Файл: «Международное частное право в нотариальной деятельности».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В России, по общему правилу, персональным правом физического лица считается закон страны, гражданином которой является физическое лицо (п. 1 ст. 1195 ГК РФ), а персональным правом юридического лица - закон страны, в которой создано юридическое лицо (п. 1 ст. 1202 ГК РФ). Помимо общих норм, существует ряд других положений, определяющих, в зависимости от реальной ситуации, особенности права, которое должно применяться при определении правового статуса лиц, находящихся в гражданском обороте (ст. 67 Гражданского кодекса).

В своих отношениях с иностранным элементом нотариус в любом случае применяет и использует иностранное право, основанное как на Гражданском кодексе, так и на международных договорах, для определения статуса иностранного лица. В частности, в соответствии со статьей 23 Минской конвенции дееспособность физического лица определяется законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой является это лицо, дееспособность лица без гражданства определяется законодательством страны, в которой это лицо имеет постоянное место жительства, а дееспособность юридического лица определяется законодательством государства, законами которого это юридическое лицо создано.

Те же требования предъявляются и к доверенности, предусмотренной статьей 40 Минской конвенции, поскольку форма и срок действия доверенности определяются законодательством Договаривающейся Стороны, на территории которой выдана эта доверенность[20, c.192].

8. Судебная практика

Практически юридический статус иностранного лица подтверждается выпиской из торгового реестра страны происхождения или другим эквивалентным доказательством юридического статуса иностранного лица в соответствии с законодательством страны его местонахождения, гражданства или постоянного местожительства. Приведем для лучшего понимания примеры из судебной практики.

9. Ограничения правоспособности иностранных лиц

В некоторых случаях законодательство ограничивает правоспособность иностранных лиц, запрещая или ограничивая их возможности по приобретению определенных объектов в собственность. Поэтому нотариусу важно обратить внимание на такие ограничения, установленные в федеральных законах. Приведем для примера несколько таких случаев.

Во-первых, в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» установлен ряд ограничений на совершение сделок в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО). В частности, к участию в приватизации недвижимого имущества, являющегося государственной или муниципальной собственностью и находящегося на территории ЗАТО, и совершению сделок с ним допускаются граждане РФ, постоянно проживающие на данной территории, и юридические лица, расположенные и зарегистрированные на данной территории. Участие граждан и юридических лиц, не указанных выше, в совершении данных сделок допускается только по решению органов местного самоуправления ЗАТО, согласованному с органами государственной власти субъектов РФ и федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся предприятия и (или) объекты, по роду деятельности которых создано ЗАТО[7].


Кроме того, граждане, приватизировавшие занимаемые ими жилые помещения, и собственники жилых домов, находящихся на территории ЗАТО, вправе продавать, сдавать в аренду эти помещения и дома и совершать с ними иные сделки с гражданами, постоянно проживающими или работающими на территории ЗАТО, или юридическими лицами, расположенными и зарегистрированными на данной территории, а также с гражданами РФ, получившими разрешение на постоянное проживание на территории ЗАТО.

Поэтому, поскольку иностранное лицо не может стать собственником жилого помещения на территории ЗАТО в обычном гражданском обороте, нотариус обязан отказать в удостоверении соответствующего договора.

Во-вторых, в соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды. Соответственно они не вправе приобретать земельные участки сельскохозяйственного назначения в собственность[3].

В-третьих, в качестве примера ограничений, установленных для иностранных лиц, можно привести положения законодательства о вывозе культурных ценностей. Они, конечно, касаются и российских лиц, но ближе к иностранным лицам, поскольку последние все-таки имеют целью при приобретении культурных ценностей вывезти приобретенное за рубеж на территорию своего государства.

Согласно ст. 9 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-I «О вывозе и ввозе культурных ценностей» вывозу из Российской Федерации не подлежат следующие категории культурных ценностей[8]:

- движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные в соответствии с действующим законодательством к особо ценным объектам культурного наследия народов России, независимо от времени их создания;

- движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством РФ;

- культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей РФ. По решению уполномоченных государственных органов данное правило может быть распространено на иные музеи, архивы, библиотеки;


- культурные ценности, созданные более 100 лет назад, если иное не предусмотрено данным Законом.

Иные культурные ценности, не указанные в Законе РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей», могут быть вывезены только согласно ст. 19 при наличии свидетельства на право вывоза культурных ценностей. Свидетельство на право вывоза культурных ценностей является основанием для пропуска указанных ценностей через таможенную и государственную границы РФ, поскольку без указанного свидетельства вывоз культурных ценностей запрещен[8].

Поэтому, если иностранное лицо приобретает по нотариально удостоверенному договору в собственность предметы, подпадающие под понятие культурных ценностей, то их вывоз может быть либо полностью невозможен, либо возможен после прохождения платной экспертизы и получения свидетельства на право вывоза культурных ценностей. Порядок прохождения экспертизы установлен Положением о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2001 г. N 322. Полагаем, что нотариус в рамках разъяснения последствий совершаемых иностранным лицом юридически значимых действий должен включить соответствующее положение в нотариально удостоверенный договор[12].

10. Компетенция нотариуса: общие правила определения

При определении компетенции нотариуса для совершения нотариальных действий с участием иностранных лиц следует исходить из правил национального законодательства во взаимосвязи с международными договорами России. По общему правилу иностранные лица вправе выбирать место совершения нотариального действия, нотариуса в пределах соответствующего нотариального округа или даже государства, если нотариальное действие не отнесено к исключительной компетенции определенного нотариуса. Например, доверенность либо завещание могут быть совершены по общему правилу у любого нотариуса.

Некоторые нотариальные действия могут быть совершены только у определенного нотариуса. Например, согласно ст. 39 Минской конвенции форма сделки по поводу недвижимого имущества и прав на него определяется по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой находится такое имущество.

Добавим к изложенному следующее. Главным в данном случае является не то обстоятельство, что иностранный нотариус не наделен правом совершения нотариальных действий от имени Российской Федерации, а то, что согласно п. 3 ст. 1209 ГК (ранее – ст. 165 Основ гражданского законодательства) форма сделки в отношении недвижимого имущества подчиняется праву страны, где находится это имущество, а в отношении недвижимого имущества, которое внесено в государственный реестр в Российской Федерации, – российскому праву.


Заключение

Таким образом, в заключении исследования возможно сделать ряд важных выводов.

Правила совершения нотариальных действий едины и общеобязательны на всей территории Российской Федерации. Они применяются также к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций или при наличии иностранного элемента в иной форме.

Нотариальное производство, как и судебная деятельность, подчинено законам lex forj, т.е. российскому законодательству о нотариате.

Тем не менее присутствие в правоотношении внешнего элемента придает ему ряд специфических черт:

- во-первых, это особенности определения правового статуса иностранных граждан и организаций, участвующих в нотариальном производстве и соответствующем гражданско-правовом отношении;

- во-вторых, специфику имеет использование в нотариальном производстве документов иностранного производства, равно как российских нотариальных актов – за границей т.е. международная действительность.

По существу институт нотариата – это звено, которое связывает гражданское общество и государство, поскольку он функционирует на основании частной и публичных сфер и обладает уникальной дуалистической природой.

С одной стороны, нотариус выступает как уполномоченный представитель государства, выполняет публичные функции, а с другой – он представитель свободной профессии, независимый юридический консультант сторон, что позволяет уравновешивать права граждан, организаций и государства.

Список использованных источников и литературы

Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября1994 года №52-ФЗ ( ред.от 29.07.2015) // СПС Консультант плюс.

  1. Семейный кодекс Российской Федерации (разд. VII).

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (с изменениями и дополнениями) / Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. N 30 ст. 3018.

Федеральный закона от 5 июля 2010 г. № 154-ФЗ «О Консульском уставе Российской Федерации».

  1. Закон РФ от 25 октября 1991 г. N 1807-I «О языках народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) / Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 12 декабря 1991 г., N 50, ст. 1740.

Закон РФ «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» от 12.12.1991 N 2020-1 (последняя редакция).

Закон РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (с изменениями и дополнениями) / Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 20 августа 1992 г., N 33, ст. 1915.

Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-I «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (с изменениями и дополнениями) / Текст Закона опубликован в «Российской газете» от 15 мая 1993 г. N 92.

«Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) / Текст Основ опубликован в «Российской газете» от 13 марта 1993 г.

Конвенция от 22.01.1993 «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» (с изм., внесенными Протоколом от 28.03.1997).

  1. Регламент Европейского парламента и Совета Европейского Союза 805/2004 от 21 апреля 2004 г. о введении Европейского исполнительного листа по неоспариваемым искам.

Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2001 г. N 322
«Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей»  / Собрание законодательства Российской Федерации от 7 мая 2001 г., N 19, ст. 1938.

 Гетьман-Павлова, И.В. Международное частное право. В 3 томах. Том 2. Особенная часть. Учебник для бакалавриата и магистратуры / И.В. Гетьман-Павлова. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2016. - 396 c.

Гетьман-Павлова, И.В. Международное частное право в 3-х томах. Том 3. Материально-процессуальные и процессуальные отрасли. Учебник для бакалавриата и магистратуры / И.В. Гетьман-Павлова. - М.: Юрайт, 2016. - 284 c.

 Гетьман-Павлова, И.В. Международное частное право. В 3 томах. Том 1 Общая часть. Учебник для бакалавриата и магистратуры / И.В. Гетьман-Павлова. - Москва: Машиностроение, 2016. - 380 c.

Гетьман-Павлова, И.В. Международное частное право 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата / Ирина Викторовна Гетьман-Павлова. - М.: Юрайт, 2016. - 261 c.

Доронина Н.Г. Международное частное право 5-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата / Наталья Георгиевна Доронина. - М.: Юрайт, 2017. - 952 c.

Ерпылева Н.Ю. Международное частное право: учебник. - М.: Юрайт, 2015. - 1308 c.

Ерпылева, Н.Ю. Международное частное право в 3-х томах. Учебник для бакалавриата и магистратуры / Ерпылева Наталия Юрьевна. - М.: Юрайт, 2015. - 584 c.