Файл: диплом прибыль организации механизм формирования и направления роста (на примере ООО «Кондитерская фабрика «Сокол» г. Москвы).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 123

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Прибыль компании создает основу экономического развития всего государства. Механизм перераспределения прибыли хозяйствующих субъектов через налоговую систему позволяет наполнять доходную часть бюджетов всех уровней, что дает возможность государству выполнять возложенные на него функции и реализовывать программы развития отечественной экономики.

Ключевым документом, который регламентирует формирование прибыли компании, является 25 глава НК РФ. В соответствии с ним прибылью считается [2]:

  • для российских компаний - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов;

  • для иностранных организаций, ведущих свою деятельность в нашей стране через постоянные представительства, - полученные через эти представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных ими расходов;

  • для других иностранных компаний - доходы, которые получены от источников в России.

К доходам относят:

  • доходы от продажи продукции, услуг, работ, имущественных прав;

  • прочие доходы.

При определении доходов из них исключают сумму налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю продукции, услуг, работ, имущественных прав.

Доходы определяют на основании первичных документов, документов, подтверждающих полученные компанией доходы, документов налогового учета.

В бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражают как нераспределенную прибыль (непокрытый убыток), то есть конечный финансовый результат, рассчитанный за отчетный период за минусом налогов, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.

Объектом распределения признается балансовая прибыль компании. Под ее распределением понимают направление прибыли в бюджет и по статьям использования в компании.

На законодательном уровне распределение прибыли регулируется только в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов.

Направления использования прибыли, которая остается в распоряжении компании, ее структуры использования находится в компетенции самой компании [22].

Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятия представляет собой положительную разницу между общей суммой доходов и затратами (расходами) на производство и реализацию продукции с учетом других хозяйственных операций. Механизм формирования прибыли содержится в «Отчете о финансовых результатах».


Чистая прибыль предприятия определяется путем вычитания из балансовой прибыли сумм налога на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и импорт. При этом в нее включается результат от чрезвычайных обстоятельств, рассчитанный как разность между поступлениями и связанными с этими обстоятельствами расходами. При формировании чистой прибыли учитываются операции по уплате штрафных санкций, пеней и других платежей, которые оплачиваются за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации после налогообложения.

Прибыль, которую компания получает по результатам своей деятельности, распределяется между государством и компанией [24].

Часть прибыли, предназначенная для государства, поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов, ставки которых утверждены на законодательном уровне. Порядок расчета налога на прибыль, льготы по нему также закреплены в законодательных актах.

Прибыль, которая остается в распоряжении собственников компании после уплаты налогов, является стимулом для дальнейшего расширения производства и роста результатов бизнеса компании.

Прибыль, которая остается в распоряжении компании, сначала должна расходоваться на нужды компании для расширения и дальнейшего развития, оставшаяся часть прибыли направляется на выплаты собственникам компании.

Распределению подлежит чистая прибыль. Из нее уплачиваются штрафы, пени.

Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования разных фондов и резервов компании с целью финансирования потребностей компании и развития социальных программ.

В настоящее время государством не установлены правила распределения прибыли, но с помощью предоставления компаниям налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного характера, на благотворительные цели и др. на законодательном уровне ограничивается размер резервного капитала компании, регулируется порядок создания и использования резерва по сомнительным долгам.

Распределение чистой прибыли является прерогативой внутреннего планирования в компании [26].

Порядок распределения и расходования прибыли компании фиксируется в ее уставе и определяется положением, которое действует в компании.

Согласно уставу компании, могут быть разработаны сметы расходов, которые должны финансироваться из прибыли, или создавать фонды накопления и фонды потребления.

Смета расходов, которые должны финансироваться из прибыли, предусматривает расходы на развитие производства, социальные нужды персонала компании, на материальное поощрение сотрудников и благотворительные цели.


К расходам, которые связаны с развитием производства, относят расходы на научно-исследовательские, технологические и конструкторские проекты, финансирование освоение новых видов продукции и технологических процессов, затраты по совершенствованию технологии производства, ремонта и реконструкции основных средств, затраты, связанные с техническим переоснащением производства, расширением бизнеса.

В эту же группу расходов входят расходы по погашению долгосрочных кредитов банков и процентов по ним [28].

Взносы компаний из прибыли в качестве вкладов собственников в формирование уставного капитала других компаний, средства, перечисляемые иным субъектам хозяйствования, в состав которых входит компания, также признаются использованием прибыли на развитие.

Распределение прибыли на социальные нужды предусматривает расходы по эксплуатации социальных объектов, которые находятся на балансе компании, организации и развития подсобного сельского хозяйства, проведения оздоровительных мероприятий и т.п.

К затратам на материальное поощрение относят поощрение за выполнение особо важных производственных заданий, выплату премий, расходы на оказание материальной помощи работникам компании, единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, компенсациям сотрудникам удорожания стоимости питания, и др.

Вся прибыль, которая поступает в распоряжение собственников компании, делится на две части. Первая часть участвует в процессе

накопления и используется на наращивание активов компании. Вторая часть расходуется на потребление. Вовсе не всегда всю прибыль, которая предназначена на накопление, используют полностью. Остаток прибыли, которая не израсходована на увеличение активов компании, служит резервом и может быть в дальнейшем потрачен на покрытие вероятных убытков.

В широком смысле нераспределенная прибыль, как прибыль, израсходованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет, говорят о финансовой устойчивости компании, о наличии источника для дальнейшего расширения бизнеса компании.

Основное требование, которое предъявляется к системе распределения прибыли, остающейся в компании, состоит в том, что она должна обеспечить финансовыми ресурсами потребности компании в расширенном воспроизводстве на базе оптимального соотношения между средствами, которые расходуются на накопление и потребление [12].

При определении основных направлений расходования прибыли учитывается состояние бизнес-среды, которая может принуждать к необходимости развития производственного потенциала компании.


В соответствии с этим определяются масштабы отчислений от прибыли на производственное развитие компании, средства которых используются для финансирования капитальных вложений, наращивания оборотных активов, внедрения новых технологий, перехода на прогрессивные методы труда и т.п.

Следует назвать основные принципы распределения прибыли:

  • прибыль, которая получена компанией в результате деятельности, распределяется между государством и компанией;

  • для государства прибыль поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов, ставки которых определены законодательно. Порядок расчета и уплаты налогов также устанавливаются на законодательном уровне;

  • размер прибыли компании, которая остается в ее распоряжении после уплаты налогов, не должна уменьшать ее заинтересованности в увеличении объемов производства и повышении результатов деятельности компании;

Прибыль, которая остается в распоряжении компании, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее ее дальнейшее развитие, и только в остальной части – на потребление.

В компании распределению подлежит чистая прибыль, то есть прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды.

Распределение чистой прибыли характеризует процесс формирования фондов и резервов компании для финансирования потребностей производства и развития сферы социального обеспечения коллектива компании.

Одним их важнейших направлений экономической политики государства является принятие законов и нормативных актов, которые регулируют формирование и распределение прибыли компании, как хозяйствующего субъекта [18].

Нормативные и законодательные основы такой политики обеспечивают формирование и распределение прибыли компаний различных форм собственности. К числу таких основ относят: налоговое регулирование; регулирование минимальных размеров заработной платы, регулирование механизма амортизации основных средств и нематериальных активов; регулирование размеров отчислений прибыли в резервный фонд. и др.


      1. Факторы, влияющие на размер прибыли

В процессе формирования прибыль подвергается влиянию различных факторов. Поскольку современной экономике присущи динамизм, неопределенность, риск и многофакторность, то усиливаются требования к системе управления предприятием и прибылью, требуя новых подходов к ее организации, методам и инструментам [14]. Поэтому изменение в динамике прибыли дает сигнал о необходимости принятия управленческих мер,

направленных на выявление фактора воздействия и его устранение, если он носит негативный характер, либо использование его как резерва увеличения прибыли, если фактор позитивный. Для эффективного управления факторы необходимо классифицировать. Традиционный подход к классификации предполагает деление факторов на внешние и внутренние, что демонстрирует рисунок 1.

Рисунок 1 – Факторы, влияющие на прибыль

С точки зрения управляемости внутренние факторы, как отражающие результаты деятельности предприятия, поддаются управленческому воздействию и позволяют моделировать хозяйственные процессы с целью повышения прибыльности [32]. При этом часть внутренних факторов объединяют в подгруппу основных, к которым относят:

  • рост объемов продаж, который в свою очередь зависит от того насколько конкурентоспособна продукция, как быстро она обновляется, каков ее ассортимент, имеется ли послепродажное или сервисное обслуживание, удовлетворяет ли потребителя качество продукции и уровень цен и др.;

  • себестоимость продукции, оказывающую непосредственное влияние на размер прибыли, поскольку прибыль формируется в процессе производства. Именно в себестоимости необходимо искать резервы ее повышения. Эффективным инструментом управления затратами и прибылью может служить управленческий учет, который пока еще не в достаточной мере используется российскими предприятиями;

  • воздействие фактора цены, на прибыль, при прочих равных условиях, определяется удельным весом валовых расходов в структуре цены. Чем он ниже, тем больше прибыль и наоборот повышение удельного веса валовых расходов приводит к снижению прибыли;

  • влияние структуры продукции определяется соотношением высокорентабельной, низкорентабельной и убыточной продукции. Чем выше доля высокорентабельной продукции, тем больше прибыль, поэтому очень важно оптимизировать портфель заказов, увеличивая в нем долю именно высокорентабельной продукции;

  • темпы воздействия цены и объемов продаж на прибыль, которые необходимо учитывать. Самое быстрое и эффективное воздействие оказывает цена, она может внести изменения, которые немедленно отразятся на объеме продаж, доходах, потоке денежных средств и прибыли [24].