Файл: Использование результатов ОРД в качестве информации в процессе доказывания(Теоретические аспекты понятия результатов оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Выработанный сегодня механизм формирования доказательств на основе результатов непроцессуальных, в том числе оперативно-розыскных, мероприятий сводится к простому представлению соответствующих материалов органу дознания, следователю или в суд с их последующим процессуальным оформлением по правилам, предусмотренным УПК РФ.

Данные процедуры достаточно широко используются на практике, и сотрудники правоохранительных органов относятся к ним как к самим собой разумеющимся. Вместе с тем полагаем, что существующий правовой механизм формирования доказательств на основе результатов непроцессуальной деятельности связан с очень существенной (возможно, даже концептуальной) проблемой, которая, к великому сожалению, до настоящего времени остается практически неисследованной.

Суть этой проблемы заключается в том, что порядок представления сведений, полученных оперативно-розыскным или иным непроцессуальным путем, в уголовное судопроизводство не урегулирован нормами уголовно-процессуального права.

Так, например, в части результатов оперативно розыскной деятельности этот механизм регламентирован исключительно ст. 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд[1]. При этом Уголовно-процессуальный кодекс РФ не содержит ни одного процессуального положения, которое хоть как-то корреспондировало бы названным правовым нормам.

Таким образом, здесь имеет место весьма существенная правовая коллизия: орган дознания, следователь или суд могут получить в свое распоряжение определенные результаты оперативно-розыскной деятельности, но при этом не имеют процессуальной возможности ввести их в уголовный процесс посредством каких-либо следственных или иных процессуальных действий; никаких подобных действий УПК РФ просто не предусматривает.

Цель исследования заключается в рассмотрении особенности результатов оперативно-розыскной деятельности.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности.

Предметом исследования выступают организационно-правовые основы оперативно-розыскной деятельности.

Задачи исследования:

- Рассмотреть понятие оперативно-розыскной деятельности и ее результатов;


- рассмотреть материалы оперативно-розыскной деятельности как доказательство;

- рассмотреть неотложные следственные действия как результаты оперативно-розыскной деятельности;

- исследовать проверку сообщения о преступлении как результат оперативно-розыскной деятельности;

- проанализировать доказательственное значение результатов оперативно-розыскной деятельности.

В ходе исследования были использованы нормативно-правовые акты, специальная и научная литература, материалы судебной практики.

Глава 1. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в процессе доказывания в уголовном процессе

1.1. Понятие оперативно-розыскной деятельности и ее результатов

На протяжении последних десятилетий в России в силу произошедших социально-экономических преобразований преступность до сих пор продолжает сохранять свое лидирующее положение среди самых значимых угроз национальной безопасности. Ежеминутно в нашей стране осуществляются преступные посягательства на жизнь, здоровье, права и свободы человека и гражданина, безопасность общества и государства. Данное положение дел, безусловно, находится под высокой степенью внимания со стороны высшего руководства страны, законодателя и государственных органов[2].

Именно поэтому в России сформирована правоохранительная система, а также действует соответствующее законодательство, направленное на обеспечение защищенности человека и гражданина от противоправных действий. При этом стоит отметить, что немаловажным элементом функционирования указанной системы является осуществление соответствующими органами оперативно-розыскной деятельности, которая представляет собой одно из наиболее эффективных средств противодействия преступности[3].

Однако следует признать, что оперативно-розыскная деятельность в нашей стране характеризуется недостаточной эффективностью и в связи с чем она не должным образом отвечает современным потребностям общества, что в значительной степени объясняется противоречиями и упущениями оперативно-розыскного законодательства в части регламентации оперативно-розыскных мероприятий[4].

Таким образом, рассмотрение теоретико-правовых и практических аспектов по особенностям проведения оперативно-розыскных мероприятий в настоящее время является более чем актуальным исследованием.


Сущность оперативно-розыскных мероприятий заключается в различных методах, которые используются уполномоченными государственными органами для достижения поставленных перед ними целей в сфере пресечения, раскрытия, выявления различного рода преступлений[5].

Принципы, которых придерживаются субъекты оперативно-розыскных мероприятий, а именно принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод, конспирации, сочетания гласных и негласных методов, оперативной готовности и наступательности.

Субъекты процесса, к которым относятся уполномоченные органы, органы и должностные лица, которые совершают контроль в этой сфере, граждане, сотрудничающие на конфиденциальной основе и прочие граждане и стороны, которые взаимодействуют с уполномоченными органами[6].

Существует четыре уровня правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, к которым относятся конституционный уровень, специальный закон, прочие нормативно-правовые акты, которые влияют на деятельность уполномоченных государственных органов, а также ведомственный уровень[7].

В ст.8 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» указано, что проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих права и свободы граждан в рамках Конституции РФ, допускается на основании судебного решения и при наличии информации (которая также определена в законе), а в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу безопасности России, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов (порядок уведомления законодатель не определил).

Общим для всех оперативно-розыскных мероприятий является следующее условие: гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении них на территории Российской Федерации оперативно-розыскных мероприятий, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Прочие условия относятся к специально предусмотренным. Особенности проведения оперативно – розыскных мероприятий, заключаются в соблюдении законодательства при проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан. Стоит отметить, что обозначенная проблема довольно активно обсуждается в научных трудах, что говорит о значимой необходимости скорейшего ее устранения.


Выражая собственную позицию по данному вопросу, считаю верным поддержать точку зрения, согласно которой нарушаться конституционные права граждан не должны, но с некоторым уточнением, потому как, безусловно, могут быть ситуации, при которых нарушение прав и свобод граждан является единственным возможным способом раскрытия преступления.

В первую очередь важно подчеркнуть, что Конституция Российской Федерации определяет защиту прав и свобод человека как обязанность государства. И одним из органов государственной власти, который должен обеспечивать защиту прав и законных интересов населения является полиция, обладающая правом осуществления оперативно-розыскной деятельности.

Также данную обязанность должны выполнять и другие органы, имеющие право на проведение оперативно-розыскных мероприятий. Руководствуясь данными конституционными положениями, считаю верной позицию, согласно которой права граждан РФ, их свободы и законные интересы не должны нарушаться ни в коем случае. В ином же случае нивелируются высшая ценность нашего общества – права и свободы человека.

Кроме того, в настоящее время наблюдается наличие довольно неутешительной складывающейся практики, свидетельствующая о том, что существующие в настоящее время механизмы ведомственного и судебного контроля не всегда обеспечивают в полной мере защиту конституционных прав граждан при проведении соответствующими органами оперативно-розыскных мероприятий.

В соответствии с упомянутым п. 36.1 ст. 5 УПК, под результатами ОРД понимаются сведения, полученные в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда».

При этом, отметим, что «данное определение является достаточно общим и в уголовно-процессуальной науке неоднократно предпринимались попытки более конкретной и развернутой его формулировки[8].

Ранее в качестве подтверждения рассмотренного тезиса приводили точку зрения Е.А. Доли, в соответствии с которой «результаты ОРД в уголовном процессе есть фактические данные, полученные в рамках оперативно-розыскной деятельности и составляющие содержание соответствующих оперативно служебных документов.

Под словом «результаты» указанные авторы понимают конечный зафиксированный элемент деятельности, ее итог как сознательно поставленную цель, отличая их от информации, таким образом не зафиксированной и являющейся лишь следствием восприятия на уровне сознания определенных действий или событий».


Приведенные выше выводы позволили автору прийти к следующей формулировке определения результатов ОРД, которое им предлагается включить как в ФЗ «Об ОРД», так и в уголовно-процессуальное законодательство. В соответствии с ним, «под результатами ОРД следует понимать сведения, полученные в результате проведения поисковой части ОРМ и зафиксированные в оперативно-служебных документах. Здесь вновь считаем необходимым сделать акцент на разграничении организационной и поисковой части ОРМ. При этом, именно поисковая часть как комплекс активных действий оперативного состава имеет цель получения и закрепления конкретных результатов в виде фактических данных и материальных объектов»[9].

Также ранее автором отмечалось то, что «в ст. 11 ФЗ «Об ОРД»[10], обозначены различные цели использования ее результатов. Эти цели могут быть условно разделены на две группы. К первой относятся цели, связанные с осуществлением уголовного судопроизводства. Среди них - возбуждение уголовного дела, использование в доказывании по уголовным делам, подготовки и осуществление следственных и судебных действий.

Ко второй группе относятся цели с уголовным судопроизводством не связанные, и лежащие в границах интересов органа, осуществляющего ОРД. К числу таких относится, прежде всего, создание условий для последующей оперативной разработки»[11].

1.2. Материалы оперативно-розыскной деятельности как доказательство

В Российской Федерации в последнее время в связи с повышением требований судов к качеству доказательственной базы по уголовным делам увеличилось число случаев исключения судами доказательств, полученных в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий[12].

Складывающаяся следственно-судебная практика позволила определить ряд проблем, связанных с использованием материалов, полученных при проведении оперативно-розыскных мероприятий, в доказывании вины по уголовному делу. Оперативно-розыскное мероприятие как способ установления лица, совершившего преступление, и как инструмент фиксации факта преступной деятельности определенного лица (лиц) наиболее часто осуществляется по делам о преступлениях коррупционной направленности (получение взятки, дача взятки, посредничество в даче и получении взятки), вымогательстве, мошенничестве, экстремизме, терроризме, незаконном обороте наркотических средств и огнестрельного оружия и другим, относящимся к категории тяжких и особо тяжких преступлений. Возбуждение уголовных дел названной категории, как правило, предваряется проведением оперативно-розыскных мероприятий.