Файл: Права и обязанности прокурора в оперативно-розыскной деятельности (Полномочия прокурора в оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Обязанности прокурора в оперативно-розыскной деятельности

Прокурор выступает от имени государства в роли субъекта, ответственного за законность и обоснованность уголовного преследования, на него возложена обязанность по реализации идеи о неотвратимости ответственности и наказания за совершенное преступное деяние [18, c. 23]. Основная обязанность прокурора в оперативно-розыскной деятельности заключается в обеспечении законности, а также в устранении нарушений закона в этой сфере. Практика показывает, что при реализации в соответствии с Законом о прокуратуре, а также Приказом №33 полномочий по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, надзирающие прокуроры выявляют грубые нарушения действующего законодательства, связанные с нарушением конституционных прав граждан.

Так, фиксируются случаи проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, без соответствующих оснований, в том числе в отношении лиц в ситуации, когда нет сведений об их причастности к совершению преступлений средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлений либо нет осведомленности об указанных деяниях. Также такие ОРМ проводятся по информации о преступлениях, по которым производство предварительного следствия не обязательно. По ходатайствам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, суды выносят решения, разрешающие проведение ОРМ, не предусмотренных Законом об ОРД [34, c. 129].

В связи с этим в настоящее время требуется принятие дополнительных мер, направленных на усовершенствование прокурорского надзора, основной целью которого является обеспечение эффективной защиты охраняемых законом интересов граждан, общества и государства.

В первую очередь это обусловлено тем, что, как правило, о необоснованности и незаконности проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, органам прокуратуры становится известно в ходе соответствующих проверок, когда ОРМ уже проводятся или проведены; разрешения для проведения ОРМ даны судом и вступили в законную силу.

Кроме того, не исключены случаи непредставления уполномоченным прокурорам в полном объеме материалов ДОУ с судебными решениями.

При этом, несмотря на простоту механизма получения судебного решения, разрешающего проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, опротестование прокурором таких решений не урегулировано законодательством об оперативно-розыскной деятельности [20, c. 48].


Во-вторых, лицо, в отношении которого проводятся ОРМ, связанные с ограничением его прав на тайну переписки и телефонных переговоров, с учетом их негласности, может узнать об этом в большинстве случаев только в ходе ознакомления с материалами уголовного дела, при предоставлении рассекреченных результатов оперативно-розыскной деятельности в органы расследования и суд, поскольку до этого момента результаты указанных оперативно-розыскных мероприятий относятся к сведениям, составляющим государственную тайну.

Таким образом, у гражданина, чьи права и законные интересы нарушены, возможности своевременно обжаловать в суд действия и решения должностных лиц и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в период производства в отношении его негласных ОРМ, практически нет, что подтверждается следующим.

Статьей ст. 9 Закона об ОРД установлен порядок, в соответствии с которым материалы об ограничении конституционных прав граждан рассматриваются уполномоченным на то судьей единолично и незамедлительно, при этом основанием для решения вопроса о проведении ОРМ является мотивированное постановление одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

По результатам рассмотрения указанных материалов судья разрешает проведение соответствующего оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан, либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление.

Прокурор в случае вынесения судом противоречащих закону решений, определений и постановлений, в соответствии с п. 1 ст. 36 Закона о прокуратуре, опротестовывая указанные решения, в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест либо протест в порядке надзора.

Заключение

В ходе проведенного исследования автором курсовой работы были сделаны следующие выводы:

Прокурорский надзор за законностью в указанной сфере правоохранительной деятельности имеет свою специфику, обусловленную особенностями законодательной регламентации и сущностью ОРД.

Деятельность прокурорских работников должна способствовать успешному проведению ОРМ, направленных на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, изобличение виновных и розыск лиц, которые скрываются от органов дознания, следствия и суда, либо уклоняются от исполнения уголовного наказания, а также розыск без вести пропавших граждан.


Прокурорская проверка законности действий и решений органов, которые осуществляют ОРД, проводится при наличии следующих поводов:

    • жалоба гражданина и обращение должностного лица на незаконные действия и решения должностных лиц органов, осуществляющих ОРД;
    • результаты изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях;
    • плановый порядок проверки в рамках указания вышестоящего уполномоченного прокурора;
    • в других случаях.

Приказ №33 указывает на необходимость руководителей прокуратур определять лиц, которые будут нести ответственность за ведение делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности.

В соответствии с требованиями Закона о прокуратуре (ст. 30) полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Как видим, ст. 30 Закона о прокуратуре носит бланкетный характер и отсылает к нормам УПК РФ и ст. 21 Закона об ОРД.

Основная обязанность прокурора в оперативно-розыскной деятельности заключается в обеспечении законности, а также в устранении нарушений закона в этой сфере. Практика показывает, что при реализации в соответствии с Законом о прокуратуре, а также Приказом №33 полномочий по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, надзирающие прокуроры выявляют грубые нарушения действующего законодательства, связанные с нарушением конституционных прав граждан.

В настоящее время требуется принятие дополнительных мер, направленных на усовершенствование прокурорского надзора, основной целью которого является обеспечение эффективной защиты охраняемых законом интересов граждан, общества и государства.

В первую очередь это обусловлено тем, что, как правило, о необоснованности и незаконности проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, органам прокуратуры становится известно в ходе соответствующих проверок, когда ОРМ уже проводятся или проведены; разрешения для проведения ОРМ даны судом и вступили в законную силу.

Кроме того, не исключены случаи непредставления уполномоченным прокурорам в полном объеме материалов ДОУ с судебными решениями.

Библиографический список

Нормативный материал


  1. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года (ред. от 21 июля 2014 года №11-ФКЗ) // Российская газета. - №237. - 1993; Российская газета. - №163. - 2014.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года №195-ФЗ (ред. от 1 мая 2016 года №139-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №1 (ч. 1). - Ст. 1; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - №18. - Ст. 2515.
  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 года №138-ФЗ (ред. от 30 декабря 2015 года №425-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №46. - Ст. 4532; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - №1 (часть I). - Ст. 45.
  4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года №174-ФЗ (ред. от 1 мая 2016 года №139-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - №52 (ч. I). - Ст. 4921; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - №18. - Ст. 2515.
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года №63-ФЗ (ред. от 1 мая 2016 года №139-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - №25. - Ст. 2954; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - №18. - Ст. 2515.
  6. Федеральный закон от 12 августа 1995 года №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ред. от 29 июня 2015 года №173-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - №33. - Ст. 3349; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - №27. - Ст. 3964.
  7. Закон РФ от 21 июля 1993 года №5485-1 «О государственной тайне» (ред. от 8 марта 2015 года №23-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - №41. - Ст. 8220-8235; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - №10. - Ст. 1393.
  8. Федеральный закон от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 28 ноября 2015 года №354-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - №47. - Ст. 4472; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - №48 (часть I). - Ст. 6720.
  9. Приказ Генпрокуратуры РФ от 15 февраля 2011 года №33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» (ред. от 9 июля 2015 года №364) // Законность. - 2011. - №5; Законность. - 2015. - №10.

Специальная литература

  1. Бондаренко В.А. Надзор за оперативно-розыскной деятельностью / В.А. Бондаренко // Законность. - 2013. - №2. – С. 30-33.
  2. Бессчасный С.А., Малюков В.А. Опротестование незаконных судебных решений о даче разрешений органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на проведение в отношении граждан оперативно-розыскных мероприятий / С.А. Бессчасный, В.А. Малюков // Законность. - 2015. - №9. – С. 7-11.
  3. Вагин О.А., Исиченко А.П., Чечетин А.Е. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный) / О.А. Вагин, А.П. Исиченко, А.Е. Чечетин. – М.: Деловой двор, 2009. – 328 с.
  4. Воронов А.Ф. О применении военными судами положений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих при рассмотрении подсудных им дел» / А.Ф. Воронов // Право в Вооруженных Силах. - 2009. - №5. – С. 63-67.
  5. Глушков М.Р. Документирование изъятия в ходе оперативно-розыскной деятельности / М.Р. Глушков // Российский следователь. - 2015. - №2. – С. 48-52.
  6. Глушков А.И., Головко Н.В. Организация взаимодействия следователя по противодействию торговле детьми и использованию рабский труд / А.И. Глушков, Н.В. Головко // Административное и муниципальное прав. - 2011. - №12. – С. 53-56.
  7. Гулягин А.Ю. Организация деятельности и управление в органах прокуратуры / А.Ю. Гулягин // Российский следователь. - 2011. - №5. – С. 30-32.
  8. Жубрин Р.В. Надзор за исполнением законов об оперативно-розыскной деятельности по делам о легализации преступных доходов / Р.В. Жубрин // Законность. - 2013. - №1. – С. 24-27.
  9. Ильин И.С., Смирнов В.А. Вопросы комплексного применения уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных средств в противодействии организованной преступности / И.С. Ильин, В.А. Смирнов // Российский следователь. - 2014. - №9. – С. 22-25.
  10. Колесников А.В. Деятельность прокурора по реализации своих полномочий при осуществлении надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности по делам о неочевидных преступлениях против личности и направления ее совершенствования / А.В. Колесников // Юридический мир. - 2013. - №10. – С. 9-14.
  11. Колоколов Н.А. Жалоба на решения и действия полиции в рамках оперативно-розыскной деятельности: судебная практика не выдерживает критики / Н.А. Колоколов // Российский следователь. - 2015. - №7. – С. 46-49.
  12. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный) / А.И. Алексеев, О.А. Вагин, Д.В. Закаляпин и др.; под ред. А.И. Алексеева, В.С. Овчинского. – М.: Проспект, 2011. – 176 с.
  13. Лазарева В.А. Долгожданные изменения в статусе прокурора (Закон от 28 декабря 2010 года №404-ФЗ) / В.А. Лазарева // Уголовное судопроизводство. - 2011. - №3. – С. 2-5.
  14. Мануков М.М. Координация прокурором борьбы с преступностью в ходе надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности / М.М. Мануков // Административное и муниципальное право. - 2014. - №9. – С. 950-954.
  15. Мануков М.М. Предмет прокурорского надзора за исполнением законов субъектами оперативно-розыскной деятельности / М.М. Мануков // Административное и муниципальное право. - 2014. - №8. – С. 838-842.
  16. Молодецкая Н.В. Организация работы прокурора отдела / Н.В. Молодецкая // Законность. - 2015. - №1. – С. 29-33.
  17. Овсянникова Ю.В. Прокурорский надзор в обеспечении прав и свобод человека и гражданина при проведении оперативно-розыскных мероприятий / Ю.В. Овсянникова // Российский следователь. - 2015. - №16. – С. 40-44.
  18. Овсянников И.В. Прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовного дела / И.В. Овсянников // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - 2012. - №4. – С. 9-14.
  19. Поляков М.П., Федулов А.Ф. Прокурорский надзор: конспект лекций. – 3-е изд., испр. и доп. / М.П. Поляков, А.Ф. Федулов. – М.: Высшее образование, 2009. – 165 с.
  20. Ряполова Я.П. Процессуальные действия прокурора по надзору за законностью и обоснованностью действий и решений на стадии возбуждения уголовного дела / Я.П. Ряполова // Российский следователь. - 2012. - №14. – С. 9-11.
  21. Смирнов М.П. Комментарии законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации и за рубежом: учебное пособие (постатейный). – 5-е изд., расширенное и перераб. / М.П. Смирнов // СПС «КонсультантПлюс», 2012.
  22. Стрельников В. Без надзора – никуда / В. Стрельников // ЭЖ-Юрист. - 2013. - №9. – С. 1, 7.
  23. Таболина К.А. О недостаточности полномочий прокурора для обеспечения эффективного надзора в стадии возбуждения уголовного дела / К.А. Таболина // Актуальные проблемы российского права. - 2014. - №6. – С. 1208-1214.
  24. Толстых А.В. О подготовке и реализации постановления прокурора на стадии возбуждения уголовного дела / А.В. Толстых // Российский юридический журнал. - 2014. - №6. – С. 142-146.
  25. Филипенко С.В. Проблемы подготовки и реализации протеста прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов / С.В. Филиппенко // Российский юридический журнал. - 2014. - №3. – С. 128-133.

Материалы судебной практики

  1. Апелляционное определение Томского областного суда от 18 июля 2014 года по делу №33-2047/2014 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  2. Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 октября 2012 года №Ф03-4586/2012 по делу №А59-1687/2012 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (ред. от 9 февраля 2012 года №3) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2009. - №4; Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2012. - №4.
  4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года №1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (ред. от 24 мая 2016 года №23) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2009. - №4; Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2016. - №6.