Файл: Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права (Принципы предпринимательского права ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- осуществление посреднических функций, т. е. оказание определенных услуг, которые связаны с продвижением товара на рынок или с его передачей в надлежащем виде от непосредственного производителя такого товара его потребителю.

Огромное значение имеет 1 тип предпринимательской деятельности, потому что общественное богатство зависит от состояния дел именно в сфере материального производства, научно-технических и сервисных услуг. Но на практике общественное отношение к такому типу предпринимательства не носит действительно приоритетного характера, т.к. само общество способствует развитию и 2 типа предпринимательской деятельности, т.е. посредничества. Все это происходит потому, что уровень и качество жизни, удобство и комфорт каждого члена общества в большой степени зависят от уровня развития в обществе посреднической сферы. Например, удобная для покупателя организация торговли, реклама, доставка товаров на дом, заказ товара по почте, телефону и т. д.

Предпринимательство называется производственным, только в том случае, когда сам предприниматель, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей продажи потребителям, покупателям, торговым организациям. Можно сделать вывод, что функция производства в этом виде предпринимательства, является основной и определяющей.

Предпринимательство при производстве товаров ориентируется на производство и поставку на рынок традиционных или инновационных товаров. Делаем вывод, что практика предпринимательской деятельности включает в себя инновационный процесс. А деление типов предпринимательской деятельности основывается на убеждении в том, что производство и поставка на рынок традиционных товаров осуществляется с использованием каких-то новых методов или приемов, связанных с организацией производства, техническими элементами производства или изменениями качественных характеристик производимого товара.

Рассматривая коммерческое предпринимательство, мы видим, что предприниматель выступает в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю или покупателю. При таком предпринимательстве, прибыль должна образовываться путем продажи товара по цене, которая превышает цену приобретения. Если же товар приобретается на законных основаниях, то такое предпринимательство нельзя называть спекуляцией и осуждать его на этом основании. Но если наблюдается противозаконная перепродажа, то можно говорить о запретной или даже о преступной спекуляции.


Особой формой коммерческого предпринимательства, является финансовое предпринимательство, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают или деньги, или ценные бумаги, которые продаются предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит.

Посредничество - это такое предпринимательство, когда сам предприниматель не производит и не продает товар, а выступает в качестве посредника, который является связующим звеном в процессе товарного обмена, в товарно-денежных операциях. Предметом и основной задачей предпринимательской деятельности посредника, является объединение двух сторон, заинтересованных во взаимной сделке. Делаем вывод, что посредничество состоит в оказании услуг каждой из этих сторон, за которые предприниматель получает доход, прибыль.

Метод предпринимательского права - это совокупность приемов и способов воздействия на отношения, составляющие предмет предпринимательского права. Но каждая отрасль предполагает только специфичные юридические средства воздействия на определенный вид общественных отношений. Но иногда, в ряде случаев, отрасли права регулируют не только привычные для них общественные отношения, но и те отношения, которые так или иначе связаны с ними. В этих случаях метод правового регулирования включает такие юридические средства, которые характерны не только для данной отрасли, но и для других отраслей права. В достаточно сложных отраслях, к которым и относится предпринимательское право, обычно используется не один, а сочетание нескольких методов правового регулирования. В общетеоретическом плане метод правового регулирования общественных отношений определяется с учетом таких компонентов как:

1) порядок при установлении прав и юридических обязанностей;
2) степень определенности тех прав, которые предоставлены прав и автономности действий их субъектов;
3) подбор юридических фактов, которые влекут к правоотношениям;
4) характер правового положения сторон в таких правоотношениях, в которых реализуются нормы;

5) распределение прав и обязанностей между субъектами;

6) пути и средства обеспечения субъективных прав.

Российское предпринимательское право является комплексной отраслью права, объединяющей нормы как гражданского, так и административного права. Перечислим его методы:

- императивный метод, который представляет собой жесткие и властные предписания, регулирующие отношения. К примеру, предписания антимонопольных органов, обязанность предпринимателей зарегистрироваться, платить налоги, и т. д.;


- диспозитивный метод, предоставляющий субъектам свободу выбора определенного варианта поведения. К примеру, в некоторых случаях ГК РФ предоставляет предпринимателям возможность определять некоторые условия договоров по соглашению сторон и др.

3. Принципы предпринимательского права

В разной экономической литературе существует достаточно много определений понятия «предпринимательство». Наиболее точными считаются те, где оно трактуется как специфический фактор общественного воспроизводства. Такая особая специфика и его функции заключаются в том, что субъект предпринимательской деятельности, т.е. предприниматель, способен особым образом соединять и комбинировать факторы производства. Предпринимательство, что абсолютно естественно, связано с личностными качествами предпринимателя как основного субъекта этих действий.

Анализируя и зарубежную, и отечественную литературу, можно понять, что к экономической сущности предпринимательства нужно идти через характеристику категории «предприниматель».

Я считаю, что предприниматель, это субъективный, т.е. личностный фактор воспроизводства, способный на инициативной и инновационной основе, и не боясь полной экономической ответственности, идти на определенный риск и, естественно, особым образом соединять другие факторы производства так, чтобы в перспективе появился дополнительный доход.

Основным и наиболее важным мотивом предпринимательской деятельности является, получение предпринимательского дохода, который используется на развитие этой деятельности и на самообогащение. Это экономические мотивы. Существует и другой мотив, как самоутверждение личности, в таком случае предпринимательство становится не просто деятельностью, а образом жизни.

Так какими же качествами должен обладать предприниматель, чтобы хорошо выполнять предпринимательские функции. Для этого, среди всех качеств нужно назвать следующие умения или способности:

- принимать нестандартные и новаторские решения в обычных или в особенно неопределенных ситуациях;

- генерировать и продвигать новые производственные и коммерческие идеи, оценивать их перспективность с точки зрения получения дополнительного дохода;

- быстро и качественно оценивать инновации с позиции их конечной эффективности, оценивать рыночную конъюнктуру с позиции получения дополнительной прибыли;


- рисковать;

- анализировать информацию и делать правильные выводы, учитывая позиции рыночной конъюнктуры.

Все выше перечисленные способности предпринимателя, можно реализовать в совокупности основных способностей его практической деятельности. Приведу пример:

1) изучение потребностей покупателей, а также их платежеспособности;

2) определение параметров изделий, вида производства, объемов выпуска товаров, которые намечены к производству, рынков сбыта и каналов движения продукции;

3) выявление, необходимых сырьевых ресурсов и рынков там, где нужное сырье можно закупить по наиболее низким ценам, все это исходя из намеченной производственной программы;

4) выбор наиболее точной и правильной технологической схемы производства и источник ее постоянного обновления;

5) организация и управление производством товаров, которые намечены к продаже.

Принципы российского предпринимательского права, это основополагающие начала, на которых строится предпринимательское право. Существует ряд принципов предпринимательского права:

1.Принцип свободы предпринимательской деятельности, закрепленный в Конституции РФ, которая устанавливает, что «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Можно сделать вывод, что каждый гражданин решает самостоятельно, заниматься ему или нет предпринимательской деятельностью, а также, какую организационно-правовую форму и вид предпринимательской деятельности избрать и т. д. Этот принцип получил развитие в ГК РФ и иных нормативно-правовых актах.

2. Принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности, а также равной их защиты. Этот принцип основывается на положениях Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Законодатель не может установить какие-либо привилегии или ограничения для субъектов, которые хотят осуществить предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности.

3. Принцип единого экономического пространства, о котором так говорится в Конституции РФ: «в Российской Федерации гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств». Ограничения могут ввести только в соответствии с федеральным законом, если это необходимо, для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.


4. Принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В соответствии с Конституцией РФ в нашей стране гарантируется поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности. В Конституции РФ установлен и запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Этот принцип получил развитие в законодательстве о конкуренции, о естественных монополиях.

5. Принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом. Предприниматель, который стремится получить максимальную прибыль, иногда может не учитывать интересы государства и общества в целом. Чтобы этого не происходило, нужно согласовать интересы предпринимателей и общества. Сделать это позволяют различные меры государственного регулирования предпринимательства. Такие меры бывают прямыми, т.е. директивными и косвенными, т.е. экономическими. Прямое государственное регулирование – это установление требований, которые предъявляются к предпринимательской деятельности. Например, установление запретов, применение мер ответственности. А косвенное – это предоставление льгот при налогообложении и кредитовании.

6. Принцип законности. Предпринимательская деятельность должна осуществляться при строжайшем соблюдении законодательства, т.е. государством должна быть обеспечена законность в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по отношению к субъектам предпринимательской деятельности.

Заключение

Предпринимательство – это особый вид экономической деятельности, т.к. его первоначальный этап связан только с идеей - результатом мыслительной деятельности, который в дальнейшем принимает материализованную форму.

Для предпринимательства характерно обязательное наличие инновационного момента:

1. Производство нового товара;

2. Смена профиля деятельности;

3. Основания нового предприятия;

4. Новая система управления производством, качеством;

5. Внедрение новых методов организации производства, новых технологий.

Субъект предпринимательской деятельности - это предприниматель, но он не единственный субъект, потому что вынужден взаимодействовать с потребителем. А потребитель - это контрагент, т.е. лицо или учреждение, берущее на себя определенные обязательства по договору, или же государство, которое в различных ситуациях будет выступать в качестве помощника или противника.