Файл: Доходы и расходы бюджетов публичных образований (Характеристика бюджетного процесса города Томска).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важнейшей детерминантой, оказывающей негативное влияние на сформированность местных бюджетов, является несовершенство действующего законодательства. В настоящее время актуален вопрос дальнейшей модернизации и развития законодательства в сторону увеличения налоговой базы муниципалитетов. Налоговая база муниципальных территориальных образований, которая состоит из налоговых платежей за земельные участки, за имущество физических лиц и торгового сбора, недостаточна для обеспечения расходной части бюджета. [30, с.63]

При этом налоговое законодательство устанавливает, что местные власти не имеют права устанавливать налоги на муниципальном уровне; они лишь вправе вводить налоги, которые установлены федеральными органами власти. Для того чтобы решить данную проблему, необходимо создать на муниципальном уровне стабильную налоговую базу, которая содержала бы наиболее приемлемое и пропорциональное соотношение финансового обеспечения бюджетов муниципальных образований за счет дотационной помощи и за счет налоговых поступлений [18, с. 107].

В дополнение к сказанному на уровне законодательства необходимо зафиксировать обязанности, препорученные муниципалитетам, таким образом, чтобы они были соразмерны с их финансовым потенциалом. Определённая Правительством РФ предельная величина «финансовых вливаний», необходимых муниципалитетам для того, чтобы обеспечивать свои финансовые обязательства в реальности оказывается ниже их действительных потребностей. Местным органам власти отраслевым законодательством вверяются различные полномочия федерального и регионального уровня, связанные с расходованием средств из бюджетного фонда, в большом объеме и несколько беспорядочно.

Одной из самых затратных статей расходов финансовых ресурсов муниципальной казны в некоторых муниципалитетах является финансирование бюджетных организаций, в то время как другие обязательства обеспечиваются по остаточному принципу. Следствием такой ситуации становится то, что возникают трудности при решении даже небольших бытовых вопросов местного уровня, а об исполнении долгосрочных финансовых обязательств за счет средств муниципальной казны говорить не приходится.

Если за местными бюджетами закрепить источники дохода на договорной основе, то станет возможным планировать долгосрочное развитие муниципальных образований. Источники финансирования не определены ни одним федеральным законом. Также не установлена система компенсации затрат, которые производятся за счет местных бюджетов.


Итак, опираясь на вышеизложенное, можно сделать вывод, что финансовые средства муниципальных бюджетов в современных условиях занимают центральное место в системе экономических основ местного самоуправления, составляя наряду с муниципальной собственностью материальную базу муниципального образования. Именно финансовые средства, аккумулирующиеся в местных бюджетах, напрямую влияют на жизнеобеспечение населения муниципального образования.

При этом нельзя оспаривать тот факт, что контроль за деятельностью участников муниципального бюджетного процесса должен осуществляться на каждой его стадии, в связи с чем можно предложить принять новый федеральный закон, который регулировал бы механизм проведения проверочных мероприятий в органах местного самоуправления (лучше всего непосредственно по заявлениям ответственных граждан муниципального образования), контролирующими органами всех уровней, а также предусматривал бы меры, применяемые к нарушителям муниципального бюджетного процесса [15, с. ­125].

Итак, следует выделить следующие «слабые места» в правовом регулировании исполнения муниципальных бюджетов, а именно:

  1. отсутствие законодательных норм об ответственности бюджетных организаций за несвоевременное использование выделенных государством денежных средств;
  2. отсутствие нормативных актов, которые детально бы регламентировали методики работы по уменьшению кредиторской задолженности в порядке муниципального бюджетирования;
  3. недостаточная нормативная проработанность алгоритма по возврату дебиторской задолженности в бюджет муниципального образования, если таковая образовалась в прошедшие финансовые годы. [28, с. 11]

С целью решения перечисленных правовых проблем можно рекомендовать закрепить в законодательстве определяющую роль органов Федерального казначейства в качестве финансового контроля за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств.

Для того чтобы оптимально разграничить полномочия по формированию доходной и расходной частей бюджетов различных уровней, нужно четко закрепить в законодательстве за каждым уровнем власти те функции, полномочия по которым можно возложить на один и тот же уровень власти, что позволило бы осуществлять планирование расходной части бюджета, а, следовательно, высокоэффективно осуществлять бюджетную политику.

Кроме того, необходимо закрепить полномочия по нормативно-правовому регулированию собственных налогов за органами местного самоуправления в области формирования доходов местных бюджетов. Поскольку у муниципалитетов отсутствует полная свобода в определении ставок по налогам, что ограничивает их возможности по мобилизации собственных доходов, представляется целесообразным предоставить органам местного самоуправления право устанавливать надбавки к ставкам федеральных и региональных налогов в случаях и в пределах, предусмотренных НК РФ. [3]


На сегодняшний день существует множество проблем в области формирования доходной и расходной частей бюджетов муниципальных образований. Предполагается, что внесение изменений в налоговое законодательство и в методологию перераспределения трансфертных платежей между субъектами РФ и муниципалитетами сделает возможным повышение эффективности формирования доходной части, а, значит, и расходной части бюджета муниципальных образований. Это поможет оздоровить состояние местных бюджетов. Кроме того, есть смысл стимулировать органы местного самоуправления, которые внесли в федеральный и региональный бюджеты больше средств в перерасчете на душу населения, и выделять им больше финансовых ресурсов для пополнения и увеличения расходной части собственных бюджетов [29, с. 41].

Таким образом, для повышения эффективности системы контроля государства за деятельностью органов муниципальных образований в сфере исполнения местного бюджета, необходимо законодательно усовершенствовать систему государственного контроля за легитимностью деятельности органов местного самоуправления, а также увеличить ответственность муниципальных органов власти при исполнении ими местного бюджета. Чтобы изменить ситуацию в сфере муниципального финансирования и стимулировать лучшую нацеленность органов местного самоуправления на решение проблем местного значения, нужно разработать целостную систему по поиску и использованию возможных направлений оптимизации доходов и расходов муниципальной казны. Конечно же, также следует законодательно закрепить эту систему и методики наиболее оптимального её использования в зависимости от особенностей конкретного муниципального образования.

Глава 2. Анализ доходов и расходов публичного образования на примере бюджета города Томска

2.1 Характеристика бюджетного процесса города Томска

Бюджетный процесс в муниципальных районах, в том числе и в городе Томске - это деятельность органов исполнительной и законодательной власти по формированию и рассмотрению проектов бюджета муниципального образования, его утверждению, исполнению и контролю исполнения. Эффективная организация бюджетного процесса на всех его этапах дает возможности привлекать в бюджет дополнительные источники доходов и обеспечивать экономные расходы бюджетных средств.


Бюджетный процесс состоит из четырех этапов бюджетной деятельности:

  • составления проекта бюджета;
  • рассмотрения и утверждения бюджетов;
  • исполнения бюджета;
  • составления и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Формирование проектов бюджетов - обязанность соответствующих органов исполнительной власти района, в частности Администрации г. Томска.

Для составления проектов бюджетов необходимы определенные материалы: информация о действующем на начало разработки проекта бюджета налоговом законодательстве, о предполагаемом объеме финансовой помощи, которая предоставляется из бюджетов других уровней бюджетной системы; о видах и объеме затрат, передаваемых с одного уровня бюджетной системы на другой; о нормативах финансовых расходов на предоставление государственных или муниципальных услуг.

Если говорить об исходной базе для составления проектов бюджетов г. Томска, то она включает:

  • Бюджетное послание Президента РФ;
  • прогноз социально-экономического развития муниципального образования на финансовый год;
  • основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования на финансовый год;
  • прогноз сводного финансового баланса по району на финансовый год;
  • план развития государственного или муниципального сектора экономики на очередной финансовый год.

Первостепенное значение имеет прогноз социально-экономического развития г. Томска. Он разрабатывается и одобряется (утверждается) соответствующими исполнительными органами власти на срок не менее трёх лет. При этом прогноз социально-экономического развития поселений разрабатывают на очередной финансовый год или на очередной финансовый год и плановый период.

Среднесрочный финансовый план г. Томска - это документ, состоящий из основных параметров бюджета:

  • прогнозируемых общих объемов доходов и расходов бюджета и консолидированного бюджета района;
  • объема бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов;
  • нормативов отчислений от налоговых доходов в местный бюджет;
  • дефицита (профицита) бюджета;
  • верхнего предела муниципального внутреннего и внешнего долга.

Таким образом, первая стадия бюджетного процесса - это этап, на котором не только определяют первичные параметры бюджета на предстоящий финансовый год и плановый период, но и закладывают реальные основы по созданию рациональной системы принятия экономических решений на высшем уровне и механизмов эффективного управления бюджетным процессом.


Бюджетное устройство и бюджетный процесс в муниципальном образовании «Город Томск» определены и регулируются Уставом города и Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании «Город Томск», утвержденном решением Думы города Томска от 06.10.2009 № 1316.

Статья 60 Устава города Томска определяет местный бюджет как «форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления на территории Города Томска»Далее по разработанному проекту решения о местном бюджете проводятся публичные слушания проекта по инициативе Думы в соответствии с действующим законодательством. Публичные слушания объявляются и анонсируются по инициативе Мэра г. Томска. Со всей необходимой документацией слушатели могут ознакомиться в комитете по местному самоуправлению администрации г.Томска на сайте Администрации города Томска в сети Интернет и в библиотеках, входящих в Муниципальную информационную библиотечную систему города.

По результатам публичных слушаний проект бюджета может быть одобрен или отправлен на доработку в соответствии с внесенными коррективами. Итоговым документом, окончательно утверждающим бюджет города на соответствующий год, является решение Думы города.

Дальнейшим исполнением бюджета города Томска в течение года занимается администрация города через главных и подведомственных распорядителей и получателей средств бюджета. Для этого сначала готовится организационный план на определенный период, в котором предусматриваются задачи подразделений каждого финансового органа по обеспечению выполнения бюджета.

После утверждения плана проводится работа по распределению бюджета, направленная на равномерное аккумулирование бюджетных поступлений и справедливое бесперебойное обеспечение необходимыми денежными средствами запланированных мероприятий, финансируемых из бюджета.

Бюджет распределяется в соответствии с планом поквартально.

В течение года Дума и Счетная палата города Томска осуществляют контроль за исполнением местного бюджета в пределах своей компетенции. В соответствии с Федеральным законом № 6-ФЗ, Уставом Города Томска, Положением «О Счетной палате Города Томска» Счетная палата является постоянно действующим органом внешнего финансового контроля, который подотчетен представительному органу - Думе Города Томска. Полномочия по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля в муниципальном образовании «Город Томск» закреплены за департаментом финансов. БК РФ полномочия по осуществлению внутреннего финансового контроля закреплены также и за главными распорядителями бюджетных средств. На них также возлагаются обязанности по проведению внутреннего финансового аудита.