Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности(Характеристика института рекламы в Российском законодательстве).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

В соответствии со ст.1100 Гражданского Кодекса РФ одним из оснований компенсации морального вреда, независимо от вины причинителя, является вред, причиненный распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию[18].

Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законом об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно ст.14.3 КоАП РФ[19]. Невыполнение в установленный срок законного предписания, решения Федеральной Антимонопольной Службы (далее – ФАС) или его территориального органа образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренный п.2 ст. 19.5 КоАП РФ[20].

Если на момент вступления в силу Закона "О рекламе" в производстве ФАС уже находится дело, возбужденное по признакам нарушения законодательства о рекламе, то такое дело:

  • подлежит прекращению в случае, если объективная сторона этого правонарушения не предусмотрена Законом о рекламе;
  • подлежит переквалификации в соответствии со статьями Закона о рекламе и дальнейшему рассмотрению дела по существу.

Уплата штрафа не освобождает от исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В случае установления ФАС факта распространения недостоверной рекламы и выдачи соответствующего предписания Служба вправе обратиться в установленном порядке в суд или арбитражный суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы за счет рекламодателя. При этом суд или арбитражный суд определяет форму, место и сроки размещения такого опровержения.


Часть 5 ст.38 Закона о рекламе определяет, что федеральными законами за умышленное нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе могут быть установлены иные меры ответственности.

Рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных:

  • ч.2 - 8 ст.5 Закона о рекламе — требования, предъявляемые к добросовестной и достоверной рекламе;
  • ст.6 Закона о рекламе — права несовершеннолетних в рекламе;
  • ст.7 Закона о рекламе — товары, реклама которых не допускается;
  • ст.8 Закона о рекламе — требования предъявляемые при рекламе товаров при дистанционном способе их продажи;
  • ст.9 Закона о рекламе — требования, предъявляемые при рекламе проведения стимулирующих мероприятий;
  • ч.4 ст.10 Закона о рекламе — требования, предъявляемые к социальной рекламе;
  • ст.12 Закона о рекламе — сроки хранения рекламных материалов;

Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных:

  • ч.9 ст.5 Закона о рекламе — реклама в радио-, теле-, видео-, аудио - и кинопродукции или в другой продукции не должна содержать скрытую рекламу;
  • ч.10 ст.5 Закона о рекламе — запрет на размещение рекламы в учебниках, предназначенных для обучения детей по программам начального общего и основного общего образования, школьных дневниках, а также в школьных тетрадях;
  • ст.7 Закона о рекламе — запрет на осуществление рекламы товаров, которые либо изъяты, либо ограничены в обороте;
  • ст.8 Закона о рекламе — требования, предъявляемые при рекламе товаров при дистанционном способе их продажи;
  • ст.9 Закона о рекламе — требования, предъявляемые при рекламе проведения стимулирующих мероприятий;
  • ст.12 Закона о рекламе — сроки хранения рекламных материалов;
  • ст.14 Закона о рекламе — требования к рекламе в телепрограммах и телепередачах;
  • ст.15 Закона о рекламе - требования к рекламе в радиопрограммах и радиопередачах;
  • ст.16 Закона о рекламе — требования к рекламе в периодических печатных изданиях;
  • ст.17 Закона о рекламе — требования к рекламе, распространяемой при кино - и видеообслуживании;
  • ст.18 Закона о рекламе — требования к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи и размещаемой на почтовых отправлениях;
  • ч.2 ст.20 Закона о рекламе — запрет на использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций;
  • ч.6 ст.20 Закона о рекламе — запрет на распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звукового сопровождения рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств;
  • ч.1 ст.28 Закона о рекламе — требования к рекламе финансовых услуг в части отсутствия в рекламе наименования или имени лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица — наименование, для индивидуального предпринимателя — фамилия, имя, отчество);
  • ч.4 ст.28 Закона о рекламе — требования к рекламе услуг, связанных с осуществлением управления, включая доверительное управление, активами;

Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение всех вышеуказанных требований только в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Государственный контроль за соблюдением рекламного законодательства возложен на Федеральную антимонопольную службу. Регламентирован порядок рассмотрения Федеральной антимонопольной службой дел по признакам нарушения законодательства о рекламе и принятия по ним соответствующих решений.

3.2. Пути совершенствования Российского законодательства в области рекламной деятельности

Экономическое и социальное значение рекламы, как старейшей маркетинговой коммуникации, сложно недооценить - достаточно лишь вспомнить хрестоматийное выражение о том, что «реклама – двигатель торговли». Однако это понимание сформировалось не сразу, а стало результатом длительной эволюции правового понимания рекламных отношений, которая, имела отличительные черты, в зависимости от конкретной страны, а точнее от степени ее экономического развития.

Развитие законодательного регулирования рекламной деятельности в России берет свое начало уже в постсоветское время и стремительно развивается вместе с развитием рыночных отношений. На сегодняшний день существует множество источников законодательного регулирования в сфере рекламы: Конституция РФ, международные нормативные правовые акты, кодифицированные нормативные правовые акты (ГК РФ, КоАП РФ, УК РФ), ФЗ «О рекламе», другие федеральные законы, подзаконные нормативные правовые акты. Российская Федерация представляет романо-германское правовую систему, право выступает в виде норм, имеющих законодательное выражение (в виде закона или кодекса), а правоприменитель лишь сравнивает конкретную ситуацию с общей нормой и в ней находит решение дела. За прошедшее с начала формирования законодательства о рекламе и рекламной деятельности в РФ время, законодатели выстроили огромный массив норм, при том, что законодатель идет двумя путями: с одной стороны, пытаясь объединить правовые нормы в од- ном Законодательном акте, так как в Закон «О рекламе» включили нормы содержащиеся в разных нормативных актах, а с другой стороны создание новых законодательных актов на первый взгляд не касающихся рекламы[21].


В первый Федеральный закон «О рекламе» от 1995 года № 108- ФЗ был внесен ряд уточняющих изменений. В связи с чем развитие рекламы в нашей стране и экономики в целом потребовали пересмотра данного закона, и был принят Федеральный закон «О рекламе» № 38-ФЗ, начавший свое действие с 01 января 2007 года.

Закон № 38-ФЗ более жесткий и более понятный в правовом отношении.

По сути он является рекламным кодексом, так как в нем собраны все отраслевые нормы ограничений, которые раньше были разбросаны по разным федеральным законам. В нем прослеживается тенденция к постепенному сокращению рекламы[22].

В нем расширился перечень определений и дополнений, более понятных современному человеку и распространившихся на все понятия современной жизни, нуждающиеся в рекламе. Также понятие рекламы рассматривается в этом законе в более широком трактовании «как информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и продвижение его на рынке».

Документ регламентирует общие требования к рекламе, способы ее распространения, ограничивает рекламу отдельных видов товаров, а также определяет основы саморегулирования и государственного контроля в этой сфере и уточняет ряд понятий.

Отношения, возникающие в процессе производства, распространения и размещения рекламы могут регулироваться также иными нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ[23].

Внесены, также важнейшие поправки, связанные с современной экономической ситуацией. В настоящее время в защите и в правовом регулировании нуждаются не только физические и юридические лица, но и интеллектуальная собственность. В современном законе содержится понятие «объект рекламирования» для закрепления названных изменений и рассматривается как товар, средства его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности или мероприятие, направленное на привлечение внимания к которому направлена реклама.

Законом также закреплены субъекты рекламной деятельности. Что касается понятия «рекламопроизводитель», то оно в законе практически не изменилось. Это лицо, осуществляющее приведение информации в готовую для распространения форму в виде рекламы. Также в новом законе содержится понятие «рекламодатель». Это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, не противоречащим действующему законодательству, в любой форме и с использованием любых средств. Потребителями рекламы выступают лица, на привлечение внимания которых направлена реклама к объекту рекламирования.


Наиболее часто нарушают законодательство рекламораспространители и рекламопроизводители, тогда как рекламодатель, лицо которому собственно и необходима реклама, может даже и быть не в курсе, что заказанный им рекламный продукт что-либо нарушает. Это указывает на необходимость усиления контроля за деятельностью субъектов рекламы. Каким бы очевидным не казалось следующее утверждение, но рекламораспространители и рекламопроизводители должны знать «правила игры» – законодательные нормы, по которым осуществляется их деятельность. В настоящее время государство не предъявляет никаких дополнительных требований для получения статуса субъекта рекламы, любой, кто осуществляет соответствующую деятельность, например, распространяет рекламу в любой форме, -уже признается субъектом со своими правами и обязанностями. Данный вопрос, безусловно, требует дальнейшей проработки и совершенствования со стороны законодательных органов.

При рассмотрении разных способов регулирования их надо анализировать в неотрывности друг от друга. Например, возрастающее количество обращений потребителей в суды и другие инстанции с целью защиты своих прав, является следствием коренного изменения самого подхода к этой проблеме. В Западных странах это выражается в новой политике саморегулируемых организаций, от «пусть сам покупатель будет бдителен», к «продавец будь бдителен». Этот подход позволяет членам саморегулируемых организаций избежать множества исков исправляя рекламные объявления до их публикации. Также в таких странах как к примеру Соединенные Штаты Америки при постоянном увеличении сумм, требуемых потребителем с продавца в качестве компенсации морального вреда, побуждая саморегулируемые организации усиливать контроль за деятельностью своих членов во избежание больших материальных потерь с их стороны и следовательно подрыва репутации самой организации.[24]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе были рассмотрены по мнению автора, наиболее значимые области рекламной деятельности, такие как правовые отношения в сфере рекламы, а также ответственность, предусмотренная за нарушение рекламного законодательства как физическими, так и юридическими лицами.

Хотелось бы отметить, что развитие рыночных отношений немыслимо без рекламы. Реклама в нашей стране стала необходимым условием функционирования предприятий различных форм собственности. Она затрагивает интересы миллионов людей и является неотъемлемой частью их жизни. Из всего набора рыночных инструментов российский бизнес быстро освоил и стал широко использовать рекламу. Это связано с тем, что в системе маркетинговых коммуникаций реклама является наиболее доступным методом стимулирования продаж.