Файл: Кадровая стратегия в системе стратегического управления организации».pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
- построение процедуры (что и в каком порядке реализуется);
- построение коммуникационной карты;
- интерпретация;
- тестирование;
- доработку первоначальной модели;
- уточнение целей.
Вместе с миссией компания получает не только долговременную цель, но и целую систему ценностей, идеологию своего бизнеса. Миссия также способствует формированию или закреплению желаемого имиджа фирмы, единению внутри организации. Она позволяет осознать место в компании, соизмерить личные цели и цели компании, сохранить устойчивость в неблагоприятной среде.
Миссия должна быть понятной, должна задавать общие ориентиры и оставлять место для развития организации. Важно понимать, что это реальный рабочий инструмент. Следует понимать отличие миссии от краткосрочных и долгосрочных целей.
Краткосрочные и долгосрочные обычно формируют желания компании о:
1) доходах (прибыльность, рентабельность, доход на одну акцию);
2) возможностях развития (доля рынка, объем продаж, обновление технологий);
3) клиентов (объем обслуживания, сокращение жалоб);
4) сотрудников (низкая текучесть кадров, оптимизация системы менеджмента). Они достижимы, измеряемы, конкретны и совместимы [19].
Ясные различия между миссией предприятия и ее целями могут быть определены в терминах, следующих из четырех измерений:
1. временной аспект: миссия не имеет временных критериев, цели же всегда предполагают сроки, когда они должны быть достигнуты;
2. фокусировка: миссия имеет направленность на внешнюю для предприятия среду, цели, напротив, чаще всего относятся к внутренним аспектам предприятия;
3. специфика: миссия выражается в терминах, имеющих общий, относительный характер;
4. измеряемость [18].
2.2 Формирование миссии и стратегического видения компании
Миссия компании представляет собой некую вершину, в соответствии с которой строится бизнес.
Миссия имеет структуру [13]:
описание вневременной цели компании;
обещания разным группам партнерство и потребителей;
основные средства (ресурсы) её достижения;
ценности компании
Миссия должна отличать компанию от конкурентов, вдохновлять сотрудников, отвечать, во имя чего они действуют, соответствовать действиям компании.
Процедура разработки миссии, по мнению некоторых консалтинговых агентств, включает следующие этапы [19]:
1. диагностика текущего состояния компании и желаемого состояния в будущем;
2. выработка у руководства общего видения своего бизнеса;
3. обсуждение миссии компании среди ключевых людей компании с целью определения подмиссий и средств трансляций разработки целей «вниз»;
4. литературная обработка;
5. определение возможностей использования миссии.
М. Гринфельд [17] замечает, что «одна из целей миссии - создание приверженности персонала фирме, создание моральных стимулов работ, разработка наиболее оптимальной системы взаимоотношений внутри коллектива и общей идентификации сотрудников». Он выделяет в миссии следующие компоненты:
1. предназначение;
2. идентификация;
3. ценности.
Процесс разработки представлен в Таблице 1.
1. окружение |
Где? Когда? С кем? Сколько? |
2. действия |
Что делать? |
3. стратегии и способности |
Какие стратегии? Какие способности? |
4. мотивы, ценности |
Почему? Какие принципы? |
5. идентификация |
Что? |
6. миссия как высшее предназначение |
Каково предназначение компании? |
Таблица 1 Этапы формирования миссии компании
Наиболее типичные ошибки, связанные с формулированием миссией компании [15]:
1. ситуация, когда стратегические цели и миссия внедряются административным путём;
2. использование клише, устаревших формулировок;
3. подмена миссии организации амбициями управленческого аппарата;
4. подмена миссии стремлением к высокой прибыли;
5. несоответствие стратегических целей и миссии реальным действиям по их воплощению.
Для формулирования миссии зачастую компании приглашают консультанта, который беседует с руководством; знакомится с фирмой, ее особенностями, историей; изучает традиции других передовых фирм данной отрасли; ситуацию на рынке; потребности клиентов.
Затем начинается процесс разработки миссии; состав участников этого процесса разными авторами оценивается по-разному. Одна точка зрения заключается в том, что в разработке должен участвовать чуть ли не весь персонал фирмы (вплоть до уборщиц), либо, по крайней мере, все ключевые сотрудники компании, которые отвечают на вопросы, заполняют анкеты и т.п. Из этих сотрудников формируется группа авторов для создания текста [13].
«Каждое подразделение должно обсудить первый вариант миссии фирмы и дополнить его не менее, чем десятью предложениями со своей стороны. Каждая группа работает в отдельном помещении в течение 20 минут, где пытается ответить на вопросы:
Для выявления подводных камней в решении этой задачи людям предлагается в форме свободной дискуссии ответить на вопросы:
1. В какой фирме мне не хотелось бы работать?
2. Как выглядит ужасный магазин, отвратительный цех?
3. Как там работают люди?
4. Как относятся друг к другу?
5. Как относятся к клиентам, подчиненным, начальникам?
Затем руководство компании вместе с консультантом отбирают наиболее удачные предложения и проводят литературную обработку текста.
Другие авторы считают, что привлекать к разработке миссии сотрудников среднего и низшего звеньев не рекомендуется. Поэтому миссия разрабатывается в режиме «мозгового штурма» топ менеджментом под руководством консультанта. И уже потом до рядовых сотрудников доводится информация о том, какая миссия была сформулирована, какой стратегический план принят [19].
Зачастую, российские компании прибегают к некоторому общепринятому клише.
«Мы производим высококачественные (название товаров/услуг), что достигается за счет использования самых передовых технологий, последних достижений научной и инженерной мысли. Мы стремимся к тому, чтобы стать лидером на рынке (название рынка), предоставляя нашим клиентам широкий спектр услуг, дающих уверенность и обеспечивающих комфорт, по доступным ценам. Мы стремимся помогать людям решать проблемы в области (…), получать радость от (…). Мы стремимся сплотить все
подразделения компании в единую команду, в которой высоко ценятся квалификация, компетентность, ответственность и беззаветная преданность родной компании. Наша компания - надежный партнер, который вызывает восхищение не только у наших клиентов и партнеров, но и у конкурентов. Мы гордимся нашими успехами…и т.д. [17]
Создание организации и условий работы, привлекающих самых достойных людей, обеспечивающих наиболее полное развитие их талантов, свободный и вдохновенный труд на благо процветания дела, сохранение и развитие исторических принципов честного отношения к труду и правильности действий.
Успешное применение наших принципов поможет нам занять лидирующее положение наших товаров на рынке по доле и прибыли, что приведет к процветанию общего дела, рабочих и служащих, акционеров и обществ, где мы живем и работаем».
Таким образом, миссия как наиболее долгосрочная цель компании позволяет разумно распределить усилия и ресурсы для обеспечения долговременной результативности бизнеса.
2.3 Кадровая стратегия
В современных компаниях особенно большое значение, в достижениях поставленных целей, а особенно цели увеличения доходности прибыльности и увеличения товарооборота, имеет кадровая стратегия. Данная стратегия, как правило, отражает правильный курс продвижения товаров на рынке, сегментирует рынок, изучает потребительские вкусы, предпочтения и др.[20]
Кадровая стратегия включает три составных части:
- Стратегия выбора целевого рынка (сегментирование).
- Стратегия позиционирования и создания конкурентного преимущества.
- Стратегия существования товара (марки) – стратегия микс, которая состоит из комплексных мероприятий, касающихся товара, цены, продвижения, распределения.
Рассмотрим, на какие сегменты:
Учитывая особенности ассортиментной политики, и наличия специфических товаров, основными покупателями компаний могут быть
рис 2:
- люди со средним уровнем доходов, которые рассчитывают на относительно недорогой и качественный товар импортного и отечественного производства: 65%;
- поскольку в компаниях отлично сложенная система безналичного расчёта, по перечислениям, то большой долей клиентов становятся различные организации, финансирующиеся из Государственного бюджета: 18%;
- постоянные клиенты 12%;
- и прочие: 5%.
Рисунок 2 целевые покупатели компаний
Поскольку наибольший сегмент покупателей для компаний являются покупатели со средними доходами, то уделим им большее внимание.
Основными товарами для данной категории будут недорогие, но качественные товары отечественного и импортного производства. В позиционировании стоит обратить внимание клиента как раз на низкую цену изделия, хороший сервис, неплохое качество товара.
Внимания для себя требуют и «бюджетные» организации, поскольку в определённые моменты (в концах кварталов) большинству таких организаций требуется закрыть избытки финансовых поступлений из бюджета.
Постоянные клиенты приобретают в основном дорогую продукцию известных брендов, так называемую эксклюзивную. Последним этапом формирования маркетинговой стратегии будет маркетинг микс.
Ключевыми моментами в маркетинге микс для компаний является реклама товара и цена товара.
Проведя ряд рекламных акций на телевиденье, радиостанциях и в прессе, делая упор на относительно недорогие цены.
Цены на товары нужно ставить, учитывая определённые характеристики товара и категории клиентов.
Цены на товары для основной массы клиентов, т.е. первого сегмента, необходимо выставлять с минимальной накруткой, так как таким образом можно завоевать симпатии очень большого числа потенциальных покупателей, что принесёт прибыль в долгосрочной перспективе.
Бюджетные организации (второй сегмент рынка), как правило, не особо следят за ценами.
Третий сегмент не требует особой внешней рекламы товаров, цены можно держать повыше, однако такие клиенты нуждаются в особом внимании необходимо ввести систему скидок по дисконтным картам, работать лично с каждым таким клиентом, ставить обслуживание таких клиентов на первое место и.т.д.
Вывод по главе: проведя вышеперечисленные шаги в управлении компании можно существенно увеличить прибыльность, укрепить финансовое состояние компании, и существенно укрепить свою позицию на рынке своего города.
Глава 3. Совершенствование стратегии компании
3.1 Исследование современных подходов компаний к формированию миссии и стратегического видения
По мнению некоторых специалистов, разработка миссии может быть вписана в некоторую систему координат (представлена на Рис. 3 - Система координат разработки миссии).
Рисунок 3 - Система координат разработки миссии
Рассмотрим значение основных осей:
1. ось «надо» - отражает потребности рынка;
2. ось «могу» - определяет возможности компании (уникальность ресурсов и навык);
3. ось «хочу» представляет собой философию бизнеса (ожидания, ценности, принципы).
В такой системе координат разработка миссии представляет собой задачу поиска компромисса между потребностями рынка, с одной стороны, и возможностями и желаниям компании - с другой [13]. Как уже упоминалось, конструирование миссии производится поэтапно [5].
Первый этап - описание видения компании относительно самой компании, партнёров, внешней среды. В итоге компания разработает корпоративные ценности и ожидания компании. Все рассматриваемые на этом этапе вопросы обсуждаются в исторической перспективе: текущего состояния дел, прогнозов ближайшего развития, перспектив потенциальных возможностей развития ситуации.
Второй этап - разработка делового кредо компании, когда уточняется социально значимые потребности рынка, которые компания собирается удовлетворять в результате коммерческой деятельности. Основные принципы формирования корпоративного кредо представлены на рис. 4 - Трафарет разработки делового кредо.
Рисунок 4 - Трафарет разработки делового кредо
Третий этап - описание делового кредо (см. рис. 5 - Трафарет описания делового кредо).