Файл: Оценка эффективности управления предприятием (Социально-психологические методы менеджмента: понятие и сущность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основная задача изменения хозяйственного механизма состоит в создании таких экономических и организационных условий труда, при которых организация будет способна выполнять все возложенные на нее функции на самом высоком уровне.

От организационно-административных методов, экономические методы руководства отличаются разработкой общих планово-экономических показателей и средств их достижения. Это, своего рода, экономический механизм в хозяйственных отношениях. В результате повышения действенности экономических рычагов и стимулов формируются такие условия, при которых трудовой коллектив и его члены побуждаются к эффективной работе не столько административным влиянием (приказы, директивы, указания и т.п.), сколько экономическим стимулированием. На основании экономических методов управления должны развиваться и укрепляться организационно-административные и социально-психологические методы, повышаться профессионализм и культура их применения.

В условиях рынка экономические методы руководства получают дальнейшее развитие, развиваются новые принципы и методы планирования экономических показателей, расширяется сфера их действия, повышается действенность и результативность экономических стимулов, тем самым позволяя каждому работнику и каждой организационной структуре использовать те экономические условия, при которых изыскивается возможность наиболее полно сочетать личные интересы с интересами компании. Использование личной экономической заинтересованности работников, переходит в разряд достижения целей, поставленных организацией, а денежное стимулирование в разряд наиболее ощутимых факторов мотивации к труду.

Содержание и специфика рычагов экономического воздействия определяются спецификой управляемой системы. В соответствии с этим в управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование, финансирование.

В современной экономике для решения экономических задач в управлении организацией широко применяются и экономико-математические методы, поскольку основным свойством экономических задач является большое число ограничительных условий и множество решений. Их экономическую сущность может выразить математическая модель, представляющая собой систему ограничительных условий, налагаемых на неизвестные переменные.

С помощью экономико-математических методов можно получить конкретные данные, характеризующие то или иное экономическое явление, и найти наиболее эффективные решения. Здесь налицо своеобразная «обратная связь»: не только математика служит развитию экономики, но и экономика способствует развитию математики. Однако в этой области пока существует определенный разрыв: потребности экономики опережают возможности математики.[10]


Исходя из усиления роли экономических методов в современной рыночной экономике, не следует ограничивать организационно-административные методы воздействия, которые направлены на выполнение напряженных плановых заданий.

3) Социально-психологический методы.Социально-психологические методы воздействия на персонал базируются на использовании закономерностей психологии и социологии. Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию работников с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.[11]

Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления. К ним относятся:

- поощрение в виде похвалы;

- методы социального планирования;

- личное убеждение;

- внушение;

- личный пример;

- методы регулирования межличностных и межгрупповых отношений;

- воздействие на моральный климат в коллективе.

Социально-психологические методы управления отличаются своей мотивационной характеристикой, определяющей направление действия. Социально-психологические методы направлены на использование методов убеждения, побуждения, склонения объекта управления к желаемым для субъекта действиям, личного примера и т.д.

По мнению Герасимовой Е.Б. «Каждый из методов демонстрирует большие возможности для руководителя в управлении поведением и сознанием людей. Так, например, метод склонения заключается в том, что субъект управления с помощью разного рода аргументов и фактов убеждает исполнителя в целесообразности выполнения задания и склоняет его действовать именно таким способом, который предлагается субъектом. Основная форма реализации – рекомендация, т. е. управляющее воздействие, которое опирается на сознание исполнителя, его моральную ответственность и исполнительскую дисциплину, опыт и профессиональную квалификацию».[12]

Метод побуждения несет в себе даже больший, чем предыдущий метод, мотивационный заряд, так как предполагает побуждение исполнителя к каким- либо действиям не столько из интересов субъекта управления, сколько из собственных потребностей исполнителя.

Формы реализации данного метода – совет и просьба. Совет – это воздействие, при котором субъект управления подсказывает исполнителю, какой выбрать путь решения проблемы, используя накопленный опыт, прецеденты, побуждая исполнителя к самостоятельным действиям, к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы. Просьба – управляющее воздействие, основывающееся на побуждении исполнителя к действиям, исходя из характера сложившихся между ними отношений. Как правило, это вежливая форма распоряжения.


Исключительно важен личный пример руководителя, демонстрирующего образцы нужного поведения, либо указывающего на примерных работников. Конечно, сам руководитель, прежде всего, должен соответствовать тем требованиям, которые он предъявляет своим подчиненным, демонстрируя единство слова и дела. Если поведение руководителя – эталон для подчиненных, то метод личного примера действует автоматически. При использовании данного метода важно учитывать, чтобы пример был доступен для освоения и использования, а сам руководитель не демонстрировал своего превосходства над подчиненными.[13]

Метод информирования направлен на целенаправленное управляющее воздействие субъекта управления на объект управления для получения желаемого результата путем отбора, обработки и распространения информации, необходимой объекту для лучшей ориентации в ситуации и выбора оптимального варианта действий для достижения результата. Особое значение в современных экономических условиях отводится личностному достоинству и уважению персонала, персонал нуждается не только в поощрении, но и в признании самоценности и значимости на конкретном предприятии.

Обеспечение четкой связи между результатами труда и его стимулированием отводится методам побуждения и поощрения.

Руководителям организаций необходимо знание психологических особенностей работников, ориентацию на развитие у них потребностей в самореализации, творчестве. Многие виды поощрения активизируют процесс дифференциации отдельных работников и требуют хорошо разработанной системы оценки индивидуального вклада, а также оценки сложившихся в коллективе взаимоотношений.

Социально-психологические методы прежде всего направлены на формирование правильного климата в организации, мотивации персонала к труду и достижении положительных результатов. Правильное руководство организацией с применением социально-психологических методов способно вывести предприятие на новый уровень управления, сформировать дружный и отзывчивый коллектив, что в конечном итоге положительным образом скажется на работе организации.

В то же время, психологические методы управления направлены на регулирование отношений между людьми путем оптимального подбора и расстановки персонала. К ним относятся методы комплектования малых групп, гуманизации труда, профессионального отбора и обучения и др.

Таким образом, подводя итоги, можно сделать вывод, что в современной организации персонал выступает одним из ключевых ресурсов для достижения целей организации. Правильный подход к управлению этими ресурсами ведет к повышению прибыльности и рентабельности предприятия, формированию устойчивого социально-психологического климата и как следствие эффективного управления организацией. Использование административных, экономических и социально-психологических методов управления персоналом в современных условиях становится все более эффективным. Современная экономика диктует четкие правила рыночной стратегии и руководство организации следует использовать все методы и принципы управления для создания эффективной организационной структуры в целях оптимизации условий труда и как следствие повышения прибыльности компании.


2 АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ НА ПРИМЕРЕ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ 90384

2.1 Принципы военного управления

Военное управление представляет собой организационную, исполнительную и распорядительную деятельность специально учрежденных государством военных органов, и является целенаправленным управленческим воздействием, осуществляемым на Вооружённые Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых законодательно предусмотрено прохождение военной службы, основанном на исполнении Конституции РФ, соблюдении федеральных конституционных и федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства РФ, воинских уставов и иных нормативно-правовых актов, которые осуществляют непосредственное руководство их жизнью, бытом и осуществлением боевой деятельности; в целях осуществления эффективного и успешного выполнения стоящих перед ними учебных, учебно-боевых и боевых задач с помощью применения специфических военных методов и средств.

По своей правовой сути военное управление является сферой государственного управления. Его осуществление производится государственными органами, структурно входящими федеральных органов исполнительной власти, а должностные лица, на которых законом возложено выполнение функций военного управления, относятся к государственным служащим, которые осуществляют выполнение возложенных на них обязанностей в интересах государства путём прохождения военной службы либо гражданской государственной службы.

Военное управление состоит из двух видов управления: административно-хозяйственного и оперативного управления.

Сущностью административно-хозяйственное управление является организация подготовки войск, осуществление подбора и расстановки кадров, установление и регулирование в правовом поле взаимоотношений между военнослужащими, осуществление материально-технического обеспечения войск (сил). Наиболее ярко выраженной особенностью военного управления является оперативное управление или управления боевыми действиями войск (сил). Основой оперативного управления является командование. Основные принципы оперативного управления: 1) единоначалие; 2) централизация управления с предоставлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных им задач; 3) твердость и настойчивость в реализации принятых решений; 4) оперативность и гибкость при реагировании на изменения обстановки; 5) личная ответственность командиров за принимаемые решения, применение подчиненных войск и результаты выполнения ими поставленных задач; 6) высокая организованность и творчество в работе командиров и штабов.


Военное управление отличается от гражданского, а его особенности находят выражение в тех принципах, на основе которых построена вся деятельность органов военного управления.

К основным принципам военного управления относятся единоначалие на правовой основе, централизация руководства, воинская дисциплина.

Под централизацией руководства при осуществлении военного управления понимается:

- установление общего и единого для всех видов Вооруженных Сил РФ и родов войск командования;

- наделение центральных органов военного управления всей полнотой прав по осуществлению руководства находящимися в их подчинении войсками; объединению и направлению в единое русло деятельность всех нижестоящих органов военного управления;

- безусловная обязательность правовых актов вышестоящих органов военной управления дня нижестоящих и подчинение последних по вертикали.

Наряду с этим, принцип централизации означает не только сосредоточение в центральных органах военного управления всех функций военного управления, но и предоставляет определенную самостоятельность и применение разумной творческой инициативы нижестоящими органами военного управления в целях самостоятельного выбора, путей и средств выполнения приказов и директив вышестоящих органов военного управления.

Обеспечение воинской дисциплины, под которой подразумевается «строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами РФ, общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ и приказами командиров (начальников)»[14] является ещё одним из важных принципов военного управления.

«Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего отечества, на его беззаветной преданности своему народу. Основным методом воспитания у военнослужащих высокой дисциплинированности является убеждение. Однако убеждение не исключает применения мер принуждения к тем, ктонедобросовестно относится к выполнению своего воинского долга». Воинская дисциплина построена на правовой основе, уважении чести и достоинства военнослужащих. Все это говорит о существовании органической связи, которая связывает между собой законность в системе военного управления и воинскую дисциплину.

Таковы основные научные принципы военного управления, которые действуя в единстве и взаимосвязи, дополняют друг друга, тем самым создавая единую систему управления.