Файл: Порядок проведения приватизации (Определение порядка приватизации имущества).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М.Т. Абаев понимает процесс приватизации как особый способ приобретения права частной собственности, он пишет: «для целей гражданского права ключевым в понятии приватизации является определение приватизации именно как возмездного отчуждения имущества, находящегося в публичной собственности в собственность физических и (или) юридических лиц»[20], то есть автор ведет речь об особом основании прекращения и возникновения права собственности.

Исходя из вышеизложенного, следует, что в юридическом аспекте термин «приватизация» необходимо отличать от понятия «приватизационные сделки». Такое разграничение можно трактовать как приватизация в узком и широком смысле. В широком смысле приватизация приведена в работах многих российских авторов. Так, А.Д. Радыгин, анализируя теоретический аспект приватизации, считает: «определение приватизации в широком смысле включает не только приватизацию в собственном смысле, но и процесс модификации управления государственным предприятием без отчуждения имущественных прав на основе подряда, аренды и других договоров»[21].

А.В. Кашанин также говорит о приватизации в широком смысле и рассматривает её как «сокращение сферы влияния государства, передачу неких областей общественных отношений в частные руки».

Что же касается приватизации в узком смысле, то под ней понимается «процесс продажи (передачи) имущества государственных и муниципальных предприятий в частную собственность (физическим и негосударственным юридическим лицам) полностью или частично»[22]. То есть можно заключить, что «приватизация» в узком смысле представляет собой активное действие, целью которого является переход имущества в частную собственность.

О.Ю. Скворцов выдвигает сходное толкование данного явления: «приватизация как процесс есть совокупность мероприятий административно-правового и гражданско-правового характера, в результате которых право собственности на приватизируемое имущество переходит от государства к юридическому или физическому лицу»[23].

Исходя из вышеизложенного, приватизация в ее юридическом значении авторами трактуется по - разному: как правовой институт, как порядок передачи имущества, как особое основание возникновения и прекращения права собственности. Но всё это лишь разные стороны единого явления - приватизация.

Таким образом, юридическое понимание приватизации в узком смысле значительно ýже его экономического содержания. Именно поэтому широкое определение термина «приватизация» можно встретить, прежде всего, в юридической литературе. Но не смотря на это, вряд ли можно однозначно говорить о том, что играет превалирующую роль - узкая или широкая трактовка данного процесса. Лишь комплексное понимание приватизации может позволить наиболее полно раскрыть её сущность через призму характерных, как правовых, так и экономических признаков.


1.2. Развитие понятия приватизации в нормативных актах

Впервые в законодательстве понятие приватизация было дано в Законе от 24 декабря 1990 года «О собственности в СССР». Законодатель не употребил сам термин приватизация, но в статье 25 этого Закона содержалась возможность, благодаря которой государственные и муниципальные предприятия, здания, сооружения и иное имущество могли быть отчуждены в частную собственность граждан и юридических лиц в порядке и на условиях, установленных законодательными актами РСФСР и республик[24].

В современном российском законодательстве приватизация стала предметом правого регулирования в Законе РСФСР от 3 июля 1991 года «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», где в статье 1 говорилось: «приобретение гражданами, акционерными обществами у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий; долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ) является приватизацией. Такое законодательное определение имело существенные недостатки, так, например, отчуждение данной собственности путем внесения государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставной капитал создаваемых и действующих обществ выпадало из сферы действия упомянутого выше закона, а регулировалось подзаконными актами»[25].

Данный термин претерпел существенные изменения в ФЗ от 21 июля 1997 г. «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ». В статье первой говорилось, что под возмездным отчуждением государственного или муниципального имущества в собственность физических и юридических лиц понимается приватизация.

Ныне действующий Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», также дает в первой статье легальное определение, которое немногим отличается от законодательной дефиниции 1997 года. В соответствии с данным правовым актом под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Предложенное законодательное определение носит прежде всего декларативный характер, так как в законе не раскрываются его сущностные признаки, поэтому более подробно остановимся на анализе дефиниции, предложенной законодателем.


В соответствии со статьей 214 ГК РФ государственной собственностью является федеральная собственность (имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации) и собственность субъекта РФ (имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам). Статья 215 ГК РФ гласит: «имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью»[26]. И Гражданский кодекс, и ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» содержит термин «имущество», который является весьма широким понятием и включает в себя как движимое, так и недвижимое имущество. Положение законодательной дефиниции не определяют, какое именно имущество может быть приватизировано, а лишь указывает на его принадлежность РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям. Но обращаясь к статье 3 ФЗ о приватизации, где дан перечень имущества, не попадающий под сферу действия данного Закона, можно определить имущество, отчуждаемое в соответствии с данным нормативным актом. Так, например, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические, земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы, движимое имущество будут отчуждаться в соответствии с нормами вышеназванного Федерального закона.

Приватизация осуществляется посредством отчуждения. Само понятие «отчуждение» было известно ещё римским правоведам, которые использовали его в нескольких значениях[27], в том числе и в качестве основания прекращения права собственности на землю. Например, Д.В. Дождев пишет: «в самом узком смысле под приватизацией понималось отчуждение другому лицу, т.е. тот случай, «когда кто-либо переносит принадлежащее ему право на другое лицо или устанавливает какое-либо право, которое ограничивает свое собственное»[28]. В более широком смысле отчуждение использовалось для обозначения отказа. В работе О.С. Иоффе сказано: «выражение воли управомоченного лица, которым он желает достигнуть прекращение принадлежащего ему права без переноса его на другое лицо»[29].

В России же понятие «отчуждение» получило свое законодательное закрепление лишь в 19 веке, но фактически такое отчуждение осуществлялось значительно раньше.


Несмотря на то, что термин "отчуждение" используется широко, и не только в научной литературе, но и в законах, законодатель не закрепил легального определения этого понятия. Поэтому обратимся к некоторым положениям ГК РФ, анализируя которые можно сделать вывод, что отчуждение так или иначе связано с прекращением права собственности (п. 1 ст. 235 ГК РФ), в отдельных случаях термин "отчуждение" приравнивается к понятию "продажа" (п. 2 ст. 93 ГК РФ), а также отчуждение возможно в силу закона или на основании договоров купли-продажи, мены, дарения и др. (п. 2 ст. 218, п. 2 ст. 235 ГК РФ и др.).

Законодатель также особо обращает наше внимание на то, что такое отчуждение должно быть возмездным. Это весьма принципиальное положение, так как в некоторых случаях приватизация осуществляется на безвозмездной основе, что является исключением из общего правила (например, ст. 1 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").

В соответствии с гражданским законодательством в самом общем виде под возмездностью понимается получение платы или иного встречного предоставления одним субъектом от другого субъекта, при отчуждении имущества первым (п. 1 ст. 423 ГК РФ). Законным средством платежа при совершении отчуждения государственного и муниципального имущества признается валюта Российской Федерации, а в случае продажи такого имущества за пределами территории России в качестве средства платежа может быть использована валюта иностранных государств.

Собственниками приватизированного имущества становятся физические или юридические лица.

Анализ законодательного определения приватизации, данного в статье первой действующего ФЗ позволяет сделать следующие выводы:

1. Приватизация - активное действие, осуществляемое посредством отчуждения;

2. Такое отчуждение может быть проведено как на платной, так и на бесплатной основе (в случаях, предусмотренных законом);

3. Объектами приватизации может быть только то имущество, которое находится в государственной или муниципальной собственности;

4. Определен круг субъектов, которые могут стать собственниками приватизированного имущества.

2. СПОСОБЫ И ПОРЯДОК ПРИВАТИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА


2.1. Способы приватизации имущества

Приватизация представляет собой предусмотренный законодательством комплекс мер, направленных на отчуждение на возмездной основе государственного и муниципального имущества одним из способов, предусмотренных ст. 13 Федерального закона №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (ФЗ-178), указанных в порядке их значимости. Как правило, переход от одного способа к другому происходит, если предыдущий способ не был реализован или не может быть использован. К примеру, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия может быть проведена только путем преобразования его в акционерное (публичное) общество или, при уставном капитале менее минимального размера, установленного ст. 26 Федерального закона «Об акционерных обществах», в общество с ограниченной ответственностью, что определяется п. 2 ст. 13 ФЗ-178.

Одним из самых распространенных способов приватизации имущества является аукцион, т.е. проведение торгов, где победителем признается участник, предложивший более высокую цену. В отличие от норм законодательства Республики Беларусь и Республики Казахстан, допускающих победу на аукционе одного участника, российский закон о приватизации признает такой аукцион несостоявшимся. Аукционы по форме подачи предложений цены могут быть открытыми (предлагаемая цена заявляется открыто в ходе проведения торгов) и закрытыми (предлагаемая цена подается в запечатанных конвертах). Вторая форма подачи предложения, в связи с отсутствием публичности, может привести орган, уполномоченный на реализацию имущества, к злоупотреблению своим положением. Так, руководитель «Агентства по продаже муниципальных земель и недвижимости», создавая преимущества определенным лицам, реализовал с нарушениями 162 объекта муниципальной собственности, расположенных в городе Владивостоке.

Определяемый ст. 19 ФЗ-178 специализированный аукцион является разновидностью аукциона, где на открытых торгах все победители получают акции открытого акционерного общества по единой цене за одну акцию. Такие аукционы могут быть межрегиональными и всероссийскими. В соответствии со ст. 23 ФЗ-178 публичное предложение применяется, если аукцион признан несостоявшимся. Проводится аукцион в открытой форме последовательным снижением цены. Цена имущества определяется в размере от половины («цена отсечения») до полной стоимости начальной цены аукциона. Если имущество не реализовано и таким способом, то оно реализуется согласно положений ст. 24 ФЗ-178 продажей без объявления цены, т.е. цена устанавливается самим участником.