Файл: Федеральное государственное автономное бюджетное образовательное учреждение высшего образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования

Федеральное государственное автономное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «История, философия и социальные коммуникации»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

по дисциплине «Философия»

Вариант домашнего задания: Модуль 1, вариант 8

Студента: Плетнева Дмитрия Евгеньевича

Группы: РСО-201

Направление подготовки бакалавров: 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью»

Работу проверил:

Макухин П.Г., к. филос. н., доцент.

______________________

(подпись, дата)


Омск 2022

Анализ текста

«Августин о времени»

Автором данного текста является блаженный Аврелий Августин (354– 430) – «выдающийся, можно даже сказать, гениальный мыслитель, вписавший заключительные страницы в историю духовной культуры Рима и всей античности своими многочисленными трудами и заложивший мощный фундамент религиозно-философской мысли средневековья. Он был вдохновителем многочисленных и разнообразных идей и течений в области не только богословия и общей философии, но и научной методологии, этических, эстетических и историософских воззрений» [1]. К сожалению, не всё, связанное с творчеством этого автора, можно принимать без оговорок. Одним из наиболее оспариваемых направлений его авторской мысли служит представленное им в полемике с пелагианами: учение о предопределении Божьем (согласно этому учению, спасается лишь тот, кого предопределил ко спасению Бог). Возражая учению еретиков о возможности избавления человека от скверны греха практически собственными силами, блаженный отец справедливо отметил, что без содействия благодати это в принципе не выполнимо, однако, увлекшись жаром полемики, он настолько минимизировал роль самого человека, что в дальнейшем это дало почву и повод для формирования нового учения, представляющего крайность, противоположную пелагианству. Между тем, блаженный Августин по праву почитается как один из наиболее выдающихся церковных писателей вселенского масштаба [2].

Основная идея этого текста заключается в том, что автор развивает теорию психологического счета времени. Согласно Августину, время присутствует и измеряется разумом. Прошлое и будущее существуют в уме. В нашем сознании они имеют бытие особого рода: прошлое вспоминается, будущее предвидится. Прошлое не реально само по себе, оно реально только тогда, когда оно появляется в уме. Прошлое живет, так сказать, лишь настолько, насколько мы его помним. Это настолько реально, насколько это можно представить в уме. Мы несем прошлое в своих умах. Таким образом, память играет важную роль в психологическом восприятии времени Августином. Другими словами, память – это хранилище прошлого. Время для Августина – не
свойство объективной реальности, а свойство человеческого сознания [3].

        1. Что означает вечность и время по Августину?

Августин долго мучился в поисках истины по вопросу определения вечности и времени, но в результате своих длительных размышлений он заключил: «Теперь ясно становится для меня, что ни будущего, ни прошедшего не существует, и было бы точнее выражаться так: настоящее прошедшего, настоящее будущего. Только в душе нашей есть соответствующие три формы восприятия, а не где-нибудь инде (т.е. не в предметной действительности): для прошедшего есть у нас память, а для будущего – чаяние, упование, надежда («Исповедь». X. 20).

        1. Существовало ли бы, согласно Августину, время, если бы ничто не исчезало?

Автор в предложенном тексте отвечает на этот вопрос так: «если бы ничто не проходило, не было бы прошлого времени; если бы ничто не приходило, не было бы будущего времени; если бы ничего не было, не было бы и настоящего времени».

        1. Каким образом мы можем измерять промежутки времени, если времени не существует (прошлого уже нет, а будущего еще нет)?

Августин пришел к выводу что существуют некие три времени которые могут находиться только лишь в нашей душе:

  • настоящее прошедшего – память;

  • настоящее настоящего – его непосредственное созерцание;

  • настоящее будущего – его ожидание.

Философы-идеалисты время и пространство рассматривают, как априорные формы чувственного созерцания (Кант), как формы индивидуального сознания (Беркли, Юм, Мах), как категорию абсолютного духа (Гегель). Материализм же, напротив, подчеркивает объективный характер времени и пространства, отрицает вневременную и внепространственную реальность. Время и пространство неотделимы от материи, они являются ее атрибутами. В этом проявляются их универсальность и всеобщность [4]. Древние философы (Демокрит, Эпикур), основывались на атомистических учениях, естествоиспытатели вплоть до 20-го века сравнивали пространство с пустотой (считая его одинаковым и неподвижным всегда), а время – как такое, которое протекает равномерно. Современные ученые – физики опровергли представление о пространстве как о пустоте, и о времени, как о едином для Вселенной. Благодаря своей теории относительности Эйнштейн показал, что время и

пространство существуют не сами по себе, а находятся в тесной взаимосвязи, теряя свою самостоятельность и выступая при этом как стороны единого целого [5]. Теория относительности доказала, что течение времени и протяженность тел зависят от скорости движения этих тел. Это определение диалектического материализма.

Исходя из этого можно сделать вывод что человечество до сих пор ещё очень далеко от ответа на поставленные Августином вопросы.

Список используемой литературы

  1. Спиркин А. Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. – 736 с.

  2. Азбука веры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/. – Дата доступа: 21.05.2022.

  3. История философской мысли : учеб. пособие / [Е. А. Мезенцев и др.; под общ. ред. А. В. Нехаева] ; Минобрнауки России, ОмГТУ. – Омск : Изд- во ОмГТУ, 2017.

  4. Категории пространства и времени [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.i-po.ru/shpory/filosofia4/filosofia429.html. – Дата доступа: 31.05.2022.

  5. Альберт Эйнштейн. Собрание научных трудов. Работы по теории относительности / И. Е. Тамма , Я. А. Смородинского , Б. Г. Кузнецова. – Москва : Наука, 1966. – 275 с.