Файл: Правовые отношения юридических лиц (Правоотношения, возникающие при образовании юридических лиц).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Общие положения правовых отношений юридических лиц
1.1. Правовое регулирование юридических лиц как участников гражданских правоотношений
1.2. Правоотношения, возникающие при образовании юридических лиц
Особенности некоторых видов правовых отношений юридических лиц
2.1 Правоотношения, возникающие при реорганизации и ликвидации юридических лиц
2.2. Правоотношения, связанные с ответственностью юридических лиц
Вместе ㅤ с ㅤ тем, ㅤ статус ㅤ некоторых ㅤ видов ㅤ юридических ㅤ лиц ㅤ урегулирован ㅤ весьма ㅤ отрывочно ㅤ и ㅤ маловразумительно, ㅤ вызывая ㅤ множество ㅤ вопросов ㅤ и ㅤ сомнений. ㅤ Это ㅤ касается, ㅤ например, ㅤ государственных ㅤ корпораций. ㅤ С ㅤ этой ㅤ точки ㅤ зрения ㅤ целесообразно ㅤ также ㅤ оценить ㅤ статус ㅤ саморегулируемых ㅤ организаций, ㅤ которым ㅤ посвящены ㅤ Федеральный ㅤ закон ㅤ «О ㅤ саморегулируемых ㅤ организациях» ㅤ и ㅤ положения ㅤ некоторых ㅤ законодательных ㅤ актов ㅤ об ㅤ осуществлении ㅤ отдельных ㅤ видах ㅤ экономической ㅤ и ㅤ профессиональной ㅤ деятельности[2].
Необходимо ㅤ исходить ㅤ из ㅤ того, ㅤ что ㅤ они ㅤ не ㅤ являются ㅤ особой ㅤ организационно-правовой ㅤ формой ㅤ юридических ㅤ лиц ㅤ и/или ㅤ самостоятельной ㅤ разновидностью ㅤ некоммерческих ㅤ организаций. ㅤ Их ㅤ гражданско-правовое ㅤ положение ㅤ определяется ㅤ по-разному, ㅤ в ㅤ том ㅤ числе, ㅤ в ㅤ зависимости ㅤ от ㅤ областей ㅤ экономических ㅤ отношений, ㅤ в ㅤ которых ㅤ они ㅤ могут ㅤ или ㅤ должны ㅤ создаваться ㅤ (требование ㅤ к ㅤ организационно-правовой ㅤ форме, ㅤ минимальному ㅤ количеству ㅤ и ㅤ составу ㅤ членов ㅤ и ㅤ др.). ㅤ Термин ㅤ «саморегулируемая ㅤ организация» ㅤ характеризует ㅤ не ㅤ гражданско-правовой, ㅤ а ㅤ публично-правовой ㅤ статус ㅤ юридического ㅤ лица, ㅤ который ㅤ оно ㅤ приобретает, ㅤ отвечая ㅤ установленным ㅤ законом ㅤ требованиям, ㅤ с ㅤ момента ㅤ включения ㅤ сведений ㅤ о ㅤ нем ㅤ в ㅤ специальный ㅤ государственный ㅤ реестр. ㅤ Саморегулируемые ㅤ организации ㅤ относятся ㅤ к ㅤ корпорациям ㅤ и ㅤ не ㅤ обладают ㅤ формообразующей ㅤ гражданско-правовой ㅤ спецификой, ㅤ поэтому ㅤ особая ㅤ регламентация ㅤ их ㅤ гражданско-правового ㅤ положения ㅤ в ㅤ Гражданском ㅤ Кодексе ㅤ Российской ㅤ Федерации ㅤ не ㅤ требуется.
Основным ㅤ направлением ㅤ законотворчества ㅤ в ㅤ сфере ㅤ правового ㅤрегулирования ㅤ юридических ㅤ лиц ㅤ должно ㅤ считаться ㅤ сохранение ㅤ и ㅤ поддержание ㅤцентральной, ㅤ основополагающей ㅤ роли ㅤ общих ㅤ норм ㅤ ГК ㅤ о ㅤ юридических ㅤ лицах. ㅤОна ㅤ обусловлена ㅤ гражданско-правовой ㅤ природой ㅤ этой ㅤ юридической ㅤконструкции, ㅤ рассчитанной, ㅤ прежде ㅤ всего ㅤ и ㅤ главным ㅤ образом ㅤ на ㅤ потребности ㅤимущественного ㅤ (гражданско-правового) ㅤ оборота. ㅤ Это ㅤ делает целесообразным ㅤ наличие ㅤ в ㅤ Гражданском ㅤ Кодексе ㅤ общего ㅤ правила ㅤ о ㅤ том, ㅤ что ㅤ все ㅤ нормы ㅤ отдельных ㅤ законов ㅤ как ㅤ гражданско-правового, ㅤ так ㅤ и ㅤ публично-правового ㅤ характера, ㅤ регулирующие ㅤ статус ㅤ соответствующих ㅤ организаций ㅤ как ㅤ юридических ㅤ лиц ㅤ должны ㅤ соответствовать ㅤ нормам ㅤ Гражданского ㅤ Кодекса ㅤ о ㅤ юридических ㅤ лицах. ㅤ Последние ㅤ в ㅤ силу ㅤ этого, ㅤ подлежат ㅤ применению ㅤ при ㅤ наличии ㅤ противоречий ㅤ между ㅤ отдельными ㅤ законами ㅤ и ㅤ Гражданского ㅤ Кодекса ㅤ или ㅤ между ㅤ самими ㅤ этими ㅤ законами.
На ㅤ наш ㅤ взгляд, ㅤ содержание ㅤ главы ㅤ 4 ㅤ ГК ㅤ РФ ㅤ должно ㅤ быть ㅤ существенно ㅤ доработано. ㅤ В ㅤ частности, ㅤ должно ㅤ содержать:
- ㅤ общие ㅤ нормы ㅤ для ㅤ всех ㅤ юридических ㅤ лиц ㅤ в ㅤ области ㅤ реорганизации ㅤ юридических ㅤ лиц ㅤ и ㅤ об ㅤ имущественной ㅤ ответственности ㅤ органов ㅤ юридических ㅤ лиц;
Представляется ㅤ целесообразным ㅤ и ㅤ возможным ㅤ полностью ㅤурегулировать ㅤ в ㅤ ГК ㅤ статус ㅤ некоммерческих ㅤ организаций ㅤ как ㅤ юридических ㅤ лиц, ㅤ сохранив ㅤ в ㅤ отдельных ㅤ законах ㅤ лишь ㅤ отсылки ㅤ к ㅤ нормам ㅤ ГК. ㅤ При ㅤ этом ㅤ ГК ㅤ должен ㅤ закрепить ㅤ сравнительно ㅤ небольшое ㅤ число ㅤ основных ㅤ «моделей» ㅤ таких ㅤюридических ㅤ лиц, ㅤ учитывающих ㅤ юридические ㅤ (гражданско-правовые) ㅤразличия ㅤ их ㅤ статуса, ㅤ а ㅤ не ㅤ различия ㅤ в ㅤ сфере ㅤ их ㅤ деятельности. ㅤ Наличие ㅤ в ㅤ ГК ㅤ общих ㅤ норм ㅤ («моделей») ㅤ об ㅤ отдельных ㅤ видах ㅤ юридических ㅤ лиц ㅤ даст ㅤ возможность ㅤ сосредоточить ㅤ законы ㅤ об ㅤ отдельных ㅤ видах ㅤ юридических ㅤ лиц ㅤ на ㅤ регламентации ㅤ реальных ㅤ особенностей ㅤ их ㅤ статуса ㅤ и ㅤ позволит ㅤ объединить ㅤ некоторые ㅤ действующие ㅤ законы.
Огромное ㅤ количество ㅤ нормативно-правовых ㅤ актов ㅤ о ㅤ юридических ㅤ лицах ㅤ существенно ㅤ усложняет ㅤ их ㅤ регламентацию, ㅤ при ㅤ этом ㅤ содержит ㅤ отдельные ㅤ противоречия ㅤ между ㅤ ними ㅤ и ㅤ ГК, ㅤ а ㅤ также ㅤ вопросы, ㅤ связанные ㅤ с ㅤ соотношением ㅤ отдельных ㅤ законов ㅤ (например, ㅤ о ㅤ соотношении ㅤ ГК, ㅤ законов ㅤ о ㅤ некоммерческих ㅤ организациях, ㅤ об ㅤ общественных ㅤ объединениях ㅤ и ㅤ об ㅤ отдельных ㅤ видах ㅤ некоммерческих ㅤ организаций).
Резюмируя ㅤ все ㅤ выше ㅤ сказанное, ㅤ отметим, ㅤ что ㅤ на ㅤ регламентацию ㅤюридических ㅤ лиц ㅤ как ㅤ участников ㅤ гражданских ㅤ правоотношений ㅤ направлено ㅤ большое ㅤ количество ㅤ нормативно-правовых ㅤ и ㅤ подзаконных ㅤ актов ㅤ различных ㅤуровней. ㅤ Это ㅤ и ㅤ Федеральные ㅤ законы, ㅤ Постановления ㅤ Правительства ㅤ РФ, ㅤ акты ㅤ органов ㅤ государственной ㅤ власти ㅤ (в ㅤ частности, ㅤ ФАС); ㅤ и ㅤ региональное, муниципальное ㅤ законодательство. ㅤ Такое ㅤ объем ㅤ мешает ㅤ эффективной ㅤреализации ㅤ норм, ㅤ затрудняет ㅤ и ㅤ усложняет ㅤ регулирование ㅤ деятельности ㅤюридических ㅤ лиц.
Представляется ㅤ вполне ㅤ достижимой ㅤ и ㅤ оправданной ㅤ значительная ㅤоптимизация ㅤ системы ㅤ законодательства ㅤ о ㅤ юридических ㅤ лицах, осуществляемая ㅤ путем ㅤ сокращения ㅤ общего ㅤ количества ㅤ действующих ㅤ в ㅤ этой ㅤсфере ㅤ законов ㅤ и ㅤ упрощения ㅤ самой ㅤ регламентации ㅤ при ㅤ некотором ㅤ увеличении ㅤнорм ㅤ Гражданского ㅤ кодекса, ㅤ посвященных ㅤ статусу ㅤ юридических ㅤ лиц.
1.2. Правоотношения, возникающие при образовании юридических лиц
Как уже отмечалось, гражданская правоспособность и гражданская дееспособность у юридического лица возникают одновременно - с момента его государственной регистрации. Именно поэтому юридическое лицо считается созданным с момента, когда оно внесено в единый государственный реестр юридических лиц (ст. 51 ГК).
Государственная регистрация юридических лиц предусмотрена с целью ведения учета юридических лиц, контроля за их деятельностью, соответствия их учредительных документов требованиям закона. Порядок государственной регистрации определяется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Государственная регистрация юридических лиц представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах[3].
Во исполнение ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что уполномоченным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является Федеральная налоговая служба.
Федеральная налоговая служба ведет единый государственный реестр, содержащий сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и соответствующие документы.
Содержащийся в ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» перечень сведений, которые должны быть сообщены регистрирующему органу, является исчерпывающим. В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» запрещается требовать представления документов, не предусмотренных указанным Законом.
Единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом и ведется на бумажных и электронных носителях. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 438 утверждены Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, согласно которым государственный реестр состоит из книг учета государственной регистрации, отдельных листов записей реестра, содержащих перечисленные сведения о юридическом лице, и регистрационных дел, содержащих все документы, подаваемые при регистрации, и листы записей реестра.
В целях обеспечения публикации сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц учреждено средство массовой информации - журнал «Вестник государственной регистрации», в котором должны публиковаться сведения, согласно законодательству Российской Федерации, о государственной регистрации юридических лиц.
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр[4].
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» решение о государственной регистрации торгово-промышленной палаты принимается Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии Министерства юстиции Российской Федерации или ее территориальным органом.
Решение ㅤ о ㅤ государственной ㅤ регистрации ㅤ кредитных ㅤ организаций ㅤ принимается ㅤ Банком ㅤ России ㅤ (ст. ㅤ 12 ㅤ Закона ㅤ Российской ㅤ Федерации ㅤ «О ㅤ банках ㅤ и ㅤ банковской ㅤ деятельности»). ㅤ При ㅤ этом ㅤ Банк ㅤ России ㅤ в ㅤ целях ㅤ осуществления ㅤ им ㅤ надзорных ㅤ и ㅤ контрольных ㅤ функций ㅤ ведет ㅤ Книгу ㅤ государственной ㅤ регистрации ㅤ кредитных ㅤ организаций.
Государственную ㅤ регистрацию ㅤ общественных ㅤ объединений ㅤосуществляет ㅤ Федеральная ㅤ служба ㅤ государственной ㅤ регистрации, ㅤ кадастра ㅤ и ㅤ картографии ㅤ (для ㅤ общероссийских ㅤ и ㅤ международных ㅤ общественных ㅤ объединений, ㅤ в ㅤ том ㅤ числе ㅤ и ㅤ политических ㅤ партий) ㅤ и ㅤ ее ㅤ территориальные ㅤ органы ㅤ (для ㅤ региональных ㅤ и ㅤ межрегиональных ㅤ общественных ㅤ объединений).
Согласно ㅤ ст. ㅤ 8 ㅤ Федерального ㅤ закона ㅤ № ㅤ 2124-1 ㅤ «О ㅤ средствах ㅤ массовой информации» ㅤ на ㅤ Федеральную ㅤ службу ㅤ по ㅤ надзору ㅤ за ㅤ соблюдением ㅤзаконодательства ㅤ в ㅤ сфере ㅤ массовых ㅤ коммуникаций ㅤ и ㅤ охране ㅤ культурного ㅤ наследия ㅤ и ㅤ ее ㅤ территориальные ㅤ органы ㅤ возложены ㅤ функции ㅤ по ㅤ государственной ㅤ регистрации ㅤ средств ㅤ массовой ㅤ информации.
Гражданское ㅤ законодательство ㅤ исходит ㅤ из ㅤ принципа ㅤ свободы ㅤдеятельности ㅤ участников ㅤ гражданских ㅤ правоотношений. ㅤ Поэтому ㅤрегистрирующие ㅤ органы ㅤ не ㅤ вправе ㅤ запрещать ㅤ создание ㅤ юридического ㅤ лица ㅤ по ㅤпричине ㅤ нецелесообразности ㅤ его ㅤ образования. ㅤ В ㅤ соответствии ㅤ с ㅤ абз. 2 п. 1 ст. 51 ГК отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом. Данное правило конкретизировано в п. 1 ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», согласно которому, отказ в государственной регистрации юридического лица допускается в случае:
-непредставления определенных законом необходимых для государственной регистрации юридического лица документов;
-представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
-государственной регистрации юридических лиц, учредителем которых выступает юридическое лицо, находящееся в стадии ликвидации; или государственной регистрации юридических лиц, которые возникают в результате реорганизации юридического лица, находящегося в стадии ликвидации.
Акцентируем внимание на том, что в зависимости от характера участия государственных органов в регистрации юридического лица наука гражданского права традиционно выделяет следующие способы образования юридических лиц[5].
Разрешительный порядок образования некоторых юридических лиц, предполагающих заниматься лишь предпринимательской деятельностью. Он связан с необходимостью получения предварительного разрешения (согласия) от органов публичной власти на создание соответствующего юридического лица, что обычно служит общим интересам всех участников оборота. В таком порядке, например, создаются коммерческие банки и страховые компании (в частности, поскольку их деятельность связана с оказанием финансовых услуг неограниченному кругу потребителей и аккумулированием значительных денежных средств последних). Кроме того, данный порядок используется при создании юридических лиц, могущих занять доминирующее или даже монопольное положение на рынке определенных товаров или услуг с тем, чтобы сохранить в интересах потребителей конкуренцию между существующими товаропроизводителями (услугодателями).