Файл: Правовые основы оперативно-розыскной деятельности (Методы оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Оперативно-розыскная политика является составной частью (отраслью, направлением) единой уголовной политики государства. Она представляет собой направления правотворческой и правоприменительной деятельности государства и соответствующих государственных органов по выработке и применению определенных законом средств и методов в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства, прежде всего от преступных посягательств.

Развитие оперативно-розыскной политики предполагает выявление, обоснование и оценку социальной обусловленности действующих норм оперативно-розыскного законодательства и правоприменительной практики, а также гармонизацию с другими отраслями права, реализующих уголовную политику.

В современной оперативно-розыскной политике отмечаются такие основные черты, как: регламентация общих вопросов оперативно-розыскной деятельности (далее ОРД) открытыми нормативно-правовыми актами; определение субъектов ОРД и их компетенция; установление законом строго определенного, допустимого перечня оперативно-розыскных мероприятий; привлечение отдельных лиц к оказанию содействия оперативным подразделениям органов, осуществляющим ОРД; ограничение конституционных прав граждан в процессе осуществления ОРД на основе Закона и в установленном порядке.

Эти тенденции должны получить и дальнейшее развитие. Такое развитие диктуется современной криминологической обстановкой. С одной стороны, используются все более опасные формы различных видов социальных угроз: террористическое насилие, крайние проявления экстремизма, незаконный оборот оружия и наркотиков с их профессиональной организацией, детальная подготовка преступных финансовых операций с их тщательной конспиративностью и другие виды опасных преступных посягательств.

Цель настоящей курсовой работы состоит в том, чтобы на основе анализа действующего законодательства и доктринального внимания к проблематике установить особенности осуществления оперативно-розыскной деятельности в России, порядок и развитие её основ в уголовном судопроизводстве.

Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи:

- изучить понятие и особенности организации оперативно-розыскной деятельности в отечественной правовой науке;

- установить особенности её функционирования в уголовном судопроизводстве;


- определить правовую основу порядка оперативно-розыскной деятельности.

- определить пути совершенствования и развития указанных основ, а также проблематику реализации данной составляющей на стадиях судебного и предварительного следствия.

Объектом настоящего исследования являются совокупность общественных отношений, возникающих и складывающихся в процессе реализации правоохранительными органами присущих ей функций, затрагивающих порядок оперативного реагирования.

Предметом настоящего исследования составляет совокупность юридических норм законодательства, научные труды, аналитические материалы, судебная и правоприменительная практика, касающиеся вопросов реализации оперативно-розыскного потенциала.

Методологическую основу курсовой работы составляют сравнительно-правовой, формально-юридический, системно-структурный и социологический методы.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1 Теоретико-правовые основы оперативно-розыскной деятельности в России

1.1 Исторический аспект становления оперативно-розыскной деятельности в РФ. Понятие оперативной деятельности, правовая основа

Вопросом возникновения оперативно-розыскной деятельности занимались многие ученые, однако дать точный временной промежуток её появления в настоящее время наука не в состоянии. Тем не менее не вызывает сомнения факт того, что первые действия, связанные с сыском, появились еще в глубокой древности. Наиболее простые действия, такие как наблюдение и опрос, стали необходимыми с момента зарождения человечества.

Обращаясь к истории становления оперативно-розыскной деятельности в России, необходимо, прежде всего, подчеркнуть, что ОРД является составной частью политики государства[1]. История оперативно-розыскной деятельности неразрывно связана с развитием российского государства и права.


Первые упоминания об оперативно-розыскной деятельности содержатся в Договорах Руси с Византией 911 и 945 гг. Посредством получения интересующей власть информации, предоставляемой купцами и путешественниками, решалась задача охраны государства от внешних посягательств. Что касается обеспечения защиты от различного рода посягательств внутри страны, необходимо отметить, что на протяжении многих веков разрешение криминальных конфликтов носило частный, исковой характер. Как отмечает В.И. Елинский в IX – XII вв. на Руси не было специальных должностных лиц или органов, осуществлявших розыск и расследование. В то время граждане самостоятельно выполняли функции защиты жизни и имущества от каких-либо посягательств. Государство в лице своих органов лишь в исключительных случаях (массовые беспорядки, волнения) принимало на себя функцию обеспечения охраны населения и восстановления порядка[2].

Тем не менее, необходимо отметить, что в Русской Правде – сборнике правовых норм Киевской Руси – оперативно-розыскная деятельность понимается как деятельность граждан по поимке преступника. Ученые выделяют Краткую (XI век) редакцию Русской Правды и Пространную (XII век). Тексты указанных документов включают нормы о таких формах розыска как «гонение следа» (преследование преступника) и «свод» (установление личности преступника), а также видах и порядке розыска – внутри города и за его пределами.

Развитие общественных отношений, централизация государства постепенно усиливали его роль в жизни общества, что обусловило расширение полномочий государственных органов, в том числе в сфере противодействия преступности. Начиная с XIII века розыск преступников в городах был поручен специально уполномоченным лицам – наместникам и волостелям, о чем говорилось в грамоте Высоцкого от 26 января 1536г. Наряду с указанными лицами противодействие преступности осуществлялось старостами и целовальниками, они производили обыски, содействовали преследованию разбойников. Для поимки преступников из центра на периферию часто присылались особые уполномоченные лица, которые изначально назывались обыщиками, а впоследствии сыщиками. К важнейшим методам розыска в это время относились: «повальный обыск» - опрос всех жителей, проживавших на территории, где производился обыск; «поличное» - обыск и изъятие у конкретного лица имущества и иных предметов, которые имели значение в доказывании по делу; «личное признание» - признание лица, подозреваемого в совершении преступления[3]. Таким образом, начал расширяться круг полицейской деятельности.


Дальнейшее развитие ОРД получила в Судебниках 1497 и 1550 гг. Укрепление российской государственности требовало создания специального органа, который бы осуществлял защиту царской власти и обеспечивал внутреннюю и внешнюю безопасность государства. Первым таким органом была созданная Иваном Грозным и существовавшая с 1565 по 1572 гг. система опричнины. На этом этапе сыскная деятельность была в основном подчинена обеспечению государственной безопасности.

В начале XVII века из общего числа уголовных дел стали выделяться политические преступления, при этом политический сыск по-прежнему имел первостепенное значение.

В середине XVII века в России отчетливо проявлялись элементы розыскной деятельности. В этот период, в 1649 году был принят свод законов – Соборное Уложение – в котором закрепленная правовая база обеспечивала безопасность царя и его власти. В Уложении были выделены государственные и политические преступления, при этом особое внимание было уделено розыскному процессу по государственным преступлениям. В 1655 году по велению царя Алексея Михайловича был учрежден Приказ тайных дел - по существу это стало зарождением тайной полиции. К функциям Приказа относилось осуществление контроля расследования преступлений против царской власти и государственного строя[4]. Приказ действовал как гласными, так и негласными (тайными) методами. К гласным методам можно отнести затребование отчетности, данных, сведений, проверку делопроизводства, к негласным – направление подъячим секретных наказов о слежке за определенными лицами – воеводами, послами, должностными лицами. Стоит отметить, что тайные методы были впоследствии перенесены и на противодействие общеуголовной преступности.

Оперативно-розыскная деятельность продолжила свое стремительное развитие в период царствования Петра I. Император-реформатор придавал особое значение ОРД, в связи с чем в соответствии с его приказами были созданы фискальная служба для борьбы с казнокрадством, лихоимством и взяточничеством, регулярная полиция, посредством которой было расширено противодействие общеуголовным преступлениям. Политическим сыском во времена Петра I занимался Преображенский приказ и Тайная канцелярия, учрежденная в 1718 году. Основным способом получения информации был донос. В это время также стала использоваться практика привлечения тайных осведомителей из преступной среды[5]. В рассматриваемый период ОРД регулировалась нормами Указа императора «О должности фискалов», в котором определялись основные сыскные полномочия и методы.


Дальнейшее развитие ОРД связано с именем Екатерины II, которая в 1779 году учредила постоянную службу перлюстрации. Так, в России системный характер приобрел контроль почтовых отправлений. Оперативно-розыскные мероприятия, направленные на политический сыск, во времена правления Екатерины II осуществляла Тайная экспедиция при правительствующем Сенате. Преображенский приказ и Тайная канцелярия к этому времени были уже упразднены. Для борьбы с общеуголовными преступлениями был издан в 1782 году Устав благочиния («полицейский устав») и ряд иных нормативных актов, регламентировавших розыскную деятельность полиции.

Начало XIX века ознаменовалось системной и постоянной работой полиции в России. В 1802 году было учреждено Министерство внутренних дел, на которое были возложены многочисленные задачи, включая борьбу с правонарушителями, ведение сельской и городской полиции. В составе Министерства был выделен специальный орган политического сыска – Особенная Канцелярия, которая осуществляла функции контрразведки.

Важным шагом в развитии ОРД стало создание Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, учрежденного Николаем I на базе Особенной канцелярии Министерства внутренних дел, и принятие Инструкции по работе в указанном органе. Данный орган подчинялся непосредственно императору и в его задачи входило: раскрытие тайных политических обществ, политическая контрразведка, внешняя разведка, борьба с религиозными сектами, пресечение бунтов и выступлений против власти, расследование и розыск преступников по некоторым особо важным делам, деятельность по пресечению коррупции и взяточничества и др[6]. Инструкцией следственной комиссии Третьего отделения предусматривалось использование специальных методов в уголовном розыске. К таким методам относились: перлюстрация корреспонденции, негласное наблюдение, осведомительство, внедрение сотрудников во все центральные и местные государственные учреждения. Тактика применения указанных методов ОРД в уголовном сыске в тот период в нормативно-правовом отношении не регулировалась.

Сложившаяся социально-политическая ситуация в стране побудила императора Александра II в 1880 г. ликвидировать Третье отделение и передать функции политического сыска новому органу – Департаменту государственной полиции Министерства внутренних дел, который просуществовал до 1881 года. В 1894 году по приказу Николая II была учреждена Тайная дворцовая полиция. Последним учреждением политического сыска стал созданный в 1898 году Особый отдел Департамента полиции.