Файл: Процедуры несостоятельности (банкротства) (Процедура наблюдения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В том случае, когда платежеспособность нельзя восстановить, то собрание кредиторов принимает решение по поводу необходимости обращения в суд с соответствующих ходатайством о признании должника несостоятельным и об открытии конкурсного производства.[12]

На основе решение первого кредиторского собрания либо по своей инициативе суд может принять одно из следующих решений:

1.Решение о признании должника несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства. Это решение может приниматься судом на основе ходатайства кредиторского собрания. Принятие подобного решения по судебной инициативе допустимо при отсутствии по истечении недели с момента проведения первого кредиторского собрания соответствующего решения данного собрания о введении процедуры внешнего управления либо решения о заключении мирового соглашения (при наличии характерных признаков несостоятельности (банкротства)).

2.Определение о введении процедуры внешнего управления. Подобное определение должно быть вынесено судом в случаях, если:

- имеется ходатайство со стороны кредиторов о введении процедуры внешнего управления;

- если существуют достаточные основания предполагать, что решение первого кредиторского собрания об обращении в суд с ходатайством о признании должника несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства в ущерб подавляющему большинству кредиторов, и определена действительная возможность восстановления платежеспособности должника;

-формирования после проведения первого кредиторского собрания обстоятельств, которые предоставляет достаточные основания предполагать, что платежеспособность должника подлежит восстановлению.

3.Утверждение мирового соглашения, которое заключается между кредитором и должником.

С момента признания судом должника несостоятельным (банкротом) и открытия процедуры конкурсного производства, либо введения процедуры внешнего управления, либо утверждения мирового соглашения процедура внешнего наблюдение подлежит прекращению. Временный управляющий продолжает выполнять собственные обязанности до момента назначения конкурсного либо внешнего управляющего.[13]

2.2.Внешнее управление

Внешнее управление имуществом должника-юридического лица признается необязательной процедурой банкротства( вводится арбитражным судом лишь в том случае, если это может привести к восстановлению платежеспособности должника) и прямо направлено на сохранение деятельности организации и его финансовое оздоровление.


Определение суда о введении процедуры внешнего управления должно быть немедленно исполнено и обжаловано в вышестоящие инстанции лицами, принимающими участие в деле о банкротстве.

Кредиторы не должны предоставлять определенные обоснования эффективности введения процедуры внешнего управления. Анализ финансового положения должника и возможности его восстановления подлежит осуществлению временным управляющим. В непосредственные обязанности кредиторов входит только определение (на этапе наблюдения) кандидатуры внешнего управляющего и возможного срока проведения процедуры внешнего управления.

К последствиям введения процедуры внешнего управления следует отнести:

1)отстранение руководителя должника от занимаемой должности и возложение управления делами должника на внешнего управляющего. Внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя либо предложить ему перейти на иную работу на условиях и в порядке, определенном действующим трудовым законодательством.

2)прекращение компетенции управленческих органов должника (общее собрание участников (акционеров), правление, совет директоров и др.) и собственника имущества должника –юридического лица. Большинство полномочий данных органов должника переходит к внешнему управляющему, однако определенные из них (согласование крупных сделок и сделок, где существует заинтересованность) переходят к собранию участников или комитету кредиторов. Органы должника должны в течение нескольких дней с момента установления внешнего управляющего обеспечить ему передачу бухгалтерских и других документов должника-юридического лица, штампов, печатей, материальных и других ценностей. В компетенции управленческих органов должника остается лишь принятие решения о повышении уставного капитала, об установлении процедуры ведения общего акционерного собрания и об избрании представителя участников (учредителей) должника, который будет принимать участие в кредиторском собрании.

3) снятие ранее принятых мер, связанных с обеспечением кредиторских требований; арест имущества должника и другие ограничения, связанные с распоряжением имуществом должника, могут налагаться лишь в пределах процедуры банкротства.

4) введение моратория на удовлетворения требований. Мораторием признается приостановления исполнения должником обязательств денежного характера и уплаты соответствующих обязательных платежей[14].


Введение моратория на удовлетворение требований кредиторов — является одним из наиболее привлекательных условий внешнего управления для должника. Мораторий позволяет в течение полутора лет (срока проведения внешнего управления) использовать суммы, предназначенные для уплаты долгов, на проведение мероприятий по улучшению финансового состояния должника. Поэтому именно мораторий на долги является приманкой для недобросовестных руководителей, объявляющих о фиктивном банкротстве своих предприятий.

Внешний управляющий утверждается арбитражным судом. В отличие от административного и временного управляющего, внешний управляющий полностью заменяет собой руководителя. Он получает достаточно широкие полномочия по распоряжению имуществом должника. Контролируют его деятельность в рамках закона комитет кредиторов и арбитражный суд.

Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением соответствующих документов.

Арбитражный суд проверяет обоснованность соответствующих требований кредиторов. По результатам рассмотрения выносится определение арбитражного суда о включении этих требований или об отказе включить их в реестр требований кредиторов, которое подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.

Не позднее одного месяца с момента своего назначения внешний управляющий должен разработать план внешнего управления, который представляется на утверждение собранию кредиторов.

Внешний управляющий не позднее чем за 15 дней до собрания кредиторов должен направить план внешнего управления предприятием федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет свою деятельность данное стратегическое предприятие или организация. Этот федеральный орган дает в арбитражный суд свое заключение о плане внешнего управления и может до даты утверждения плана собранием кредиторов направить в арбитражный суд ходатайство о переходе к процедуре финансового оздоровления, предоставив при этом обеспечение исполнения обязательств должника и приложив график погашения задолженности.[15]

План внешнего управления должен предусматривать меры, которые приведут к устранению признаков банкротства, условия и порядок их реализации, расходы должника и срок восстановления платежеспособности.


План внешнего управления рассматривается собранием кредиторов, которое созывается внешним управляющим не позднее чем через два месяца с даты утверждения внешнего управления. Внешний управляющий письменно уведомляет всех кредиторов о дате и месте проведения собрания и обеспечивает возможность ознакомления с планом внешнего управления не менее чем за две недели до даты проведения собрания.

Утвержденный собранием кредиторов план внешнего управления и протокол собрания кредиторов представляются в арбитражный суд внешним управляющим не позднее 5 дней с даты проведения собрания кредиторов.

Если в течение четырех месяцев с момента введения внешнего управления арбитражному суду не представлен план внешнего управления, арбитражный суд вправе принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.[16]

2.3.Конкурсное производство

Конкурсным производством признается процедура, используемая в деле о банкротстве должнику, который признается банкротом, с целью соразмерного удовлетворения кредиторских требований.

В том случае, если арбитражный суд примет решение о признании коммерческой организации (к примеру, страховой компании) несостоятельной и об открытии конкурсного производства все договоры, заключенные данной организацией и по которым страховой случай не наступил до момента принятия данного решения, подлежат прекращению. Страхователи (выгодоприобретатели) по прекратившимся договорам страхования обладают правом требования возврата части уплаченному страховщику страховой премии пропорционально разнице между сроком, на который данный договор был заключен, и сроком, в течение которого он действовал.

Конкурсный управляющий действует с даты его утверждения арбитражным судом до момента окончания конкурсного производства. К нему переходит компетенция по управлению делами должника, включая компетенцию по распоряжению имуществом должника.

Конкурсной массой признается все имущество должника, которое имеется к моменту открытия конкурсного производства, и было установлено во время ведения конкурсного производства. В структуре имущества должника отдельно принимается во внимание имущество, выступающее в качестве предмета залога.[17]

Обратимся к материалам судебной практики.


Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 13 февраля 2015 г. N 308-ЭС14-5118 Суд оставил в силе постановление суда апелляционной инстанции, поскольку находящееся в федеральной собственности и предназначенное для производства ценных и анадромных видов рыб имущество предприятия не подлежит включению в конкурсную массу должника на основании содержащегося в действующем законодательстве запрета на приватизацию данного имущества, а также произвел процессуальную замену правопреемником заявителя в связи с его реорганизацией в форме преобразования.

При банкротстве предприятия имущественный комплекс, ранее переданный ему в хозяйственное ведение, был включен в конкурсную массу.

Территориальный орган власти (Росимущества) не согласился с этим и обратился в суд, потребовав изъять комплекс.

СК по экономическим спорам ВС РФ поддержала позицию органа власти и пояснила следующее.

Согласно уставу предприятия его имущество находится в федеральной собственности и закреплено за ним на праве хозяйственного ведения.

Предприятие принадлежит к объектам, отнесенным исключительно к федеральной собственности, а в госпрограмме приватизации - к находящимся в федеральной собственности объектам, приватизация которых запрещена.

Однако это само по себе не означает изъятие соответствующих объектов из гражданского оборота в смысле ГК РФ и Закона о банкротстве.

В то же время данное предприятие является неотъемлемой составной частью единой системы воспроизводства ценных осетровых видов рыб.

Изъятие этого предприятия из системы воспроизводства ценных видов рыб угрожает прекращением полноценной деятельности по их искусственному воспроизводству.

Восстановление производственной деятельности такого предприятия следует рассматривать как одну из мер по обеспечению продовольственной безопасности страны.

Такой имущественный комплекс предприятия уникален. Поэтому для сохранения и поддержания его эффективной деятельности и исключения перехода к иным, помимо государства, собственникам (в т. ч. в порядке ответственности по обязательствам должника) юридического лица, осуществляющие аналогичную деятельность, должны были наделяться в отношении подобного федерального имущества правом оперативного управления.

Такой подход обеспечил бы защиту публичного интереса.

Таким образом, включение спорного комплекса в конкурсную массу должника в целях его последующей продажи для удовлетворения требований кредиторов, т. е. решение спора в пользу частно-правовых интересов, ставит под сомнение возможность реализации публичных интересов.