Файл: Доходы и расходы бюджетов публичных образований (Характеристика бюджетного процесса города Томска).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты финансирования бюджетов муниципальных образований
1.1 Состав и структура доходов и расходов муниципального бюджета
1.2 Правовое обеспечение формирования доходной и расходной частей муниципального бюджета
Глава 2. Анализ доходов и расходов публичного образования на примере бюджета города Томска
2.1 Характеристика бюджетного процесса города Томска
2.2 Анализ доходов бюджета г. Томска
2.4 Основные характеристики бюджета
2.5 Проблема баланса доходов и расходов в бюджете г.Томска и пути её решения
- 43,2 млн. руб. за счет привлечения временно свободных средств бюджетных и автономных учреждений для погашения действующих долговых обязательств;
- 3,9 млн. руб. за счет привлечения временно свободных средств, находящихся во временном распоряжении муниципальных казенных учреждений, для погашения действующих долговых обязательств;
- 10,4 млн. руб. за счет привлечения временно свободных собственных средств бюджета для погашение действующих долговых обязательств;
- 35,6 млн. руб. за счет направления бюджетного кредита УФК Томской области, полученного на пополнение остатков средств на счетах местных бюджетов, на погашение действующих долговых обязательств;
- 11,1 млн. руб. за счет доразмещения облигаций Томского городского займа 2015 года по цене выше номинала (полученная премия);
- 0,7 млн. руб. за счет снижения процентных ставок при привлечении кредитов у кредитных организаций по заключенным муниципальным контрактам (подписаны соглашения о снижении размера процентных ставок по ряду действующих муниципальных контрактов);
- 9,9 млн. руб. за счет погашения кредитов коммерческих банков за счет средств, полученных от размещения облигаций Томского городского займа 2017 года.
По итогам 2018 года при утвержденном дефиците бюджета Города Томска в размере 594,1 млн. руб. фактический профицит бюджета составил 91,5 млн. руб., в том числе профицит бюджета без учета изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета - 27,1 млн. руб.
Объем муниципального долга на 01.01.2019 составил 3 523,0 млн. руб., что ниже планового значения на 410,3 млн. руб. Снижение муниципального долга по сравнению с его величиной на
- составило 0,8% или 27,1 млн. руб., за счет направления в 2018 году на погашение долговых обязательств собственных средств бюджета. Отношение муниципального долга к доходам бюджета Города Томска без учета объема безвозмездных поступлений по состоянию на 01.01.2019составило 51,9% (на 01.01.2018 - 57,4%).
В 2018 году в целях сокращения расходов на обслуживание муниципального долга, сокращения рисков рефинансирования, сглаживания графика погашения муниципального долга и увеличения средневзвешенной дюрации долга были заключены контракты по привлечению кредитов коммерческих банков сроком на 4 года на общую сумму 300,0 млн. руб.
В 2018 году преодолена негативная тенденция увеличения муниципального долга, снижение муниципального долга по сравнению с 2017 годом составило 0,8% или 27 140,3 тыс. руб.
Также, в 2018 году была осуществлена эмиссия третьего выпуска облигаций Томского городского внутреннего займа. Ставка купонного дохода была установлена в размере 8,51% годовых, период обращения выпуска - три года.
В 2018 году запланированный объем бюджетных ассигнований по расходам на обслуживание муниципального долга в сумме 255,4 млн. руб. в рамках реализации подпрограммы «Управление муниципальным долгом» муниципальной программы «Эффективное управление муниципальными финансами», утвержденной постановлением администрации Города Томска от 20.08.2015 №827, исполнен в полном объеме.
В рамках данной подпрограммы проведены мероприятия по сокращению расходов на обслуживание муниципального долга муниципального образования «Город Томск», что позволило сократить расходы на обслуживание муниципального долга по сравнению с первоначально утвержденным планом (354,4 млн. руб.) на 27,9% или на 99,0 млн. руб. (в 2017 году - на 32,0 %, или на 114,8 млн. руб.).
Во-первых, необходимо отметить, что в исследуемый период бюджет города заранее планировался дефицитным, т.е. расходы по всем муниципальным программам и непрограммным статьям финансирования из бюджета не покрывались планируемыми доходами. А во-вторых, как видно из данных таблицы 6, фактически исполненный бюджет в 2018 году перестал быть дефицитным и полученные доходы на 91,5 млн. руб. превысили понесенные расходы. То есть администрация города последние годы придерживалась стратегии последовательного снижения дефицита.
В аналитической записке Счетной палаты города за 2018 год отмечено перевыполнение плановых показателей по ряду неналоговых доходов:
-
- Поступления от доходов, полученных в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим городским округам составили 18,22 тыс. руб. при отсутствии плановых назначений.
- Платежи по соглашениям об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, составили 676,01 тыс. руб. при плане 50,00 тыс. руб. .
- Платежи от государственных и муниципальных унитарных предприятий составили 3 547,02 тыс. руб. при плане 2 979,60 тыс. руб. (исполнение составило 119,0%).
- Поступления от доходов, полученных от компенсации затрат государства составили 13 662,44 тыс. руб. при отсутствии плановых назначений.
- Поступления по платежам, полученным за увеличения площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной, составили 7 362,39 тыс. руб. при плане 1 500,00 тыс. руб. .
- Поступления от доходов, полученных от реализации имущества, находящегося в собственности городских округов (за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), в части реализации материальных запасов по указанному имуществу составили 587,19 тыс. руб. при отсутствии плановых назначений.
- Поступления от денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства о налогах и сборах составило 5 370,29 тыс. руб. при плане 4 465,00 тыс. руб. (исполнение составило 120,3%).
- Поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм, взыскиваемых с лиц, виновных в совершении преступлений, и в возмещение ущерба имуществу составили 10,00 тыс. руб. при отсутствии плановых назначений.
- Поступления от денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации об охране и использовании животного мира составили 553,71 тыс. руб. при плане 324,00 тыс. руб. (исполнение составило 170,9%).
- Поступления от денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды составили 2 368,13 тыс. руб. при плане 1 940,00 тыс. руб. (исполнение составило 122,1%).
- Поступления от денежных взысканий (штрафов) за правонарушения в области дорожного движения составило 6 996,06 тыс. руб. при плане 2 000,00 тыс. руб. .
- Поступления от денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд составило 726,57 тыс. руб. при плане 100,00 тыс. руб.
- Поступления, полученные от сумм по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде 32,27 тыс. руб. при отсутствии плановых назначений.
- Поступления от денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составили 2 699,98 тыс. руб. при плане 323,00 тыс. руб. .
- Поступления от прочих денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба составили 32 731,71 тыс. руб. при плане 23 308,60 тыс. руб. (исполнение составило 140,4%).
Учитывая, что бюджет города долгое время был дефицитным, процесс его планирования, контроля и дальнейшего финансирования должен быть тщательно проработан.
Все возможные источники внутреннего финансирования дефицита местного бюджета определены в ст.96 БК РФ.
Согласно отчетам об исполнении бюджета муниципального образования «Город Томск» в исследуемом периоде 2016-2018 гг. основными источниками финансирования дефицита бюджета были:
- размещение государственных (муниципальных) ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации;
- кредиты от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;
- бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в валюте Российской Федерации;
- изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета.
Конкретные размеры источников финансирования бюджета утверждаются
решением Думы города Томска на будущий год.
Наибольшую долю в структуре источников финансирования дефицита бюджета города Томска в исследуемом периоде 2016-2018гг. занимали кредиты кредитных организаций РФ - около 6,5 млрд. руб. было получено, но также кредиты и были погашены, причем в 2017 и 2018 гг. на сумму, превышающую сумму получения.
В 2017 г. большая сумма для покрытия дефицита бюджета города была привлечена за счет размещения муниципальных ценных бумаг - 1 363,0 млн. руб. В 2018 году - только 120,3 млн. руб.
Количество размещенных ценных бумаг, как указано в отчете об итогах эмиссии муниципальных ценных бумаг муниципального образования «Город Томск» за 2017 г. составило - 1 363 015 шт., а за 2018 г. - 120 301 шт.
Источниками внутреннего финансирования дефицита бюджета в 2018 году являлись:
- разница между средствами, поступившими от размещения ценных бумаг и объемом средств, направленных на их погашение, в размере (-18 840,2) тыс. рублей;
- разница между привлеченными и погашенными кредитами, полученными от кредитных организаций в сумме (- 8 300,0) тыс. рублей;
- изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета (-64 389,6) тыс. рублей.
Таблица 7
Источники внутреннего финансирования дефицита бюджета города Томск в 2016-2018 гг. (тыс.руб.)
2016 |
2017 |
2018 |
|
Муниципальные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ |
66 150,0 |
931 572,0 |
-18 840,2 |
- размещение муниципальных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ |
306 150,0 |
1 363 015,0 |
120 301,0 |
- погашение муниципальных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ |
240 000,0 |
431 443,0 |
139 141,2 |
Кредиты кредитных организаций в валюте РФ |
447 000,0 |
-800 350,0 |
-8 300,0 |
- получение кредитов от кредитных организаций в валюте РФ |
6 431 000,0 |
6 773 870,0 |
6 817 150,0 |
- погашение кредитов, предоставленных кредитными организациями в валюте РФ |
5 984 000,0 |
7 574 220,0 |
6 825 450,0 |
Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ |
-190 000,0 |
0,0 |
0,0 |
- получение бюджетных кредитов от других бюджетов бюджетной системы РФ в валюте РФ |
3 211 000,0 |
2 552 420,0 |
3 356 700,0 |
- погашение бюджетных кредитов, полученных от других бюджетов бюджетной системы РФ в валюте РФ |
3 401 000,0 |
2 552 420,0 |
3 356 700,0 |
Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета |
305 843,1 |
84 076,1 |
-64 389,6 |
ВСЕГО ИСТОЧНИКОВ |
628 993,1 |
215 298,1 |
-91 529,8 |
Таким образом, администрация города Томска завершила 2018 год с профицитом. Размер дефицита бюджета на 2018 год первоначально был утвержден в сумме 646 842,8 тыс. руб., позже уточнен до 594 147,7 тыс. руб., фактически по итогам 2018 года бюджет исполнен с профицитом в размере 91 529,8 тыс. руб., в том числе профицит бюджета без учета изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета - 27 140,2 тыс. руб.
Основными причинами профицита можно назвать неисполнение плана по расходам в абсолютной величине на сумму 420 729,9 тыс. рублей, процент исполнения составил 97,2% и перевыполнение плана по доходам на 264 947,6 тыс. рублей или 1,8%.
Согласно рещению Думы города Томска от 05.12.2018г. № 688 «О бюджете муниципального образования "Город Томск" на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов» (с изменениями на 3 апреля 2019 года), общий объем доходов на 2019 год установлен в сумме 1 681 334,3 тыс. руб., общий объем расходов - в сумме 12 351 481,2 тыс. руб., дефицит бюджета планируется в сумме 670 146,9 тыс. руб. Предельный объем муниципального долга города на 2019 год определен в сумме 6 686 811,9 тыс. руб. .
Источники финансирования дефицита бюджета в 2019 году утверждены решением следующие:
- разница между средствами, поступившими от размещения муниципальных ценных бумаг, и средствами, направленными на их погашение, в сумме 400 000,0 тыс.руб.;
- разница между полученными и погашенными муниципальным образованием "Город Томск" кредитами кредитных организаций в валюте Российской Федерации в сумме 267 755,1 тыс. руб. ;
- разница между полученными и погашенными муниципальным образованием "Город Томск" в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными бюджету муниципального образования "Город Томск" другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в сумме 0 руб. ;
- изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета в течение финансового года в сумме 48 150,9 тыс. рублей.
Бюджет города в 2020 году планируется со следующими параметрами: доходы - 12 680 312,7 тыс. руб., расходы - 12 907 488,7 тыс. руб., дефицит бюджета в сумме 227 176,0 тыс. руб.; на 2021 год: общий объем доходов в сумме 12 419 675,1 тыс. руб. , общий объем расходов в сумме 12 418 745,8 тыс. руб. , профицит бюджета в сумме 929,3 тыс. руб.
Источниками финансирования дефицита бюджета в 2020-2021 годах должны стать:
- разница между средствами, поступившими от размещения муниципальных ценных бумаг и средствами, направленными на их погашение, в 2020 году в сумме 450 000,0 тыс. руб. , в 2021 году - в сумме 450 000,0 тыс. руб. ;
- разница между полученными и погашенными муниципальным образованием "Город Томск" кредитами кредитных организаций в валюте Российской Федерации в 2020 году в сумме - (минус) 222 824,0 тыс. руб. , в 2021 году - в сумме - (минус) 450 929,3 тыс. руб.
Максимально допустимый предел муниципального внутреннего долга города Томска на 01.01.2021 утвержден в сумме 4 417 967,9 тыс. руб., на 01.01.2022 - 4 417 038,6 тыс. руб. При этом бюджетные ассигнования по муниципальным гарантиям на планируемый период 2020-2021 гг. не предусмотрены.
В целях недопущения развития ситуации с бюджетом муниципального образования «Город Томск» в негативную сторону, основными мерами, направленными на минимизацию риска его несбалансированности будут являться:
- оптимизация расходов и мораторий на принятие новых расходных обязательств;
- активное использование оценки эффективности бюджетных расходов при подготовке бюджетных решений;
- повышение адресности мер социальной поддержки нуждающихся категорий граждан;
- активное участие в привлечении средств федерального и областного бюджетов, в том числе в рамках государственных программ Российской Федерации и Томской области;
- постоянная оценка расходных обязательств муниципального образования «Город Томск» в целях приведения их в соответствие со складывающимися бюджетными возможностями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бюджет является самым важным инструментом, с помощью которого государство и его субъекты регулируют экономические процессы, решают различные социальные и экономические проблемы. Одним из основных принципов бюджетной системы любого уровня выступает сбалансированность бюджета, которая предполагает равенство между доходами и расходами. Нарушение сбалансированности бюджета может выражаться в его дефиците - превышении суммы затрат над доходами, или профиците - превышении доходной части бюджета над расходной.
Основной целью реформирования бюджетной системы страны является обеспечение финансовой самостоятельности и сбалансированности бюджетов регионов и муниципалитетов, что напрямую зависит от уровня доходов региональных и местных бюджетов, от федерального и регионального законодательства, от состояния федеральных, регионального и местных бюджетов.
Томск - областной центр, по численности жителей относящийся к средним городам России. Томск является муниципальным образованием с градообразующим научно- образовательным комплексом. Научный потенциал города представлен научными центрами Российской академии наук, 19 организациями отраслевой науки. По концентрации научных сотрудников высшей квалификации Томск занимает одно из первых мест в России.