Файл: Индивидуальные проявления у детей кризиса трех лет (Новообразования кризиса).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ
1.1 Особенности психологического развития ребенка трех лет
1.2 Понятие кризиса у трехлетних малышей
1.3 Кризис трех лет как этап взросления
1.4 Кризис трех лет: куда бежать и где прятаться?
1.5 Как себя вести, чтобы победителями вышли все?
1.7 Краткая характеристика основных стратегий воспитания
2.1 Психическое развитие ребенка в период раннего детства
2.2 Предпосылки становления личности и кризис трех лет
2.3 Основные феномены кризиса трех лет
2.4 Личностные новообразования в период кризиса трех лет
2.5 Ситуативность как главная характеристика раннего возраста
2.7 Пресекать агрессивное поведение по отношению к окружающим
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Кризис трех лет впервые был описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Автор выделил такие важные показатели данного кризиса, как негативизм, упрямство, вспыльчивость, непослушание, обесценивание родителей, протест-бунт, желание к деспотизму. Сущность кризиса трех лет, как и любого другого кризиса, заключается во "взрыве" прежней социальной ситуации развития.
Европейские авторы выделяют в кризисе отрицательные периоды: ребенок уходит, отворачивается от взрослых, рвет социальные связи, которые его раньше соединяли со взрослым. Л. С Выготский подчеркнул, что такое пояснение ошибочно. Ребенок старается установить новые, формы взаимоотношения с окружающими. Как высказывался Д. Б. Эльконин, кризис трех лет - это кризис общественных взаимоотношений, а всякий кризис взаимоотношений есть кризис выделения своего Я.
Изменение отношений возможно только в том случае, если происходит отделение ребенка от взрослого человека. Отличительными признаками такого отделения, которые проявляются в симптоматике кризиса трех лет, являются негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых. Однако интересно проследить, как ребенок на протяжении всего раннего возраста, работает над выделением своей позиции в семье, социальной структуре, в которой происходит его развитие.
Впервые тему проблемы кризиса трех лет затронула Эльза Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка», эпизоды из ее дневников и монографии опубликованы на сайте «Структуры и развитие нервной системы ребенка». Так же исследовательской работой в сфере развития детей в возрасте трех лет занимался Л. С Выготский, результаты его исследований представлены в работе «Кризис трех лет». Так же непосредственное участие в исследовании проблемы кризиса трех лет принимал Эльконин Д. Б., результаты его работ отражены в «Психология игры в дошкольном возрасте» Психология личности и деятельности дошкольника» и «Развитие личности ребенка-дошкольника» где автор определяет основу кризиса, его основные симптомы и дает психологическое обоснование причин и основу кризиса трех лет.
Различные аспекты проявления кризиса трех лет и рекомендации по вопросам поведения и реакции родителей на его отдельные проявления изложены Ефимкиной Р.П. в работе «Детская психология», Коломинским Я. П., Панько Е. А., Игумновым С. А. в работе «Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция» также и в работах других авторов.
Изучением вопроса о стратегии воспитания занималась Зимняя И.А. «Характеристика и компонентный состав общей стратегии воспитания», «Общая стратегия воспитания в системе непрерывного образования: подход, концепция, стратегия». Ее исследования в основном затрагивали воспитательную стратегию в современной системе образования, для данного исследования работы Зимней И.А. интересны тем, что ею впервые был предложен термин и описана его сущность «стратегия воспитания».
В настоящее время показано, что структура семьи влияет на психическое развитие ребенка (Будинайте Г.Л, Гиппенрейтер Ю.Б, Ильина В и др.) Очень много исследований проводится в психиатрии, там семью рассматривают как социальное образование, играющее особую роль в возникновении и развитии психических заболеваний (К.А.Хилдебрандт, Х.Е.Фитзералд). В результате, мы можем говорить о том, что актуальность темы исследования – кризис трех лет: сущность, причины, стратегии взрослого, конкретные приемы устранение отдельных поведенческих проявлений, обусловлена тем, что в иерархии возрастных кризисов, кризис трех лет занимает особое место, а полученные в период данного кризиса новообразования, способствуют дальнейшему развитию человека и непосредственно влияют на его жизнь.
Объект данной работы - особенности развития детей раннего возраста, предмет – кризис трех лет: сущность, причины, стратегия взрослого, конкретные приемы купирования отдельных поведенческих проявлений.
Цель данной курсовой работы – изучить стратегии взрослого, причины сущность, приемы устранения отдельных проявлений поведения. Для достижения результатов мною были определены следующие задачи:
Определить особенности развития ребенка в возрасте от 2 до 4 лет.
Рассмотреть кризис трех х лет как этап взросления ребенка.
Проанализировать способы и возможность помощи в преодолении трудностей, вызванные трехлетним кризисом у ребенка.
Гипотеза исследования – благополучное переживание кризиса трех лет связано с воспитательной работой родителей.
Экспериментальной базой данной работы послужила группа детского сада № 44 г. Бобруйска «Пчелки».
ГЛАВА I СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ
1.1 Особенности психологического развития ребенка трех лет
Личность представляет собой индивидуальное приобретение человека, результат сложного процесса его социального развития. Такое понимание личности определяет главный принцип в рассмотрении проблем ее становления – принцип развития.
Формирование трёхлетнего малыша, имеет свои обоснованности и тонкости. Следовательно, нужно подчеркнуть, что этот возраст является переломным периодом формирования: малыш переходит из преддошкольного возраста к дошкольному. К трем года происходит скачок от физиологического к социокультурному типу формирования, на основе становления речи.
Кризис трех лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение устоявшейся системы социальных отношений, кризис выделения своего "Я". Критическим этот возраст является потому, что на протяжении всего нескольких месяцев, существенно меняются поведение ребенка и его отношения с окружающими людьми. Американский психолог Э. Эриксон считает, что именно в этом возрасте у ребёнка начинает формироваться воля, независимость и самостоятельность.
Отличительными особенностями развития речи трехлетнего ребенка, является начало интенсивного формирования грамматической части предложений. В это время слова становятся зависимыми и составными частями предложения, в следствии осуществляется переход к флективной речи. Вместе с тем отмечаются и усложнение предложений, состоящих из цепочки неизменяемых слов.
Ребенок от 2,5 до 3 лет еще не может держаться сложной инструкции взрослого, требующей реакции выбора («когда будет красный огонек, то нажмешь на мячик, а когда будет зеленый — не будешь нажимать»). Только к 3,5-4 годам ребенок может выполнить такого рода задачу по предварительной инструкции, отвлекаясь от случайных влияний.
К трем годам, возникают разного рода характеристики мыслительной деятельности, такие, как способность к обобщению и широкого приобретения опыта, умение создавать связи и отношения, и в простой форме путем экспериментирования решать правильные задачи, используя различные объекты в качестве возможности для достижения цели. В развитии мыслительной способности, особую роль играют речь и практическая деятельность ребенка.
Психическое развитие в процессе практического взаимодействия с объектами внешнего мира помогает ребенку не только приобретать разную и более сложную информацию, но и становиться субъектом познавательной деятельности. В пред дошкольном возрасте, закрепляются основные элементы субъективной системы, деятельности в форме способов ее реализации, которые на начальном этапе содержат элементарные неспецифические манипуляторные способы с предметами. Иной важный компонент субъекта деятельности, содержащийся в программировании и осуществлении определенных последовательных действий для достижения плана, подобным образом возникает в преддошкольном периоде отношение с усвоением и выполнением простых инструкций взрослых (например, зажигание лампочки). Эту первичную форму можно рассматривать как объектно-субъектную, как проявление самостоятельности ребенка, и есть результат прямого сотрудничества со взрослыми. Так социальное формирование человека не ограничивается генезисом субъекта общения, познания практической деятельности. Оно проявляется ровно как, что и в преддошкольном возрасте, когда возникают мысли для развития личности.
Дошкольный возраст и есть период интенсивного формирования психики на основе тех условий, которые сложились в раннем детстве. По каждой линии психического процесса, возникают новообразования разной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Они происходят при помощи многих факторов: речи и общению со взрослыми и сверстниками, разными формами познания и включения в различные формы деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Вместе с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций на основе индивидуальной организации, возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты - способности и склонности. В то же время происходит последующее развитие и социализация индивидуальной организации, в большей степени сформированные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Возникают новые психические функции, конкретные уровни, благодаря которым становится характерны новые свойства, они помогают ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.
В дошкольном периоде развитие психофизиологических функций, происходит совместно по разным направлениям; их социализация носит множественный и разнокачественный характер. По соотношению двух основных параметров: произвольности и вербальности — в развитии отмеченных функций, могут быть выделены соответствующие виды, которые формируются разным характером и степенью выраженности процесса социализации. Естественные индивидные формы психики в этот период, подвергаясь социализации, сохраняют свою относительную самостоятельность и характеризуются своеобразием развития, не только в дошкольном возрасте, но и в последующие годы жизни человека. Индивидуальной чертой этого периода, является интенсивное развитие психических функций, которые формировались в раннем детстве (сенсорики, образной памяти, внимания, практического мышления, моторики, перцепции) и в это время, являются базовыми для построения новообразований в познавательной сфере и в формировании произвольного поведения.
1.2 Понятие кризиса у трехлетних малышей
Говорить о том, что кризис наступает ровно в 3 года, не совсем правильно. Кризисный период может начаться у детишек уже с 2 лет и длиться до 4 лет. Продолжительность, интенсивность кризиса зависят от темперамента ребенка: так, холерики более возбудимы, и кризисные явления у таких деток часто проходят с бурными истериками.
На интенсивность кризиса 3 лет, может влиять и стиль воспитания деток, принятая в семье. В семьях с диктаторским методом воспитания чада, проявления кризиса могут проходить более бурно, интенсивно. Детки в таких семьях, часто подавляются психологическими и физическими методами. Добившись силой от крохи внешнего послушания, родители создают предпосылки для серьезных психологических проблем в будущем у своего ребенка. Кризис 2 лет у детей не выделяется отдельно, так как является началом сложного кризисного периода у трехлетних несмышленышей. Столкнувшись с первыми трудностями кризисного периода, родителей в первую очередь волнует вопрос — сколько длится кризис трех лет у ребенка. Длительность кризисного периода, может составлять от нескольких месяцев до нескольких лет. Такой длительный промежуток зависит от поведения родителей, их готовности пойти навстречу своему чаду, и вместе решать сложные вопросы. Кризис у ребенка заставляет родителей переоценивать некоторые методы воспитания детишек.
Внешнее проявление кризиса выражается в желании малыша делать все самостоятельно, часто вопреки собственному желанию. «Я сам», «не хочу», «не буду», — именно это предстоит очень часто выслушивать взрослым в семье. Отрицая установленные порядки, правила поведения в семье, ребёнок формирует независимость, при этом создаются предпосылки для личностной самооценки.
Появление феномена «Я сам» является результатом общения ребенка с другими людьми. В 2,5-3 года он начинает осознавать себя как отдельного человека. Е. П. Ильин пишет: «Сначала он говорит о себе в третьем лице. Затем начинает использовать местоимение «ты», обращаясь так ко всем людям. И лишь потом он понимает, что «Я» может относиться к нему самому. С этого момента и начинается процесс формирования самосознания. Его начало зависит от того, насколько благополучен климат в семье ребенка. Там, где имеют место грубость, агрессия, ребенок начинает говорить «я» довольно поздно».
Следствием развития самосознания и других психических явлений ребенка, является обострение отношений, что может вызвать, так называемый кризис трех лет.
Симптомами, предшествующими возникновению данного кризисного периода в развитии являются:
-острый интерес к своему изображению в зеркале;
-ребенок интересуется своей внешность, ему любопытно, как он выглядит в глазах других;
-забота об эффективности «своих» дел, острое реагирование на неудачу.
Кризис трех лет- один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Как и любой возрастной кризис, он связан с разрушением старой системы социальных отношений, поэтому Л.С. Выготский назвал этот период кризисом отношений.
Вот как описывается сущность данного кризиса, и его характеристика в учебнике «Возрастная психология» О.Б.Дарвиш:
«Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, то у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми (и иногда – со сверстниками) …
Позитивное разрешение кризиса в раннем детстве, по мнению Э.Эриксона, зависит от готовности родителей и воспитателей, предоставлять детям свободу в осуществлении действий, на которые они способны. Но это не означает, что детям должны умело, ненавязчиво, но достаточно твердо ограничивать ребенка в тех сферах жизни, которые могут оказаться опасными для жизни и здоровья, как и самих, так и окружающих.