Файл: Индивидуальные проявления у детей кризиса трех лет (Новообразования кризиса).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ
1.1 Особенности психологического развития ребенка трех лет
1.2 Понятие кризиса у трехлетних малышей
1.3 Кризис трех лет как этап взросления
1.4 Кризис трех лет: куда бежать и где прятаться?
1.5 Как себя вести, чтобы победителями вышли все?
1.7 Краткая характеристика основных стратегий воспитания
2.1 Психическое развитие ребенка в период раннего детства
2.2 Предпосылки становления личности и кризис трех лет
2.3 Основные феномены кризиса трех лет
2.4 Личностные новообразования в период кризиса трех лет
2.5 Ситуативность как главная характеристика раннего возраста
2.7 Пресекать агрессивное поведение по отношению к окружающим
Стратегия 4. «Ему можно все». Даная стратегия характеризуется следующими признаками:
Строгий диктат ценностей и нравственных ориентиров, но существуют они преимущественно для родителей, принявшими близко к сердцу идею «не навреди».
В воспитании такие родители движимы идеей, что их дитя – самоценность, в котором заложены многие глубины, безжалостно стираемые социализацией и вообще всякой регламентацией.
Ради этого они жертвуют не только собственным элементарным комфортом, но зачастую и здравым смыслом.
Здесь можно увидеть визжащего, бьющегося в истерике ребенка младшего возраста, на которого с умилением смотрят воспитавшие в себе уже необходимую душевную стойкость, родители.
Жизнь родителей трудна и трудоемка. Им приходится иметь дело с явным или неявным социальным порицанием, постепенно отказывающимся от визита в их дом друзьями, душевной измотанностью и усталостью.
Жизнь ребенка тоже психологически нелегка. Ребенку трудно в плохо организованной среде, когда любая его цель, как бы ни встречает сопротивления. Это вызывает тревогу, невозможность осознать собственные и чужие границы.
Данная стратегия воспитания, обусловлена осознанной или неосознанной реакцией на реальный или мнимый порядок и повышенную «социальность» собственного детства. Часто за ней стоят именно идейные разногласия с «официальной» традицией воспитания. С другой стороны, она – результат счастливого осознания новых «либеральных» времен, с отсутствием жесткой и уравнивающей системы, когда необходимо было опробовать новые возможности, не существовавшие в собственном детстве сегодняшних родителей.
Такой неконтролируемый ребенок, больше предрасположен разным бытовым опасностям, из-за того, что он непоседлив, у него как бы не формируется «асимметричного» осознания «если это так мне, то как это другому», его интенции и потребности не умеют существовать в пространстве разных воль. Все это зарождает у него при столкновении с окружающими агрессивность и отчаянье. Родители же раз за разом проигрывая в желании договориться «по-доброму», нередко вынуждены усмирять естественное возмущение, которое накапливаясь, уж если проступает, то «бурей».
Стратегия 5 «Патриархальная модель воспитания, или ребенку нужна мать, ну и иногда отец». Даная стратегия характеризуется следующими признаками:
Воспитание ребеночка передано здесь матери. Предусматривается, что этим шагом самое главное сделано – ребенок с тем, кем ему предначертано быть биологией, духовностью, с «самым важным человеком» в его жизни.
Супруг здесь, как правило, не равноправный его соучастник, а некий малодоступный малышу, а то и жене, авторитет. Он не характеризует ежедневный, насыщенный многими тонкостями ход жизни ребенка или делает это весьма опосредованно.
Родительские обязанности в такой семье разделены намного жестче, чем в семье, где оба родителя сочетают рабочие и родительские обязанности.
Как правило, ребенок в такой семье не ходит в садик до последнего преддошкольного года, и его основным социализатором является мать, максимально полно опосредуя его связь с внешним миром, также, как и ее жизнь оказывается предельно опосредованной необходимостью взаимодействия с ним.
Эта модель поддерживается скорее консервативно ориентированной частью общества, в том числе и религиозными институтами, которые продолжают напоминать о недопустимости нарушения традиционного порядка, предопределенности такого распределения обязанностей и прочее. За этой стратегией, можно увидеть протестную реакцию на «современные западные тенденции», следование ей видится одним из решений так наболевших демографических проблем.
В таких семьях возникает, и проблема отделения вырастающих детей. Компенсирующаяся посредством усиления связи ребенка с матерью, супружеская дисфункция, часто проявляется особенно остро на этапе «отпускания» детей из дома, поскольку «опустошает» смысловую составляющую жизни жены и собственно супружеских отношений.
Стратегия 6. «Воспитание в многопоколенной семье - бабушка наше все». Даная стратегия характеризуется следующими признаками:
-Все основные каждодневные обязанности семьи по уходу за ребенком переданы бабушке.
-В порядке вещей – отправление ребенка на несколько лет к бабушке, пока решаются семейные трудности.
-Внуки даже иногда рождаются, чтобы бабушке не было скучно.
Предполагается, что такая ситуация предпочтительнее той, в которой ребенком занимается «посторонний человек». Бабушка как бы освещает факт продолжающейся молодости родителей, освобождая «детей своих» от чрезмерных трудностей и тягот нынешней непростой жизни (которая, как понятно, непроста всегда).
В неполной семье бабушка исполняет роль матери, а молодая женщина роль зарабатывающего супруга.
Данная стратегия воспитания, обусловлена ходом обычной жизни прежде советской, а теперь российской семьи, по крайней мере, среднего уровня достатка. Это простое решение бытовой проблемы ухода за детьми и квартирного вопроса. На более глубоком уровне речь, должна идти о многопоколенной семье как культурно заданной форме существования семьи.
Излишняя приобщенность бабушки в жизнь патриархальной семьи, ведет к нарушению полноценной детско-родительской иерархичности. При этом каждый член многопоколенной семьи, оказывается в двоякой ролевой точке и сама бабушка, и родители, и дети. Нормальная иерархическая структура, противоречит и именно поэтому, безуспешны бывают регулярные попытки молодых родителей, взять в такой ситуации власть в свои руки. При этом, такая повышенная вовлеченность бабушки в жизнь «молодой семьи», как правило является показателем несостоявшейся самоиндефикации современных родителей к собственными родителями, т.е. с нынешними бабушками и дедушками.
Исходя из вышесказанного, можно определить «идеальную» модель воспитания, с точки зрения семейной психологии. Она будет характеризоваться следующими признаками:
- Семья использует помощь и профессиональную поддержку, в которой четко простроены границы между «берущим и дающим», когда ориентированность на достижения ребенка сбалансирована с вниманием, любовью к нему и признанием его особенностей
- Семья способна дать нечто уникальное, не выключая ребенка из окружающего мира, а облегчая его взаимопонимание с ним.
Принятие ребенка и уважение к нему, сочетается с разумной регламентированностью его жизни.
Контакты с родителями одинаково теплы и симметричны, а бабушка присутствует в жизни ребенка как важный, не подменяющий ему родителей взрослый, обогащающий своим опытом родительскую стратегию воспитания.
Подводя итог первой главы, мы подчеркнем тот факт, что развитие трехлетнего ребенка, имеет свои закономерности и особенности, этот возраст является переходной стадией развития: ребенок переходит из преддошкольного возраста к дошкольному. К трем года происходит переход от естественного к социальному типу развития, на основе развития речи.
К трем годам, складываются разного рода характеристики мыслительной деятельности, такие, как способность к обобщению и широкому переносу приобретенного опыта, умение устанавливать связи и отношения и в простой форме, путем активного экспериментирования решать конкретные задачи, используя различные объекты в качестве средства для достижения цели.
Отличительной чертой, интересующего нас периода, является интенсивное развитие тех психических функций, которые складывались в раннем детстве (сенсорики, перцепции, образной памяти, внимания, практического мышления, моторики) и которые, в то же время являются базовыми для построения новообразований в познавательной сфере и в формировании произвольного поведения.
Кризис трех лет - один из самых общеизвестных и изученных кризисов развития крохотного человечка. Для него, как и для всех прочих кризисов свойственны: острый период, трудновоспитуемость, ощущение регресса. К базовым критериям кризиса трех лет относят: упрямство, вспыльчивость, негативизм, самоуправство, симптомы обесценивания, деспотизм.
Стратегия родительского воспитания является одним из основополагающих факторов развития ребенка.
Глава II ЭМПЕРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ СТРАТЕГИИ ВЗРОСЛОГО, КОНКРЕТНЫЕ ПРИЕМЫ КУПИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ
2.1 Психическое развитие ребенка в период раннего детства
В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная.
Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление.
Коммуникативная активность, полагает освоение логики человеческих взаимоотношений. Большинство женщин, владеет более высокоразвитым, чем у мужчин, социокультурным мышлением, сфера проявления которого – общение людей. У женщин тоньше проницаемость, такт, они более предрасположены к восприимчивости.
Половые различия в поведении детей, обусловлены не столько биологическими и физиологическими причинами, сколько характером их социального общения. Ориентация мальчиков и девочек на разные типы деятельности задана социально, вследствие культурных образцов. На самом деле между малышами мужского и женского пола больше сходства, чем различий. Различия появляются позже. В основном же мальчики и девочки развиваются параллельно и проходят одинаковые этапы.
Так, к трем годам у детей того и другого пола складываются следующие новообразования возраста: зачатки самосознания, развитие Я-концепции, самооценка. Ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. За три года человек проходит половину пути своего психического развития.
Первые представления о себе возникают у ребенка к году.
Это представления о частях своего тела, но обобщить их малыш толком не может. При специальном обучении взрослыми к полутора годам ребенок может узнавать себя в зеркале, осваивает идентичность отражения и своей внешности.
К 3 годам – новый этап самоидентификации: с помощью зеркала, ребенок получает возможность формировать свое представление о себе настоящем.
Ребенок интересуется всеми способами подтверждения своего «Я». Одухотворяя отдельные части тела, в игре он познает волю над самим собой.
Трехлетний малыш интересуется всем, с ним связанным, например, тенью. Начинает использовать местоимение «я», усваивает свое имя, пол. Идентификация с собственным именем, выражается в особом интересе к людям, которые носят такое же имя.
К 3 годам ребенок уже знает, мальчик он или девочка. Такие познания, дети черпают из наблюдений за поведением родителей, старших братьев и сестер. Это позволяет ребенку понять, каких форм поведения в соответствии с его половой принадлежностью ждут от него окружающие.
Осмысление ребенком принадлежности к определенному полу происходит в первые 2-3 года жизни, и наличие отца при этом очень значимо. Для мальчишек утрата отца после 4 лет немало сказывается на осмыслении общественных функций. Последствия отсутствия отца у девочек начинает проявляется в юношеском возрасте, когда у многих из них возникают сложности, в приспособлении к женской миссии при взаимоотношении с представителями иного пола.
Активный словарь деток 1,5 лет обычно содержит около 30-100 слов, к трем годам лексический запас составляет уже 900 – 1500 слов. Определена прямая зависимость между качеством языковой стимуляции в домашнем круге и развитием речи малыша в 3 года.
Решающим периодом в развитии младенческой речи является, по мнению исследователей, возраст от 10 месяцев до 1,5 лет. Именно в этот период необходимы безмятежные и развивающие игры и нежелательны стрессы.
При усвоении языка, детки абсолютно всех народов проходят стадии односоставных, двусоставных и полных предложений. Практически во всех существующих на земле языках есть правила грамматики, синтаксиса, семантики. Поначалу дети предельно обобщают правила.