­тив­ных по­ка­за­те­лей, бо­лее чем вдвое пре­вы­шаю­щее сред­не­квад­ра­тич­ную ошиб­ку, вы­яв­ля­ет из­бы­точ­ную сте­пень вы­ра­жен­но­сти той или иной лич­но­ст­ной чер­ты, вы­во­дя ее за пре­де­лы дос­та­точ­но ши­ро­ко­го (от 30 до 70 стан­дарт­ных бал­лов Т) ко­ри­до­ра нор­ма­тив­но­го раз­бро­са. Та­кие дан­ные, как уже говорилось, не обязательно сви­де­тель­ст­ву­ют о па­то­ло­гии. Сложная жизненная ситуация, травмирующие психику события, фи­зи­че­ское не­до­мо­га­ние - все это мо­жет вы­звать со­стоя­ние времен­ной де­за­дап­та­ции.

Сами оптанты испытывают стресс при прохождении любых тестов, поэтому, пишет Собчик - Обследуемый человек мо­жет пре­тен­до­вать на оп­ре­де­лен­ную ин­фор­ма­цию о ре­зуль­та­тах тес­ти­ро­ва­ния. Иногда такое собеседование несет в себе психотерапевтическое или рекомендательное содержание. Если это происходит, то пси­хо­лог-экс­пе­ри­мен­та­тор или кон­суль­тант обя­зан в пер­вую оче­редь со­блю­дать ин­те­ре­сы об­сле­дуе­мо­го че­ло­ве­ка и ни­ко­гда не ин­тер­пре­ти­ро­вать дан­ные об­сле­до­ва­ния ему во вред, так как роль пси­хо­ло­га в об­ще­ст­ве в ос­нов­ном сво­дит­ся к за­щи­те че­ло­ве­ка во всех смыс­лах это­го сло­ва. Ес­ли это пра­ви­ло бу­дет на­ру­ше­но, лю­ди по­те­ря­ют до­ве­рие к пси­хо­ло­гу и даль­ней­шие пси­хо­ло­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ния ста­нут не­воз­мож­ны­ми. От­сю­да вы­те­ка­ет и ос­таль­ное: ин­тер­пре­та­ция по­лу­чен­ных дан­ных долж­на вес­тись с по­зи­ций пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ско­го, ща­дя­ще­го под­хо­да. Ка­ж­дое ин­ди­ви­ду­аль­но-лич­но­ст­ное свой­ст­во как пра­ви­ло не­сет в се­бе и по­ло­жи­тель­ную, и от­ри­ца­тель­ную ин­фор­ма­цию. По­это­му, все­гда есть воз­мож­ность на­чать со­бе­се­до­ва­ние с ос­ве­ще­ния по­зи­тив­ных ха­рак­те­ри­стик, а за­тем на этом фо­не вы­де­лить те осо­бен­но­сти и свой­ст­ва лич­но­сти, ко­то­рые соз­да­ют оп­ре­де­лен­ные слож­но­сти и не­га­тив­но влия­ют на судь­бу че­ло­ве­ка. Но де­лать это сле­ду­ет ос­то­рож­но и имен­но в том сти­ле, ко­то­рый яв­ля­ет­ся для дан­но­го ин­ди­ви­да оп­ти­маль­ным: следует обратить внимание на те рекомендации по кор­рек­ци­он­ному под­ходу, которые приводятся дальше в зависимости от особенностей профиля.

Мно­го­лет­ний опыт изу­че­ния лич­но­ст­ных свойств в раз­ных про­фес­сио­наль­ных груп­пах по­ка­зал, что дан­ные ме­то­ди­ки СМИЛ мо­гут ока­зать зна­чи­тель­ную по­мощь при вы­яв­ле­нии ус­той­чи­вых про­фес­сио­наль­но важ­ных лич­но­ст­ных свойств. В ра­бо­те прак­ти­че­ско­го пси­хо­ло­га дан­ные СМИЛ по­зво­ля­ют по­нять при­чи­ны не­ко­то­рых по­во­ро­тов в судь­бе кон­крет­но­го че­ло­ве­ка, на­пря­мую свя­зан­ных с его ин­ди­ви­ду­аль­но-лич­но­ст­ны­ми осо­бен­но­стя­ми, ха­рак­те­ром, сти­лем об­ще­ния с ок­ру­жаю­щи­ми, с его спо­соб­но­стью к са­мо­реа­ли­за­ции. В ра­бо­те со­цио­ло­гов на ос­но­ва­нии дан­ных СМИЛ, по­лу­чен­ных в ре­зуль­та­те ана­ли­за ус­ред­нен­ных ре­зуль­та­тов груп­по­вых, по­пу­ля­ци­он­ных и дру­гих мас­штаб­ных ис­сле­до­ва­ний, воз­мож­но­сти ме­то­ди­ки по­зво­ля­ют с вы­со­кой на­деж­но­стью про­гно­зи­ро­вать пу­ти, по ко­то­рым мо­жет реа­ли­зо­вать­ся эмо­цио­наль­ная на­пря­жен­ность люд­ских масс раз­ных эт­ни­че­ских групп и це­лых ре­гио­нов стра­ны, а так­же да­ет пред­став­ле­ние о на­цио­наль­ных осо­бен­но­стях. А это - про­бле­ма уже не от­дель­ных су­деб, а судь­бы на­ро­да или го­су­дар­ст­ва.

Кро­ме то­го, ме­то­ди­ка уже по­лу­чи­ла боль­шое рас­про­стра­не­ние сре­ди пси­хо­ло­гов, со­цио­ло­гов, педагогов и вра­чей, за­ни­маю­щих­ся се­мей­ным кон­суль­ти­ро­ва­ни­емизу­че­ни­ем кад­ро­вых ре­зер­вовпси­хо­ло­ги­че­ской со­вмес­ти­мо­сти, про­бле­мойме­недж­мен­та, в спор­тив­ной пси­хо­ло­гии, а также в юрис­пру­ден­ции, в Ар­мии, в во­ен­ной и гра­ж­дан­ской авиа­ции, в сис­те­ме МВД, в Цен­трах за­ня­то­сти на­се­ле­ния, в сфере общего и выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния. Психологи и врачи, занятые вопросами суи­ци­до­ло­ги­и, пси­хо­те­ра­пи­и, ал­ко­го­лиз­ма, пси­хо­со­ма­ти­ки, су­деб­ной психолого-психиатрической экс­пер­ти­зы и дифференциальной диагностики используют тест СМИЛ больше для выявления изменений, признаков регресса, социально-психологической дезадаптации личности больного, чем для констатации психиатрического диагноза, хотя, в конечном итоге именно выявленные изменения личности и способствуют уточнению диагнозаГрустно это признать, новрачи обычно ждут от психолога подтверждения той или иной диагностической гипотезы, в то время какпсиходиагностики призвана помочь в реализации гуманистического направления в психиатрии. Клиент-центрированная или личностно-ориентированная психотерапия в структуре лечебных мер важна не меньше, чем психотропные средства и транквилизаторы.


Глава 3. Психофизиологический портрет в психофизиологическом исследовании

Для доступного донесения результатов исследования прибегают к написанию психофизиологичского портрета, куда входят результаты когнитивных способностей оптантов - сотрудников (таких как: память, внимание, кратковременная память, структура интеллекта и его уровень), физиологические показатели: пульс, скорость реакции, артериальное давлении до прохождения теста на интеллект и после, из чего делают выводы еще и по стрессоустойчивости. Так же, в потрет прописывают личностные качества. Весьма полезно будет указать тот факт, что чтение портрета личности так же требует психологическую подготовку и владение терминами, что очень часто затрудняет работу рядовых топ-менеджеров в принятии решения о принятии на работу сотрудника, или же его увольнение.

Полиграф и его роль в психофизиологическом исследовании:

Для начала, необходимо дать соответствующие определения.

Полиграф – техническое устройство, позволяющее выявлять и фиксировать динамику психофизиологических реакций обследуемого лица в ответ на предъявляемые стимулы за счет перевода физиологических показателей активности дыхательной, сердечнососудистой системы, электрической активности кожи и других в электрические сигналы, отображаемые в виде графиков, в совокупности образующих полиграмму.

Психофизиологическое исследование с применением полиграфа (далее – ПФИ) – процедура применения специальных знаний, сопряженная с использованием технических средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей, не причиняющих вреда окружающей среде, обеспечивающая осуществление анализа (оценки) динамики психофизиологических реакций обследуемого лица в ответ на задаваемые вопросы, предъявляемые предметы и изображения (далее – стимулы) в целях проверки достоверности информации, сообщенной обследуемым лицом.

По неофициальным данным, в России проводится до 45 тысяч полиграфических исследований в год. И результаты их довольно результативны. Сделать вывод об эффективности этого метода можно и по опыту других стран, в частности, США: достоверность сведений, полученных таким образом, составляет 90,96%. По данным председателя центрального совета Ассоциации полиграфологов Москвы Леонида Алексеева, если раньше тесты заказывали в основном правоохранительные органы и силовые структуры, то с начала 2009 года более 25 процентов обращений исходило от простых работодателей. Раньше же на их долю приходилось не более 10 процентов заявок. Что нисколько не удивительно, т.к. по статистике 90% экономического ущерба коммерческой организации наносят не конкуренты или преступники, а работники. Современный компьютерный полиграф представляет собой переносной персональный компьютер с сенсорным блоком и датчиками съема информации.