Файл: НОТАРИАТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Возникновение нотариата в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Возникнув в Античном Риме, институт нотариата прошел длинный путь развития, постоянно развиваясь, формируясь в известный всему миру нотариат латинского типа. Многовековое развитие российского нотариата, завершилось принятием Положения 1864 г., была прервана в 1917 г. Нотариат из свободного преобразовался в государственный, статус нотариуса как представителя юридической профессии заметно снизился. Возвращение к классическим романо-германским основам нотариальной деятельности началось в 1993 г[1].

За последние двадцать пять лет деятельность нотариуса из неприметной и малозначительной превратилась в значимую и престижную. Кардинальные перемены экономических и социальных условий жизни российского общества, обусловившие возникновение и развитие частной собственности, свободного предпринимательства, изменили направленность и содержание деятельности нотариата в Российской Федерации. Буквально можно сказать, что на сегодняшний день небюджетный российский нотариат вносит вклад в обеспечение экономического развития страны, выступая гарантом экономической безопасности и стабильности.

Нотариат в РФ представляет систему органов, которые занимаются удостоверением сделок, оформлением наследственных прав и совершение других действий, призванных юридически закрепить гражданские права и предупредить их возможное нарушение.

В соответствии со ст. 1 главного закона о нотариате «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» целью нотариальной деятельности является защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц[2].

Объектом данной курсовой работы является нотариат, как институт гражданского права.

Предметом исследования является нотариат в РФ, как институт гражданского права, а также правовые нормы, регламентирующие организацию института нотариата, его место в правоохранительной системе государства.

После определения объекта и предмета, целесообразно перейти к формулировке целей и задай данной курсовой работы.

Целью данной работы является показать, чтопредставляет нотариат в современной России.

На основании этого необходимо решить ряд задач:

  1. проследить историю становление российского нотариата;
  2. изучить источники нотариата в РФ;
  3. раскрыть задачи российского нотариата;
  4. рассмотреть функции нотариата в РФ;
  5. проанализировать систему органов нотариата;
  6. охарактеризовать конституционно-правовой статус нотариуса в современных условиях.

Глава 1.Общие положения о нотариате в Российской Федерации

1.1. Возникновение нотариата в России

Возникновение российского нотариата, как и зарубежного неразрывно связано с развитием гражданского оборота, и возникшей потребностью содействовать его субъектам при совершении сделок и юридическом признании, и закреплении приобретаемых прав, в защиту собственности. Появление нотариата как института гражданского права, позволяет защищать права и законные интересы граждан и юридических лиц путём совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени государства. Исторически нотариат является составной частью правовой системы любого государства и страны, так как осуществляемые нотариусом функции объективно необходимы и востребованы обществом[3].

Понятие «нотариат» происходит от латинского слова «nоtа», в переводе означающего «знак». В Древнем Риме нотариусами называли писцов, составлявших проекты сделок и употреблявших для скорости записи стенографические знаки. Отсюда и следует образование слов «nоtаrius» — нотариус, — и «nоtаrialis» — нотариальный. Энциклопедический словарь Брок­гауза и Эфрона давал определение дореволюционного нотариата как «учреждения для публичного удостоверения различного рода актов, договоров и вообще важных для правовой жизни событий с целью обеспечения их достоверности для суда, административных мест и частных лиц»[4].

Нотариальная деятельность в Российском государстве как специализированное направление возникло, по мнению исследователей, к XVI в. Разрешение наследственных дел продолжительное время в России подлежало церковной юрисдикции, именно по этой причине при церкви появился орган, действующий в сфере закрепления и фиксации доказательств, обеспечивающий хранение документов[5].

В конце XVI в. в России структурировался светский нотариат в виде так называемого сословия площадных подьячих – особого класса людей, специально занимающихся составлением различных письменных актов, из этой группы писцов и развился со временем нотариат. Свое название площадные пoдъячие приобрели от того, что местом их работы была площадь. В Москве, к примеру, акты писались на Ивановской площади. Они писались всегда от первого лица, а затем в них стал указываться его составитель – конкретный писец и присутствовавшие при составлении письменного акта свидетели. В Москве площадное письмо при царе Алексее Михайловиче стало привилегией стрельцов. За свою работу площадные подьячие не получали никакого жалованья от государства. За совершение актов они брали с лиц, обращавшихся к их услугам, плату, называвшуюся «пошлина». Площадные подьячие объединялись в артели с взаимной круговой порукой. В Москве мнение артели учитывалось при назначении по указу государя в подьячие Ивановской площади[6].


Впервые понятие «нотариус» появилось в Вексельном уставе 1729 г., который содержал упоминание о публичных нотариусах, которые записывали протесты в неплатеже векселей и отсрочки в платеже. Позднее появились нотариусы исключительно для торговых сделок (в 1781 г.) и биржевые нотариусы (в 1831 г.)[7].

Со временем организация и работа российского нотариата все больше получала свое развитие. Таким образом, на законодательном уровне закреплялись довольно жесткие требования к кандидатам, претендующим на должность нотариуса. Данные требования касались гражданства, возраста, превышающего возраст общей дееспособности, стажа профессиональной работы или специального образования, нравственных качеств претендента.

Развивались и систематизировались прямые обязанности нотариусов, из числа которых необходимо назвать обязанность по внесению залога в обеспечение своих должностных действий, что обеспечивало право лица, обратившегося к нотариусу на возмещение вреда, причиненного нотариальным действием, а также обязанность проживать в месте, назначенном ему правительством[8].

Нормативное закрепление организационных основ нотариата и правил совершения нотариальных действий в СССР берет свое начало с Положения о государственном нотариате РСФСР, которое было принято Советом народных комиссаров РСФСР 4 октября 1922 г. и закрепило основы для возобновления деятельности нотариусов[9].

11 февраля 1993 г. Верховным Советом РФ были приняты «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате», действующий и в настоящее время. Нормы Основ подразделяются на два раздела: «Организационные основы деятельности нотариата» (ст. 1-34.5) и «Нотариальные действия и правила их совершения» (ст. 35-109).

На данный момент прошло уже больше 25 лет с момента принятия Основ законодательства РФ о нотариате, и за это время нотариат все время развивался и усовершенствовался- принимались многочисленные акты и поправки, как в сами Основы, так и в иные акты, касающиеся сферу нотариата.

Вся история формирования нотариата показала, что он был тесно связан с развитием товарного оборота и выполнял удостоверительные функции, с которыми государство не могло справляться самостоятельно. Только в советское время в связи со снижением экономической активности граждан и отсутствием частной собственности нотариат стал полностью государственным.

Существующий в настоящее время свободный российский нотариат содержит все черты и признаки, свойственные классическим формам нотариата латинского типа. Однако нотариат не стоит на месте, продолжает развиваться и совершенствоваться.


1.2. Источники правового регулирования нотариальной деятельности

Нормативно-правовое регулирование нотариальной деятельности в Российской Федерации, осуществляется в первую очередь,в соответствии с КонституциейРФ, Конституциями республик в составе Российской Федерации и «Основами законодательства Российской Федерации о нотариате".

К другим не менее важным источникам относят Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Жилищный кодекс, а также ряд федеральных законов, в частности «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", «Об исполнительном производстве» и др.

Не менее важной составной частью является источник международного права, имеющий непосредственное отношение к нотариальной деятельности в России, это по праву является Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (заключена в Гааге 5 октября 1961 г.; вступила в силу для России 31 мая 1992 г.).

Среди других источников правового регулирования нотариальной деятельности в РФ различают указы Президента РФ, среди которых следует указать Указ Президента РФ № 1330 от 5 ноября 1998 г., утвердивший «Положение о консульском учреждении РФ», Указ Президента РФ от 22 июля 2002 г. № 767 "Об использовании Государственного герба РФ на печатях нотариусов", согласно которому в соответствии со ст. 7 Федерального конституционного закона "О Государственном гербе Российской Федерации" установлено, что Государственный герб РФ помещается на печатях нотариусов и воспроизводится на оформляемых и (или) выдаваемых ими документа и иные указы[10].

А также можно выделить ряд правительственных постановлений, издаваемых органами исполнительной власти, в том числе[11]:

Постановление Правительства РФ от 14 февраля 1992 г. N 83 "О дополнительных мерах по улучшению материального обеспечения судов, органов юстиции и государственного нотариата";

Постановление Правительства РФ от 09.12.2017 N 1505 "О доступе нотариусов к государственной информационной системе миграционного учета и базовому государственному информационному ресурсу регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации при установлении личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица, обратившихся за совершением нотариального действия" и др[12].


Также следующим источником нотариата можно указать, акты федеральных органов исполнительной власти, например, такие как:

Приказ Министерства юстиции РФ от 28 декабря 2016 г. N 324 "Об утверждении Порядка обеспечения Федеральной нотариальной палатой подтверждения содержания нотариально удостоверенного документа с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме";

Приказ Минюста РФ от 30.08.2005 N 151 "О внесении изменений в Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 21 июня 2000 г. N 178" (вместе с "Изменениями в Положение об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, утвержденное Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 июня 2000 г. N 178 "Об утверждении Положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности";

Приказ Минюста России от 29.06.2015 N 151 "Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса" (вместе с "Порядком прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса", утв. решением правления ФНП от 18.05.2015, приказом Минюста России от 29.06.2015 N 151) и др.

Источником права в современных условиях становится судебная практика в самых разнообразных ее формах. При всей противоречивости высказанных по вопросу о месте судебной практики суждений большинство специалистов разделяют вывод о том, что судебная практика имеет как правообразующее, так и правореализационное значение. Она может быть выражена в форме судебных актов международных органов правосудия, постановлениях Конституционного Суда РФ, Президиума и Пленума Верховного Суда РФ и в определенной мере – Высшего Арбитражного Суда РФ. В условиях осуществления государственного устройства России на принципе разделения властей (ст. 10 Конституции РФ) совершенно иначе можно поставить вопрос о правотворческих возможностях суда и роли судебной практики в правовом регулировании и правоприменении. Концепция судебного прецедента оказывается весьма плодотворной. Судебная практика в современных условиях не только выступает в качестве предварительной ступени к последующему нормативному регулированию, но и сама становится непосредственным источником такого регулирования[13].