Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности(Характеристика института рекламы в Российском законодательстве).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время реклама во всех отраслях общественной деятельности имеет немаловажное значение и государство оказывает этому колоссальную поддержку, так как рекламный рынок сегодня – важная сфера национальной экономики, обеспечивающая рабочими местами большее количество населения, основной источник выживаемости средств массовой информации, поддерживающий их цену для потребителей на низком уровне, важная составляющая культурной жизни общества. Ведь в рекламе, а соответственно в защите и правовом регулировании нуждаются товары, физические и юридические лица, интеллектуальная собственность.

Нормы права, регулирующие рекламную деятельность появились в России относительно недавно – около 25 лет назад. Этого периода недостаточно для формирования стабильной системы взаимоотношений потребителя и рекламодателя. Тогда как иные сферы государственного управления и российского бизнеса для достижения высоких результатов проходят гораздо более долгий путь.

Понятие рекламы было дано в ранее действовавшем Федеральном законе от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ «О рекламе», однако новое законодательство о рекламе содержит более четкую формулировку, введены новые понятия. Так, в частности, расширен перечень определений, которые, с одной стороны, стали проще для понимания, с другой - распространяются на все понятия современной жизни, нуждающиеся в рекламе. Если в Федеральном законе от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ «О рекламе» понятие рекламы ограничивалась информацией о физическом или юридическом лице, виде деятельности, товарах, идеях и начинаниях (рекламной информацией), то новый Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» вводит новое определение рекламы.

Объектом исследования настоящей курсовой работы является рекламная деятельность в Российской Федерации.

Предмет исследования — правовое регулирование рекламной деятельности.

Целью работы является определение основных понятий и аспектов правового регулирования рекламной деятельности в России.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. Рассмотреть основные понятия рекламы.
  2. Изучить специальные требования к отдельным видам рекламы
  3. Выявить основные понятия в сфере рекламной деятельности и ее правового регулирования
  4. Рассмотреть государственное регулирование рекламной деятельности и другие задачи, поставленные автором данной работы.

Правовую основу данной курсовой работы составили: Конституция Российской Федерации, Гражданский Кодекс Российской Федерации и другие федеральные законы и подзаконные акты, содержащие нормы законодательства.

Теоретической базой работы явились труды ученых в области предпринимательского и рекламного права, законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, учебная, научная и методическая литература, а также интернет ресурсы.

Глава 1. Характеристика института рекламы в Российском законодательстве

1.1. Основные понятия рекламы

Федеральный закон от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если ее распространение осуществляется на территории Российской Федерации[1].

Под рекламой следует понимать информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования являются товары, средства индивидуализации юридического лица, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности или какое-либо мероприятие будь то конкурс, фестиваль, на привлечение внимания к которым и направляется реклама.

Общие требования к рекламе:

  • распознаваемость рекламы;
  • распространение на русском языке;
  • наличие у рекламодателя лицензии, если его деятельность подлежит лицензированию;
  • наличие пометки «подлежит обязательной сертификации» при рекламе товаров, в отношении которых установлено требование их обязательной сертификации, добросовестность, достоверность, этичность рекламы.

Распознаваемость рекламы — информация воспринимается именно как реклама независимо от формы, способа ее распространения и независимо от наличия или отсутствия специальных знаний у потребителей. Законом о рекламе установлено правило об обязательном предварительном уведомлении о том, что предлагаемая информация носит рекламный характер. Один из вариантов такого сообщения-пометка «на правах рекламы». Рекламная продукция должна распространяться на русском языке. Исключение составляют случаи, когда радио- и телевещание, распространение печатных изданий ведутся исключительно на государственных языках республик, родных языках народов России и иностранных языках. Если деятельность подлежит лицензированию, рекламодатель должен указать в рекламной информации номер лицензии и наименование органа, ее выдавшего. При рекламе товаров, в отношении которых установлено требование их обязательной сертификации, обязательной является пометка «подлежит обязательной сертификации».


Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются. Недобросовестная реклама-это реклама, не соответствующая действительности.

Недобросовестной признается реклама, которая:

  • содержит некорректные сведения и сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
  • порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;
  • представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак, или знак обслуживания которого схож с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены требования и ограничения;
  • является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

Реклама не должна:

  • побуждать к совершению противоправных действий;
  • призывать к насилию и жестокости;
  • иметь сходство с дорожными знаками или другим образом угрожать и препятствовать безопасности дорожного движения, а также движения железнодорожного, водного и других видов транспорта.
  • формировать негативное отношение к лицам, не использующим рекламируемый товар или осуждать таких лиц;

Не допускается использование в рекламе бранных слов, непристойных и оскорбительных образов и выражений в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной и других категорий.

Не допускается реклама:

  • товаров, производство и реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации;
  • наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества;
  • взрывчатых веществ и материалов, за исключением пиротехнических изделий;
  • органов и тканей человека в качестве объектов купли-продажи;
  • товаров, подлежащих государственной регистрации, в случае ее отсутствия;
  • товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов;
  • товаров, на производство и реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таковых.

Производство, размещение и распространение рекламы должно производится в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в ом числе с гражданским законодательством и законодательством о государственном языке Российской Федерации.


1.2. Специальные требования к отдельным видам рекламы

Специальная реклама содержит специфический набор понятий, при использовании которых происходит передача сведений, они могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация[2].

Действующий закон о рекламе не распространяется на политическую рекламу. Регулирование рекламы, связанной с реализацией прав граждан на участие в управлении государством, осуществляется специальным избирательным законодательством.

Политическая реклама — это распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц информация, направленная на привлечение внимания к политическому субъекту (результатам интеллектуальной деятельности, мероприятиям), формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на различных уровнях государственной и муниципальной власти.

Действующим законодательством подробно регулируется такой вид политической рекламы как предвыборная агитация. Политическая реклама в более широком смысле специально законом не регулируется и подчиняется общим правилам, определяющим свободу слова, свободу массовой информации, установленные законом ограничения и порядок использования этих свобод.

В качестве политического субъекта могут выступать следующие лица:

  • кандидат – лицо, выдвинутое в установленном законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата;
  • политическая партия – общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
  • общественное объединение – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения;
  • избирательное объединение – политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. При проведении выборов в органы местного самоуправления избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне.
  • инициативная группа по проведению референдума – группа участников референдума, образуемая в порядке и на срок, которые установлены Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме», в целях реализации инициативы проведения референдума.

Информирование избирателей могут осуществлять следующие субъекты:

  • •органы государственной власти, органы местного самоуправления (при этом они не вправе информировать о кандидатах, избирательных объединениях, избирательных блоках);
  • • избирательные комиссии;
  • • организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации;
  • • физические и юридические лица.

Закон устанавливает принципы информирования избирателей: объективность, достоверность, равенство кандидатов, свобода массовой информации.

Согласно статье 3 Закона о рекламе, социальная реклама -это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Таким образом, от иных видов социальную рекламу отличают цели распространения – благотворительность, обеспечение интересов государства, достижение иных общественно полезных целей.

Наиболее часто темами социальной рекламы являются охрана здоровья, безопасность дорожного движения, защита окружающей среды, выполнение гражданского долга, семья и др. В целом распространение социальной рекламы направлено на достижение нематериальных общественных благ. Косвенным результатом может быть получение материальной выгоды для общества в целом – сохранение окружающей среды, уплата налогов, сокращение расходов на здравоохранение и т. п.

В целях стимулирования распространения социальной рекламы законом установлена обязательность заключения договора на распространение такой рекламы для рекламораспространителей в пределах 5% годового объема распространяемой ими рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле-и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций).

Общепризнанно, что дети иначе воспринимают рекламу, чем взрослые, в силу особенностей психики своего возраста, отсутствия жизненного опыта и других причин. Поэтому на законодательном уровне поставлена задача защиты несовершеннолетних от отрицательного влияния рекламы. Эта задача решается с помощью установления специальных требований к рекламе в целях защиты несовершеннолетних.

В рекламе, согласно статье 6 Закона о рекламе, не допускаются:

1) дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних;