Файл: Индивидуальные проявления у детей кризиса трех лет (Новообразования кризиса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ

1.1 Особенности психологического развития ребенка трех лет

1.2 Понятие кризиса у трехлетних малышей

1.3 Кризис трех лет как этап взросления

1.4 Кризис трех лет: куда бежать и где прятаться?

1.5 Как себя вести, чтобы победителями вышли все?

1.6 Новообразования кризиса

1.7 Краткая характеристика основных стратегий воспитания

Глава II ЭМПЕРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ СТРАТЕГИИ ВЗРОСЛОГО, КОНКРЕТНЫЕ ПРИЕМЫ КУПИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ

2.1 Психическое развитие ребенка в период раннего детства

2.2 Предпосылки становления личности и кризис трех лет

2.3 Основные феномены кризиса трех лет

2.4 Личностные новообразования в период кризиса трех лет

2.5 Ситуативность как главная характеристика раннего возраста

2.6 Что делать родителям?

2.7 Пресекать агрессивное поведение по отношению к окружающим

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Литература

- Наконец малыш успокоился. Заодно понял, что метод не работает. Не критикуйте его: «Чего ты орал, мне стыдно, на тебя люди смотрят…» Лучше скажите с горечью: «Мне жаль, что ты не сдержался…» или «Я так сердита, мне прям кричать хочется!»

Такие фразы учат ребенка выражать свои эмоции. Позже он тоже будет говорить примерно так: «Мне так обидно, что ты не заметила моих стараний!» И самому легче, когда проговоришь чувства, и другим понятно, каковы причины вспышки.

За первые три года своей жизни, маленький человек осваивается с окружающим миром, привыкает к нему и обнаруживает себя как самостоятельное психическое существо. В этом возрасте наступает момент, когда ребенок как бы объединяет весь опыт своего раннего детства, и на основе его реальных достижений у него складывается отношение к себе, появляются новые характерные черты личности. К этому возрасту, все чаще можно услышать от ребенка местоимение «я» вместо его собственного имени, когда он говорит о себе. Ребенок начинает воспринимать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями, появляется новая форма самосознания. Правда, осмысление «Я» трехлетнего ребенка еще отличается от взрослого. Оно совершается пока не во внутреннем, идеальном плане, а имеет характер, развернутый вовне: оценка своего достижения и сопоставление ее с оценкой окружающих.

Осознавать свое «Я» малыш начинает под влиянием возрастающей практической самостоятельности. Именно поэтому «Я» ребенка так тесно связано с понятием «Я сам». Меняется отношение ребенка к окружающему миру: теперь малышом движет не только желание узнавать новое, овладевать действиями и навыками поведения. Окружающий мир становится сферой самореализации маленького исследователя. Ребенок уже пробует свои силы, проверяет возможности. Он утверждает себя, и это способствует появлению детского самолюбия - важнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно тот возраст, когда, по мнению известного американского психолога Э. Эриксона, начинает формироваться воля, и связанные с ней качества - независимость, самостоятельность.

1.6 Новообразования кризиса

Психологи утверждают, что за каждым негативным симптомом, скрыто положительное содержание. И действительно, положительными личностными приобретениями, можно считать становление нового уровня самосознания, стремление к самостоятельности, развитие волевых качеств, познавательной активности, установление новых взаимоотношений с окружающими. Главное новообразование кризиса – появление «системы Я».


У ребёнка появляется позиция «Я сам!», чувства «Я хочу», «Я могу», «Я должен». В этот период многие дети начинают использовать в речи местоимение «я». До этого ребёнок говорил о себе в третьем лице («Тёма играет», «Тёма идёт»).

Появление «системы Я» стимулирует возникновение стремления, быть хорошим. Ребёнок хочет действовать так, как сам захочет, но в то же время он стремится соответствовать требованиям значимых взрослых. Это ведёт к развитию воли, чувства ответственности. В этот период велика значимость положительной оценки родителями личных достижений, успехов детей. Нельзя проявлять безразличие или считать пустяком даже самые маленькие достижения ребёнка. Это в глазах взрослого человека приобретение умения надеть шапку, построить башню из конструктора является мелочью. Для малыша это важнейшее событие – он это сделал САМ! Похвалить ребёнка, подчеркнуть его самостоятельность – значит вселить уверенность в своих силах.

В этом же возрасте можно наблюдать первые формы проявления самосознания ребенка. Первичное самосознание проявляется в названии себя по имени, узнавании себя и в первичной самооценке. После полутора лет, а иногда и после двух лет ребенок узнает себя в зеркале. В видеофильме в 2 года легко узнает свои игрушки, комнату, ситуацию, а про себя может сказать «Это мальчик» или назвать себя по имени «Это Саша». Позднее ребенок начинает узнавать свои действия в прошлом: «Да, да! Я это делал!». Теперь он поднялся в своем развитии еще на одну ступеньку: он помнит себя в момент съемки. Если с ребенком много общаются, он достаточно рано начинает использовать местоимение «я».

Важным компонентом самосознания является самооценка личностью самой себя, своих физических и психических качеств. Зарождаться самооценка у ребенка начинает к концу раннего возраста. Ребенок начинает осознавать свои собственные желания, отличающиеся от желаний взрослых. Для обозначения себя появляется личное местоимение «Я». Это ведет к потребности действовать самостоятельно, утверждать, реализовывать свое «Я». Однако интенсивного своего развития самооценка достигает лишь в дошкольном возрасте.

Ребенок сравнивает себя со взрослыми и хочет быть похожим на них во всем. В результате меняется отношение ребенка к взрослому, что выражается, прежде всего, в стремлении к автономии и противопоставлении своих желаний желаниям и требованиям взрослых. Взрослый же ни объективно, ни субъективно не может перестроить свои отношения к ребенку, удовлетворить его стремление к самостоятельности. Возникает личное действие и личное желание «Я сам». Если взрослый не организует делового сотрудничества, если он демонстрирует свое превосходство, то возникает негативное поведение, характерное для кризиса трех лет.


1.7 Краткая характеристика основных стратегий воспитания

На основе этого, гипотеза данного исследования предполагает изучение роли влияния, поведения взрослого на протекание кризиса трех лет у ребенка, считаю, что необходимо рассмотреть основные стратегии общения взрослых с детьми.

Академик РАО профессор И.А. Зимняя, первая предложила термин «стратегиальный подход» относительно воспитания, тем не менее ее исследования, большим образом затрагивают систему дошкольного и школьного образования, чем семейного. Особенностью основы для изучения данной проблемы, я взяла результаты исследований кандидата психологических наук, члена правления, Общества семейных консультантов и психотерапевтов, преподавателя кафедры системной семейной психотерапии Института практической психологии и психоанализа Г.Л. Будинайте, которая подчеркивает, основываясь на своем опыте необходимые стратегии родительского воспитания.

Стратегия 1. «Отдадим его профессионалам». Данная стратегия характеризуется следующими признаками:

Чаще всего, данной стратегии придерживаются молодые родители «планомерно и разумно» решающие вопрос с родительством, также, как и все остальные вопросы, требующие «грамотного менеджмента» или родители с высоким достатком.

 По сути, все содержание жизни такого ребенка готово быть оплачено как услуга, которую родители надеются получить «извне».

Жизнь такой семьи зависит от множества специалистов, обеспечивающих поддержку, а часто - подмену родительству.

Совершенствуется эта позиция, через понятные и разумные аргументы, о цивилизованном распределении труда: почему собственно не поручить воспитание, нахождение общего языка с ним, мало пока нам понятным, не говоря уже о каком-нибудь лечении и спорте и т.д. специалистам, а не нам, дилетантам – родителям.

Обусловлена данная стратегия в первую очередь с «новыми веяниями». Количество возможностей «опосредовать» контакт и взаимодействие с ребенком, очень выросло и возрастает с закреплением новых условий жизни, особенно в крупных городах. Очевидно, что во многом речь идет о возможностях, не имели, когда нынешнее поколение родителей было детьми. С другой стороны, а именно новыми рыночными условиями жизни, может быть объяснена необходимость такого распределения труда между профессиональными и обязанностями родителей и их родительством. Уровень временных и энергетических затрат, любого успешно выживающего в новых «рыночных» условиях профессионала действительно очень высок и, если оба родителя оказались в подобной профессиональной ситуации, такой подход к родительству оказывается, как бы единственно возможным. Можно говорить, здесь и о возрастающей универсализации ролей мужчины и женщины.


Но при более широком взгляде видно, что исторически это достаточно устойчивая стратегия как низших слоев (вынужденных прибегать к социальной поддержке в выращивании детей), так и наиболее благополучных слоев на протяжении длительного времени, хотя очевидно, что характер этого опосредованное сильно разнится.

    Нельзя не заметить также, что она в известном смысле продолжает логику советского воспитания, принципиально антисемейного и стремящегося к максимальному социальному опосредованию детско-родительских отношений.

    Стратегия 2. «Он должен, просто обязан». Даная стратегия характеризуется следующими признаками:

Ребенка стремятся развивать всеми доступными способами и методами (раннее обучение чтению, иностранным языкам, большое количество секций и кружков у ребенка)

Жизнь такой семьи, чаще, конечно, матери, подчинена строгому ежедневному распорядку и множеством планов всей выстроенной - иногда на несколько лет вперед - программы достижений.

Как правило, такая семья жестко ориентирована на социальное одобрение.

Детско-родительские взаимоотношения выступают, здесь как напряженная система взаимоотношений, в которой одобрение, похвала, радость родителя в существенной степени зависят от того, что сделал и что не сделал ребенок. Здесь, чаще всего, отсутствуют нормальное для детского времяпровождения бесполезное дуракаваляние, игра с «простыми» соседскими мальчиками, «пустая мечтательность», поскольку здесь они вызывают тревогу.

Связь родителей с ребенком или хотя бы, с одним из родителей часто выраженное, чем обычно, что, иногда, ведет к обеднению, а то и к исключению его нормальной связи с ровесниками.

Очевидно, что ситуация вхождения «в большой мир», от которого были изолированы прежние родители в детстве провоцировали эту волну тревожной родительской активности - он представал не столько как мир новых возможностей, сколько новых пугающих требований. Способ совладения очень напоминал способ владения с трудностями времен дефицита, когда с невероятными усилиями надо было обеспечить то, чего нет нигде, но «есть у каждого приличного человека». Так возникала соответствующая мифология: «нельзя не рожать в воду», нельзя не обучать танцам и фехтованию в частной школе, нельзя не начать учить языку, а лучше двум, в раннем детстве. Собственная тревога родителей, направилась в повышенную активность по поводу собственных детей.

Аналогичная стратегия нередко влечёт к нелогичному итогу: повышаемые многолетними стараниями успехи, разрушаются при первом личностном кризисе в жизни малыша, если они не вплетены на основу основополагающей любви и приятия, если не преобразована самоценность и самопринятия малыша, способность реалистично расценивать себя и окружающих, которые как раз значительно страдают в такой структуре взаимоотношений.


Стратегия 3. «Духовное, только духовное!» Данная стратегия характеризуется следующими признаками:

Воспитание как бы покрыто высшими духовно-нравственными ценностями осознающимися как противопоставленные «шалости и чуме» окружающего мира.

Семья, придерживающаяся этой стратегии воспитания, видит свою задачу в необходимости заложить прочный фундамент «подлинных ценностей и смыслов», довольно жестко контролируя качество духовной пищи.

Речь здесь идет не столько собственно о развитии, или закладывании прочной основы для будущих социальных успехов, сколько о стремлении заложить максимальное число «верных принципов», предпочтений, правил жизни.

В такой семье, существуют обычно твердые представления относительно достойного и недостойного, признаваемого и не признаваемого. Они разделяются по крайней мере на определенном этапе, всеми членами семьи (часто, кстати, многодетной) и выступают как бы своеобразной религией, которой подчинены все, живущие в семье. Здесь, часто задается как бы стирание возрастных границ, предпочтения младших, как бы само собой разумеется совпадают с предпочтениями старших. Часто в этих семьях особое, можно сказать трепетное отношение к книге и чтению.

Все это создает как бы особую атмосферу жизни такой семьи, которая в противоположность семье социально ориентированной, может быть определена как диссидентская. Вольно или не вольно здесь возникает пафос собственной присущей «только нам идеологии» и противостояния окружающему. Психологу, здесь часто предписывается стать единомышленником в борьбе или выживании среди «бездуховного мира». Он должен осветить и поддержать, эти воспитательные идеалы и помочь их воплощению.

Данная стратегия воспитания, обусловлена стремлением противостоять

массовой культуре, ее «оглупляющему пагубному воздействию». Эта стратегия, является реакцией на культурный шок, созданный новыми возможностями, западной массовой культурой. Многие нынешние родители с тоской переживают, несовпадение воспитательных ориентиров собственного детства с диктуемыми сейчас. Часто поэтому за выбором этой стратегии, стоит попытка хотя бы на уровне «собственной крепости» создать тот микроклимат, который будет соответствовать прежним «вечным» идеалам, принципам и даже стилевым предпочтениям родителей.

    Такая ситуация может привести к неожиданным, а иногда обратным результатам – нездоровой страсти, к походам за вожделенным гамбургерам и бесконечному интересу к лейблам на штанах соседского мальчика.