Файл: Тема урока Тема урока Абай Кунанбаев великий мыслитель Исследовательский вопрос Почему Абая Кунанбаева называли Хаким Абай.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Раздел:

Культура Казахстана

в XIХ- начале ХХ веков

ФИО учителя




Дата:




Присутствующие

Отсутствующие

Класс:










Тема урока

Тема урока: Абай Кунанбаев – великий мыслитель

Исследовательский вопрос:

Почему Абая Кунанбаева называли «Хаким Абай»?

Цели обучения в соответствии
с учебной программой

7.2.2.2 – оценивать деятельность А. Кунанбаева как акына, мыслителя, общественного деятеля

Цели урока

- оценивать деятельность Абая Кунанбаева через понятия акын, общественный деятель, мыслитель;

- на основе произведений Абая Кунанбаева доказать , что поэт по праву зовется хакимом казахской степи.

Термины и понятия

Акын - Народный поэт-импровизатор и певец

Мыслитель - Человек, обладающий даром глубокого оригинального мышления

Общественный деятель – человек, занимающийся политическими, социальными нуждами общества

«Слова назидания» («Қара Сөз») - фундаментальное произведение казахского акына и просветителя Абая Кунанбаева, которое состоит из 45 кратких притч и философских трактатов

Ход урока

Этап урока/ Время

Действия педагога

Действия ученика

Оценивание

Ресурсы

Организационно-мотивационный.

Оргмомент

Целеполагание

Перекличка.

Проверка готовности к уроку.

Начать урок со слов Абая:

«Смотри, не заблудись и знай, куда идти.

Вот выходи сюда на верные пути,

Не хвастай, коль не учен,

Будь скромностью наделен.

Лишь знаньем жив человек,

Лишь знаньем движется век.

Лишь знанье – светоч сердец»

Как вы думаете, что хотел сказать автор?
С помощью презентации объясните учащимся цели и критерии оценивания данного урока.


Самостоятельная работа учеников.

Учащиеся говорят о том, что Абай говорил о главных ценностях человека: скромности и стремлении к учебе.
Записывают тему урока



ФО:

Взаимо-

оценивание


Презентация.

презентация



Теоретическо-практический

Рассказ учителя с опорой на презентацию.

Мы с вами знали, что Абай Кунанбаев, истинный сын Великой степи. Он автор многочисленных произведений, переводов Пушкина, Лермонтова и др. Сегодня мы сумели раскрыть Абая Кунанбаева как мыслителя и мудреца.

Как вы понимаете значение слов «Великий», «Знаменитый»? Какие качества позволяют стать знаменитым в наши дни?
Работа с текстом приложения 1

Задание к материалу:

1.Почему Абай считал, что у биев «нет основания требовать к себе уважения»? Какую особенность казахского общества XIX века показывает сложившаяся ситуация вокруг биев?

2.Что значит для Абая «бескорыстная преданность народу»?

3. Абай был глубоко верующим человеком, но пренебрежительно относился к муллам. Почему?

4. Что объединяла Абая Кунанбаева и Чокана Валиханова в их отношении к мусульманскому духовенству?

5.К чему призывает Абай обращаясь к народу со словами: «Почему злодеи сильны? Почему

бедняки недовольны?».

6. Актуальны ли идеи Абая в современном мире?

7. Почему в настоящее время возрос интерес к изучению наследия Абая?

8. Почему его философские размышления оказались понятными далеко за пределами Казахстана?

Организовать общее обсуждение: какие факты были известны, какие новые факты узнали, есть ли факты, которые вызывают у вас несогласие и т.д.
Интерпретация

Попросить учащихся создать синквейн о сути того о чем пишет Абай :

«Жизнь это основа достатка».

О чём речь в пословице этой, наверно о том,

Чтоб разумом жил человек.

Не жить просто так как собака и есть чтобы сладко,

А чтобы достаток свой смог заработать трудом,

И чтобы душа твоя не умерла за твой век

Задание 3. Внимательно прочтите одно из Слов Назидания Абая Кунабаева.

Слово Девятнадцатое:

Дитя человеческое не рождается на свет разумным. Только слушая, созерцая, пробуя все на ощупь и на вкус, оно начинает познавать разницу между хорошим и плохим. Чем больше видит и слышит дитя, тем больше узнает. Дитя человеческое не рождается на свет разумным. Только слушая, созерцая, пробуя все на ощупь и на вкус, оно начинает познавать разницу между хорошим и плохим. Чем больше видит и слышит дитя, тем больше узнает.
Слово Седьмое: невежды и кликуши

Ребенок рождается на свет, наследуя два начала. Первое из них требует еды, питья и сна. Другое - тяга к познаниям. Младенец тянется к ярким вещам, берет их в рот, пробует на вкус, прикладывает к щеке. …теряет покой, спрашивая обо всем, что видят глаза и слышат уши: “Что это? Зачем это? Почему он так делает?”- это уже потребность души, желание все видеть, все слышать, всему учиться.

… Не раскрыв для себя видимых и невидимых тайн вселенной, Не объяснив всего себе, человеку не стать человеком. И бытие души такого человека тогда ничем не разнится от бытия иного живого…
Подумайте, к чему призывает Абай в этом «Назидании»?

Почему важно стремление к познанию?

Актуальны ли «Слова Назидания» Абая в наше время?




Ученики высказывают свое мнение по вопросу учителя


Дескрипторы к заданию:

Выявляют те черты Абая, которые отражают то, что он стоял на голову выше той среды, которая его породила.

Дескриптор к заданию:

Определяют важное качество характера человека.

Учащиеся говорят о важности учебы для людей любого возраста, что «Слов назидания» до наших не утратили важности.


ФО: Комментарий учителя

ФО: Комментарий учителя

ФО. В ходе изучения текста учащиеся создают свои интеллект карты. Взаимооценивание.

ФО учителя

взаимооценивание





Презентация

Приложение № 1

презентация

Учебное задание

Задание 1

Подумайте, к чему призывает Абай в этом «Назидании»?

Почему важно стремление к познанию?

Актуальны ли «Слова Назидания» Абая в наше время?

Напишите эссе «Почему Абая называли «Хаким ата»

Задание 2

Заполните таблицу.



Задание 3



Учащиеся выполняют задания и отправляют учителю для проверки

ФО от 1 до 10 б

презентация

Рефлексивно-завершающий.













Приложение 1. Абай Кунанбаев.

Источник: История Казахстана в 5 томах. Т.3. Алматы., Атамұра., 2010 г. С. 535-540.

Демократические позиции Абая определяют и его отношение к деятельности старшин и биев. Хотя права биев и урезывались царскими властями, но в их руках еще сосредотачивалась значительная судебная власть, и казахское крестьянство, в большинстве, имело дело с ними. Решения тогдашних биев по многим вопросам полностью соответствовали интересам царских колонизаторов. Абай писал:

Перед начальством русским бий

Юлит и гнется, как лоза...

В своем подавляющем большинстве бии во времена Абая не могли себя вести иначе, потому что зачастую приобретали свое место благодаря взятке и подкупам. «А биям и старшинам, купившим свои места, нет основания требовать к себе уважения», — уточняет Абай. Пользуясь темнотой населения, его забитостью и невежством, бии всячески стремились извлечь выгоду. Они, говоря словами Абая, в основном «дурачили» народные массы. Чаяния народа были близки и понятны Абаю. В окружающих его людях, в своих близких и учениках он больше всего ценил бескорыстную преданность родному народу и защиту его интересов. Скорбя о рано ушедшем из жизни любимом сыне Абдрахмане, Абай, перечисляя достоинства его (смелость, искренность, благородство и жажду знаний), отмечает, что он «был защитником бедняков, был за честь и правду борцом».

Противоречие современного Абаю общества выразились в отношении его к духовенству. Будучи глубоко верующим, считая, что «богу присущи справедливость и любовь». Абай в то же время видел, что служители этой веры в Кзахстане – назначенные муллы были людьми, далекими от справедливости и чести. Большинство из них, как и бии, покупали свою должность и рассматривали ее как источник наживы. «вот мурз, дающих взятки и покупающих свое знание за взятки, очень много», - сокрушался он. Отношение к ярым поборником мусульманской религии у Абая явно пренебрежительное. Видя, что среди низ многие не знают даже намаза, не говоря о других тонкостях религии, Абай написал: «Я думаю, что нельза назвать казахов истинными мусульманами». Его отношение к мусульманскому духовенству созвучано с высказываниями Чокана Валиханова, который называл ярых поборников религии «вредными шарлатанами».

Видя тяжелую жизнь народных масс, Абай не ограничивался обличением несправедливости, а требовал активных действий, направленных на исправление этой несправедливости. Обращаясь к обществу, он вопрошал: «почему злодеи сильны? Почему бедняки недовольны?».