Файл: Тема урока Тема урока Абай Кунанбаев великий мыслитель Исследовательский вопрос Почему Абая Кунанбаева называли Хаким Абай.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел: | Культура Казахстана в XIХ- начале ХХ веков | |||
ФИО учителя | | |||
Дата: | | Присутствующие | Отсутствующие | |
Класс: | | | | |
Тема урока | Тема урока: Абай Кунанбаев – великий мыслитель Исследовательский вопрос: Почему Абая Кунанбаева называли «Хаким Абай»? | |||
Цели обучения в соответствии с учебной программой | 7.2.2.2 – оценивать деятельность А. Кунанбаева как акына, мыслителя, общественного деятеля | |||
Цели урока | - оценивать деятельность Абая Кунанбаева через понятия акын, общественный деятель, мыслитель; - на основе произведений Абая Кунанбаева доказать , что поэт по праву зовется хакимом казахской степи. | |||
Термины и понятия | Акын - Народный поэт-импровизатор и певец Мыслитель - Человек, обладающий даром глубокого оригинального мышления Общественный деятель – человек, занимающийся политическими, социальными нуждами общества «Слова назидания» («Қара Сөз») - фундаментальное произведение казахского акына и просветителя Абая Кунанбаева, которое состоит из 45 кратких притч и философских трактатов | |||
Ход урока | ||||
Этап урока/ Время | Действия педагога | Действия ученика | Оценивание | Ресурсы |
Организационно-мотивационный. Оргмомент Целеполагание | Перекличка. Проверка готовности к уроку. Начать урок со слов Абая: «Смотри, не заблудись и знай, куда идти. Вот выходи сюда на верные пути, Не хвастай, коль не учен, Будь скромностью наделен. Лишь знаньем жив человек, Лишь знаньем движется век. Лишь знанье – светоч сердец» Как вы думаете, что хотел сказать автор? С помощью презентации объясните учащимся цели и критерии оценивания данного урока. | Самостоятельная работа учеников. Учащиеся говорят о том, что Абай говорил о главных ценностях человека: скромности и стремлении к учебе. Записывают тему урока | ФО: Взаимо- оценивание | Презентация. презентация |
Теоретическо-практический | Рассказ учителя с опорой на презентацию. Мы с вами знали, что Абай Кунанбаев, истинный сын Великой степи. Он автор многочисленных произведений, переводов Пушкина, Лермонтова и др. Сегодня мы сумели раскрыть Абая Кунанбаева как мыслителя и мудреца. Как вы понимаете значение слов «Великий», «Знаменитый»? Какие качества позволяют стать знаменитым в наши дни? Работа с текстом приложения 1 Задание к материалу: 1.Почему Абай считал, что у биев «нет основания требовать к себе уважения»? Какую особенность казахского общества XIX века показывает сложившаяся ситуация вокруг биев? 2.Что значит для Абая «бескорыстная преданность народу»? 3. Абай был глубоко верующим человеком, но пренебрежительно относился к муллам. Почему? 4. Что объединяла Абая Кунанбаева и Чокана Валиханова в их отношении к мусульманскому духовенству? 5.К чему призывает Абай обращаясь к народу со словами: «Почему злодеи сильны? Почему бедняки недовольны?». 6. Актуальны ли идеи Абая в современном мире? 7. Почему в настоящее время возрос интерес к изучению наследия Абая? 8. Почему его философские размышления оказались понятными далеко за пределами Казахстана? Организовать общее обсуждение: какие факты были известны, какие новые факты узнали, есть ли факты, которые вызывают у вас несогласие и т.д. Интерпретация Попросить учащихся создать синквейн о сути того о чем пишет Абай : «Жизнь это основа достатка». О чём речь в пословице этой, наверно о том, Чтоб разумом жил человек. Не жить просто так как собака и есть чтобы сладко, А чтобы достаток свой смог заработать трудом, И чтобы душа твоя не умерла за твой век Задание 3. Внимательно прочтите одно из Слов Назидания Абая Кунабаева. Слово Девятнадцатое: Дитя человеческое не рождается на свет разумным. Только слушая, созерцая, пробуя все на ощупь и на вкус, оно начинает познавать разницу между хорошим и плохим. Чем больше видит и слышит дитя, тем больше узнает. Дитя человеческое не рождается на свет разумным. Только слушая, созерцая, пробуя все на ощупь и на вкус, оно начинает познавать разницу между хорошим и плохим. Чем больше видит и слышит дитя, тем больше узнает. Слово Седьмое: невежды и кликуши Ребенок рождается на свет, наследуя два начала. Первое из них требует еды, питья и сна. Другое - тяга к познаниям. Младенец тянется к ярким вещам, берет их в рот, пробует на вкус, прикладывает к щеке. …теряет покой, спрашивая обо всем, что видят глаза и слышат уши: “Что это? Зачем это? Почему он так делает?”- это уже потребность души, желание все видеть, все слышать, всему учиться. … Не раскрыв для себя видимых и невидимых тайн вселенной, Не объяснив всего себе, человеку не стать человеком. И бытие души такого человека тогда ничем не разнится от бытия иного живого… Подумайте, к чему призывает Абай в этом «Назидании»? Почему важно стремление к познанию? Актуальны ли «Слова Назидания» Абая в наше время? | Ученики высказывают свое мнение по вопросу учителя Дескрипторы к заданию: Выявляют те черты Абая, которые отражают то, что он стоял на голову выше той среды, которая его породила. Дескриптор к заданию: Определяют важное качество характера человека. Учащиеся говорят о важности учебы для людей любого возраста, что «Слов назидания» до наших не утратили важности. | ФО: Комментарий учителя ФО: Комментарий учителя ФО. В ходе изучения текста учащиеся создают свои интеллект карты. Взаимооценивание. ФО учителя взаимооценивание | Презентация Приложение № 1 презентация |
Учебное задание | Задание 1 Подумайте, к чему призывает Абай в этом «Назидании»? Почему важно стремление к познанию? Актуальны ли «Слова Назидания» Абая в наше время? Напишите эссе «Почему Абая называли «Хаким ата» Задание 2 Заполните таблицу. Задание 3 | Учащиеся выполняют задания и отправляют учителю для проверки | ФО от 1 до 10 б | презентация |
Рефлексивно-завершающий. | | | | |
Приложение 1. Абай Кунанбаев.
Источник: История Казахстана в 5 томах. Т.3. Алматы., Атамұра., 2010 г. С. 535-540.
Демократические позиции Абая определяют и его отношение к деятельности старшин и биев. Хотя права биев и урезывались царскими властями, но в их руках еще сосредотачивалась значительная судебная власть, и казахское крестьянство, в большинстве, имело дело с ними. Решения тогдашних биев по многим вопросам полностью соответствовали интересам царских колонизаторов. Абай писал:
Перед начальством русским бий
Юлит и гнется, как лоза...
В своем подавляющем большинстве бии во времена Абая не могли себя вести иначе, потому что зачастую приобретали свое место благодаря взятке и подкупам. «А биям и старшинам, купившим свои места, нет основания требовать к себе уважения», — уточняет Абай. Пользуясь темнотой населения, его забитостью и невежством, бии всячески стремились извлечь выгоду. Они, говоря словами Абая, в основном «дурачили» народные массы. Чаяния народа были близки и понятны Абаю. В окружающих его людях, в своих близких и учениках он больше всего ценил бескорыстную преданность родному народу и защиту его интересов. Скорбя о рано ушедшем из жизни любимом сыне Абдрахмане, Абай, перечисляя достоинства его (смелость, искренность, благородство и жажду знаний), отмечает, что он «был защитником бедняков, был за честь и правду борцом».
Противоречие современного Абаю общества выразились в отношении его к духовенству. Будучи глубоко верующим, считая, что «богу присущи справедливость и любовь». Абай в то же время видел, что служители этой веры в Кзахстане – назначенные муллы были людьми, далекими от справедливости и чести. Большинство из них, как и бии, покупали свою должность и рассматривали ее как источник наживы. «вот мурз, дающих взятки и покупающих свое знание за взятки, очень много», - сокрушался он. Отношение к ярым поборником мусульманской религии у Абая явно пренебрежительное. Видя, что среди низ многие не знают даже намаза, не говоря о других тонкостях религии, Абай написал: «Я думаю, что нельза назвать казахов истинными мусульманами». Его отношение к мусульманскому духовенству созвучано с высказываниями Чокана Валиханова, который называл ярых поборников религии «вредными шарлатанами».
Видя тяжелую жизнь народных масс, Абай не ограничивался обличением несправедливости, а требовал активных действий, направленных на исправление этой несправедливости. Обращаясь к обществу, он вопрошал: «почему злодеи сильны? Почему бедняки недовольны?».