Файл: диплом прибыль организации механизм формирования и направления роста (на примере ООО «Кондитерская фабрика «Сокол» г. Москвы).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обеспечение необходимой величины прибыли в долгосрочном и краткосрочном периодах объясняется жизненно важными потребностями в развитии компании, удовлетворении экономических интересов ее учредителей, обеспечении интересов коллектива и общества [13].

Рассмотрим мнения о прибыли различных специалистов. Ведущие экономисты большое внимание уделяют в своих исследованиях изучению финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия. Например, известные российские авторы учебных пособий А.Д. Шеремет и Е.В. Негашев отмечают, что «…финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период» [42].

В свою очередь другие, более современные авторы, Н.Н. Селезнева и А.Ф. Ионова дают такое определение прибыли: «Прибыль – это выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности; прибыль представляет собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Прибыль – это особый

систематически воспроизводимый ресурс коммерческой организации, конечная цель развития бизнеса» [20].

О.В. Ефимова под финансовым результатом деятельности предприятия понимает прибыль, но при этом отмечает, что «… действительно конечный результат тот, правом распоряжаться которым обладают собственники». Г.В. Савицкая считает, что «…финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности»;

«…прибыль – это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции» [35].

Прибыль рассматривается как категория экономическая, результативный показатель, целевой ориентир, источник формирования разных фондов.

В качестве результативного показателя прибыль характеризует продуктивность расходования имеющихся ресурсов, изменение объемов производственной деятельности.

Прибыль, как количественный показатель, является разницей между продажной ценой и стоимостью произведенной продукции, между выручкой продаж и себестоимостью продаж.

Являясь конечным результатом деятельности компании, прибыль создает условия для расширения бизнеса, повышения конкурентоспособности этой компании.

Признаваясь ключевой экономической категорией и главной целью деятельности любой компании, прибыль отражает чистый доход и выполняет важнейшие функции [19].


Во-первых, прибыль отражает экономический эффект, который получен по результатам деятельности компании. Получение прибыли означает, что доходы больше всех расходов, связанных с деятельностью компании.

Во-вторых, у прибыли имеется стимулирующая функция. Это объясняется тем, что прибыль одновременно служит не только финансовым результатом, но и важной компонентой финансовых ресурсов компании.

Именно поэтому компания заинтересована в получении максимально возможной прибыли, потому что это служит базой для дальнейшего развития бизнеса, развития компании в целом.

В-третьих, прибыль служит одним из главных источников наполнения бюджетов разных уровней. В виде налогов она поступает в бюджеты и вместе с другими поступлениями расходуется на финансирование общественных потребностей, выполнения своих функций государством, государственных, социальные, инвестиционных, научно-технических программ и проектов.

Известны три главных источника прибыли [14]:

Первый источник формируется за счет монопольного положения компании на рынке товаров и услуг по причине производства уникальной продукции, востребованной покупателями. Поддержание этого источника на высоком уровне предусматривает регулярное обновление продукции. В этом случае учитываются такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других компаний.

Второй источник непосредственно связан с предпринимательской и производственной деятельностью компании. Эффективность его расходования зависит от учета конъюнктуры рынка и способности гибко подстраивать производство под постоянно меняющиеся условия рынка. В данном случае ключевую роль играет маркетинг в компании.

Размер прибыли в этом случае зависит:

  • во-первых, от правильного выбора направленности бизнеса компании, от грамотного выбора производимой продукции, которая востребована потребителями, и которая пользуется стабильным спросом;

  • во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своей продукции или услуг (обслуживание покупателей, цена, сроки поставки и т.д.);

  • в-третьих, от объемов производства, потому что очевидно при большом спросе необходимо мощное производство;

  • в-четвертых, от возможности влияния на снижение издержек производства;

Третий источник вытекает из инновационной деятельности компании, его использование предусматривает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов сбыта продукции и наращивание массы прибыли.


Следует подчеркнуть, что совокупный финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности компании в бухгалтерском учете выявляется на счете прибылей и убытков с помощью подсчета всех прибылей и убытков за отчетный период. Хозяйственные операции на счете прибылей и убытков отражаются по накопительному принципу, т.е. нарастающим итогом с начала отчетного периода, как правило, года.

Другим принципом определения финансовых результатов считается применение метода начисления. В этой ситуации прибыль, отраженная в отчете о финансовых результатах, не соответствует фактическому притоку денежных средств компании в результате ее деятельности. Для восстановления реальной картины о сумме финансового результата деятельности компании как приросте (или снижении) стоимости ее капитала, полученного в ходе его финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период, проводятся корректирующие расчеты.

Рассмотрим известные виды прибыли.

Виды прибыли систематизируют по конкретным признакам [33].

По источникам формирования в соответствии с НК РФ прибыль разделяют:

  • на прибыль от продажи продукции, работ и услуг;

  • прибыль от прочей деятельности [2].

По видам деятельности компании прибыль бывает от производственной, финансовой, инвестиционной деятельности.

Прибыль от производственной деятельности служит результатом производственно-сбытовой, основной деятельности в соответствии с утвержденным уставом компании.

Под прибылью от финансовой деятельности понимают косвенный эффект от привлечения капитала из внешних источников [9]. Также в процессе финансовой деятельности компанией может быть получена и прямая прибыль по результатам реализации проектов, направленных на вложения собственного капитала в иные бизнес-структуры.

Частично результат инвестиционной деятельности отражается в прибыли от прочей деятельности в виде доходов от владения ценными бумагами и депозитными вкладами, от участия в совместной деятельности с другими компаниями, от продажи имущества по завершению инвестиционного проекта. Результаты вложенных инвестиций отражаются на производственной прибыли, если инвестиции вкладываются в реальные активы по модернизации или расширению основного либо вспомогательного производства.

По составу элементов, которые составляют прибыль, различают маржинальную (валовую), прибыль от продаж, прибыль до налогообложения и чистую прибыль [17].


Маржинальная (валовая) прибыль – это положительная разница между суммой выручки-нетто и переменными затратами. Понятию «маржинальная прибыль» соответствует понятие «валовая прибыль», применяемое в отчете о финансовых результатах.

Прибыль от продаж - это разница между выручкой от продаж (за вычетом налога на добавленную стоимость) и полной себестоимостью проданной продукции.

Прибыль до налогообложения отражает финансовый результат, полученный сложение прибыли от продаж и сальдо прочих доходов и расходов.

Чистая прибыль – это прибыль до налогообложения, уменьшенная на величину налога на прибыль.

По характеру налогообложения прибыли выделяют налогооблагаемую и не облагаемую налогом прибыль. Такое разделение прибыли играет значимую роль в формировании налоговой политики субъекта хозяйствования, поскольку позволяет оценивать произведенные хозяйственные операции с позиции их результативности. Состав доходов, которые не учитываются при расчете налоговой базы, определен в ст. 251 гл. 25 НК РФ [2].

По характеру инфляционной очистки прибыли следует различать номинальную и реальную прибыль. Реальная прибыль демонстрирует величину номинально полученной прибыли за исследуемый период, скорректированной на индекс инфляции.

По периоду формирования выделяют прибыль предшествующего периода, прибыль отчетного периода и планируемую прибыль.

По характеру использования в составе прибыли, которая остается в распоряжении собственников компании после уплаты налогов, выделяют потребляемую и капитализированную части. Капитализированная прибыль – это та часть прибыли, которая направляется на финансирование бизнеса, а потребляемая прибыль – это та ее часть, которая идет на выплату владельцам компании, ее персоналу либо на иные цели [23].


      1. Механизм формирования и распределения прибыли

Прибыль современные компании получают главным образом от продажи продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных средств, коммерческая деятельность на финансовых и валютных биржах и т.д.) [11].

Прибыль является частью чистого дохода, который компании получают после продажи продукции.

Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты соответствующих налогов) и полной себестоимостью проданной продукции.

Значит, чем больше компания продает рентабельной продукции, тем больше она получит прибыли, тем стабильнее ее финансовое положение.

Формирование и расходование прибыли компаний в нашей стране регулируется нормативными документами, которые можно разделить на следующие группы: законодательные акты, принимаемые Государственной думой России, указы Президента и постановления правительства страны, нормативные документы Министерства финансов РФ, нормативные документы иных ведомств и министерств.

Главными нормативными и правовыми актами, которые регулируют производственно-хозяйственную деятельность компании, в первую очередь, является: Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон

№402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете» [1, 2, 4].

На государственном уровне общее методологическое руководство бухгалтерским учетом производится Правительством РФ. Приоритетное право регулирования бухгалтерского учета предоставлено Министерству финансов, которое проводит разработку и утверждение национальных стандартов, методических указаний по бухгалтерскому учету отдельных операций, имущества, обязательств, доходов, расходов. Нормативные акты, утвержденные Министерством финансов, составляют базу системы нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета и признаются обязательными к исполнению на территории нашей страны.

Гражданский кодекс РФ регулирует правоотношения, которые складываются в ходе хозяйственной деятельности, базирующихся на праве собственности имущественных, договорных, и иных обязательствах участников предпринимательской деятельности [1].

В связи с тем, что бухгалтерский учет отражает всю деятельность компании, то, он базируется на нормах гражданского права, которые регулируют право собственности, заключения договоров, возникновения и исполнения обязательств.