Файл: Ответственность за нарушение законодательства о рекламе (Виды правонарушений в области рекламы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Характеристика заведомо ложной рекламы

Заведомо ложная реклама это процесс использования в рекламных целях заведомо ложной информации о товарах, а также их производителях, услугах или работе, в результате чего потребитель может быть введен в заблуждение. Федеральные законы № 108-ФЗ «О рекламе» и № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» устанавливают определенный запрет на недостоверную информацию в рекламе. Недостоверные сведения в рекламе могут иметь отношение к потребительским свойствам товара, к наличию соответствующих сертификатов на товар. Заведомо ложная реклама предусматривает уголовную ответственность, которая наступает только в случае причинения значительного ущерба или если она был осуществлена из корыстных побуждений.

Недостоверная реклама (характерна для лекарственных средств и медицинских препаратов). Могут быть неверно указаны сведения хозяйствующих субъектов.

Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о следующих моментах:

- преимущества рекламируемого товара по сравнению с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

- любые характеристики товара, в том числе его природа, состав, способ и дата изготовления, назначение, потребительские свойства, условия применения товара, место его происхождения, наличие сертификата соответствия или декларация о соответствии, знаки соответствия и знаки обращения на рынке, сроки службы, сроки годности товара;

- ассортимент и комплектация товаров, а также возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;

- стоимость или цена товара, порядок его оплаты, размер скидок, тарифы и другие условия приобретения товара;

- условия доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;

- гарантийные обязательства изготовителя или продавца товара;

- исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;

- права на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций;

- официальное или общественное признание, получение медалей, призов, дипломов или иных наград;

- рекомендации физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо его одобрение физическими или юридическими лицами;

- результаты исследований и испытаний;


- предоставление дополнительных прав или преимуществ, приобретателю рекламируемого товара; фактический спрос на рекламируемый или иной товар; объем производства или продажи рекламируемого или иного товара;

- правила и сроки проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия;

- правила и сроки проведения основанных на риске игр, пари;

- источник информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами; изготовитель или продавец рекламируемого товара.

Скрытой называется реклама, не обозначенная как таковая, размещенная под видом информационного, редакционного или авторского материала, закамуфлированная под личное сообщение или иную нерекламную информацию. Скрытая реклама – это достаточно большой набор технологий и методов по продвижению на рынок торговой марки, услуги или компании, которые обычно сопровождают прямую рекламу и направлены на достижение оптимальных маркетинговых результатов. При этом используются коммуникации, не входящие в сферу деятельности рекламных агентств. Зачастую средства скрытой рекламы более креативны и эффективны, чем использование прямой рекламы в чистом виде.

Цель скрытой рекламы – добиться хороших позиций имиджа бренда и отношения к нему потенциальных потребителей и целевой аудитории., оказывая неосознаваемое потребителем воздействие в силу метода передачи. В большинстве стран скрытая реклама запрещена, но ее определение достаточно сложно, и практика наказания за скрытую рекламу неизвестна.

2. Нарушения, которые связаны с незаконными способами доведения рекламы до потребителей. Манипуляция уровнем звука. Искажение голоса, а также звуковых эффектов. Размещение рекламы на расстояние 500 метров от образовательных и медицинских учреждений.

3. Еще одним нарушением в сфере рекламы считается некорректное сравнение.

Некорректным сравнением рекламируемого товара называют нетактичное, неэтичное, недобропорядочное сравнение, основанное на недостоверных данных, а также по несопоставимым параметрам. Состав некорректной рекламы заключается в объективной стороне правонарушения. Следовательно, факта совершения хозяйствующим субъектом действий, представляющих собой некорректное сравнение, достаточно для того, чтобы признать их недобросовестной рекламой, при этом неважно, намеревался ли субъект совершить подобные действия, причинить вред другому хозяйствующему субъекту или нет.

Основными критериями некорректного сравнения можно назвать:- сравнение, которое формирует в глазах потребителей негативную оценку товаров конкурента;- сравнение, которое вводит потребителей в заблуждение;- сравнение, которое производилось по различным качественным характеристикам товаров;- сравнение, содержащее неточные (искаженные сведения);- сравнение в пользу рекламируемого товара без предоставления документального обоснования;- сравнение, при котором вывод о преимуществе рекламируемого товара сделан на основе лишь одного критерия, в то время как для объективности такого вывода необходимо сравнение по совокупности критериев. Таким образом, вышеперечисленные критерии представляют собой содержание противоправных действий хозяйствующего субъекта в составе недобросовестной рекламы в форме некорректного сравнения.


4. Введение в заблуждение относительно потребительских свойств товара, еще один вид нарушений.

Введение потребителей в заблуждение так же, как и дискредитация конкурента, имеет своей целью привлечение внимания к своим товарам путем распространения не соответствующей действительности информации. Однако, в отличие от случаев дискредитации конкурента, здесь акцент делается не на ложных или обманных заявлениях в отношении конкурента и его товаров, а на недостоверной информации в отношении собственных товаров.

Понятие введение в заблуждение не ограничивается заведомо обманными заявлениями или утверждениями, которые могут создать ложное впечатление у потребителя. Так, в ряде случаев правдивые утверждения также могут ввести потребителей в заблуждение относительно более высоких потребительских свойств того или иного товара, если при этом, например, подчеркивается, что продукция именно данного производителя отличается такими-то параметрами, хотя согласно принятым стандартам этим параметрам соответствует аналогичная продукция любого производителя. В результате этого у потребителя может возникнуть ложное впечатление, что только товар данного производителя обладает такими-то потребительскими свойствами, тогда как на самом деле искомые потребительские свойства присущи аналогичным товарам других производителей.

Федеральный закон «О рекламе» значительно расширяет перечень действий, которые относятся к актам недобросовестной конкуренции, связанным с распространением в рекламе хозяйствующими субъектами недостоверной информации о своих товарах. Например, статья 6 этого закона предусматривает такой состав этого правонарушения, как введение потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара посредством злоупотребления доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний, в том числе в связи с отсутствием в рекламе части существенной информации.

Кроме того, статья 7 Федерального закона «О рекламе» конкретизирует действия, относящиеся к недостоверной рекламе.

Эта статья запрещает использовать в рекламе не соответствующие действительности сведения в отношении не только таких характеристик товара, как природа, состав, назначение, потребительские свойства и т.д., но и в отношении, например, результатов исследований и испытаний, официального признания, получения дипломов, призов и иных наград, а также ссылок на какие-либо рекомендации или одобрения.

Всего статья содержит 18 разновидностей рассматриваемой формы недобросовестной конкуренции применительно к рекламе.


ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ

2.1. Особенности гражданско-правовой ответственности за нарушение законодательства о рекламе

Гражданско-правовая ответственность вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц. Порядок и условия привлечения субъектов рекламной деятельности к гражданско-правовой ответственности определяются ГК РФ.

Гражданская ответственность за нарушение законодательства о рекламе возникает в случаях, когда существует причинная связь между противоправным поведением правонарушителя и наступившими вредоносными последствиями для потребителя рекламы или контрагента по производству, размещению и распространению рекламы.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 38 Закона о рекламе нарушение физическими или юридическими лицами законодательства РФ о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством.

Общей мерой гражданско-правовой ответственности является возмещение убытков. Ответственность в форме возмещения убытков применяется во всех случаях нарушения гражданских прав, в том числе в случае нарушения договоров, заключенных между рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями.

Специальными мерами гражданско-правовой ответственности, характерными для сферы рекламы, являются возмещение вреда, компенсация морального вреда, публичное опровержение недостоверной рекламы.

Кроме общей и специальной гражданско-правовой ответственности различают также договорную и внедоговорную ответственность. Договорная ответственность наступает за нарушение договорного обязательства. Внедоговорная ответственность наступает тогда, когда правонарушитель не состоит в договорных отношениях с потерпевшим.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе наступает как следствие реализации юрисдикционной формы защиты права. В этой связи, Закон о рекламе закрепляет право граждан и юридических лиц на обращение в суд за защитой в случае нарушения их прав ненадлежащей рекламой.


Статья 38 Закона о рекламе предусматривает, что лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и/или имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы.

Особой мерой гражданско-правовой ответственности, распространенной в сфере рекламы, является компенсация морального вреда. Согласно статье 151 (ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Физические и нравственные страдания гражданам могут быть причинены, например, в случае распространения недостоверной рекламы лекарственных средств.

Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает различные способы возмещения вреда: в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь) или возместить причиненные убытки (статья 1082 ГК РФ).

При причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, санаторно-курортное лечение, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение (статья 1085 ГК РФ).

Возмещение вреда, вызванного уменьшением трудоспособности или смертью потерпевшего, производится, как правило, ежемесячными платежами. реклама предприниматель законодательство антимонопольный

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет (статья 1095 ГК РФ).