Файл: Особенности профессиональной мотивации служащих организации (Эмпирическое исследование особенностей профессиональной мотивации служащих организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время происходят кардинальные социально-политические и экономические изменения в жизни общества. В условиях нестабильности деятельности различных организаций и с ростом конкуренции, значительно обострилась важность такого ресурса развития, как человеческий фактор, который существенно влияет на развитие организаций. Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, в том числе, и в профессиональной деятельности. Цели профессиональной деятельности определяются мотивами, в которых конкретизируются адекватные данной деятельности потребности. Профессиональная деятельность успешна лишь тогда, когда служащие организации мотивированы для ее осуществления, при этом мотивация служит своего рода стратегическим ориентиром в деятельности. Исследование профессиональной мотивации служащих организации, профессиональных компетенций с целью формирования трудовой мотивации и корпоративного поведения сотрудников организации имеет на сегодняшний день определяющее значение.

Актуальность исследования обусловлена причинами практического характера - сегодня в профессиональной сфере так или иначе задействована значительная часть работоспособного населения, в связи с чем эффективность деятельности любой организации зависит от профессиональных и личностных особенностей служащих, их мотивации в профессиональной деятельности, различных аспектов эффективности и прочее. Именно профессиональная мотивация и мотивированные сотрудники являются важнейшим компонентом успешности организации на рынке в условиях высококонкурентной экономики. Обеспечение высокоэффективной деятельности служащих и всей организации в целом зависит от сформированной системы позитивной мотивации, обеспечивающей желаемое поведение сотрудников – специалистов и управленцев, и необходимой для реализации целей организации.

Проблема исследования состоит в том, что, несмотря на то, что проблема профессиональной мотивации является активно разрабатываемым направлением организационной психологии, тем не менее, отмечается недостаточная научно-практическая разработанность данной проблемы, выражающаяся в том, что многие аспекты данной проблемы до сих пор не рассматривались. В современных условиях имеющейся у специалиста личной внутренней мотивации оказывается недостаточно для выполнения профессиональной деятельности и реализации целей, стоящих перед о организацией (А.А. Бодалев, В.А. Бодров, С. А. Дружилов, К.М. Гуревич, И.А. Жданов, Е.П. Ильин, Л.А. Копытова, М.А. Котик, А.В. Кокурин, А.М. Емельянов, Л.С. Нерсисян, О.А. Конопкин, А.В. Корниенко, И.В. Резанович, И.С. Бусыгина и др.).


Целью исследования выявление особенностей профессиональной мотивации служащих организации. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:

  1. провести теоретический анализ особенностей профессиональной мотивации служащих организации;
  2. раскрыть современные подходы к понятию мотивации как меры развития психологических свойств личности;
  3. рассмотреть аспекты мотивации профессиональной деятельности как основы профессиональной успешности персонала организации;
  4. проанализировать проблемы разработки эффективной системы мотивации персонала;
  5. подготовить и провести эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей профессиональной мотивации служащих организации;
  6. провести сравнительный анализ особенностей профессиональной мотивации служащих организации;
  7. сделать выводы.

Объектом исследования являются особенности профессиональной мотивации у служащих организации. Предмет исследования аспекты мотивации служащих организации, определяющие успешность профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования: имеются особенности профессиональной мотивации у служащих с высокой и низкой профессиональной успешностью.

В данной работе применялись такие научные методы, как системный подход, диалектический подход и анализ специальной литературы и методической документации по проблеме исследования.

В исследовании нами применялись следующие методические приемы:

  1. Обзорно-аналитический метод, включающий теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
  2. Эмпирический метод, содержащий комплекс психодиагностических методик;
  3. Методы математико-статистической обработки результатов исследования (t-критерий Стьюдента, программа SPSS 17.0).

Применялись следующие методики исследования:

  1. Методика В.А. Розановой «Оценка эффективности деятельности» для диагностики эффективности работы служащих организации;
  2. Опросник диагностики результирующей мотивации достижения А. Мехрабиана для определения устойчивых личностных диспозиций - стремления к успеху либо - избеганию неудачи.

В исследовании принимали участие старшие менеджеры по продажам (менеджеры сервисной зоны) филиалов торговой сети "М-видео" Исследование проводилось в г. _______ в 2017 году.

Практическая значимость исследования состоит в использовании данных материалов в деятельности психологов организации по разработке научно обоснованных тренингов и программ по развитию мотивации служащих организации, направленных на повышение успешности профессиональной деятельности и возможность эффективной деятельности в условиях кризиса.


1. Теоретический анализ изучения особенностей профессиональной мотивации служащих организации

1.1. Понятие мотивации как меры развития психологических свойств личности

На сегодняшний день важное значение имеет проблема мотивации и мотивов, поведения и деятельности, как одна из основных в психологической науке, при этом важнейшим вопросом мотивации является причинное объяснение поступков субъекта. Формирование мотивации является важным компонентом развития человеческой личности. Изучение мотивации является одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации определяется множественностью подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения [4, с. 245]. Мотивация, как сложная система, включающая определенные структуры, изучалась многими исследователями (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.Г. Асеев, Е.П. Ильин, А.А. Реан, П.М. Якобсон и др.). В определении мотивации можно выделить два подхода, широко применяемые в настоящее время [24, с. 369]:

  • в рамках первого подхода мотивация рассматривается как динамичное образование - процесс, стимулирующий и поддерживающий поведенческую активность человека на определенном уровне, необходимый для формирования мотива, как основания поступка (Е.П. Ильин, А.Г. Ковалев, В. И. Куницына и др.);
  • в рамках второго подхода мотивация представляет собой структурное образование, совокупность факторов или мотивов, детерминирующих поведение (В.А. Аверин, В.И. Ковалев, В.Д. Шадриков и др.).

Таким образом, мотивация - это совокупность всех побуждающих факторов (как личностных, так и ситуационных), определяющих активность личности и определяющих направленность ее деятельности [20, с. 317].

Побуждающие факторы можно распределить на два относительно самостоятельных класса [20, с. 318]:

  • класс потребностей и инстинктов как источников активности;
  • класс мотивов как причин, которые определяют направленность поведения или деятельности.

Как система мотивационная сфера личности включает определенную совокупность всех компонентов, а также закономерные и устойчивые связи между ними. Мотивационную сферу личности главным образом составляют потребности и мотивы [11, с. 17]. Мотивационные состояния возникают в результате многочисленных взаимодействий большого числа переменных, к которым относятся и потребности или интенсивность влечения, побудительная ценность цели, ожидания организма, доступность соответствующих реакций (то есть усвоенных моделей поведения), возможное наличие находящихся в конфликте или противоречии мотивов, а также бессознательные факторы [15, с. 24].

Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором – внешние условия и обстоятельства его деятельности, так же в первом случае говорят о мотивах, целях, намерениях, потребностях, желаниях, интересах и т. п., а во втором – о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от индивида детерминируют его поведение, называют личностными диспозициями, т.е. мотивами. Мотивы относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности [4, с. 246].

Можно говорить о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели. Мотивация представляет собой побуждение к деятельности определенным мотивом, процесс выбора оснований для определенной направленности действий. Мотивация – это команда, стимулирующая человека начать определенные действия в окружающем мире. При этом потребности, побуждения и желания рассматриваются как внутренние мотивы или поведение, а стимулы, поощрение и подкрепление рассматриваются как мотивация, возникшая из внешних источников [10, с. 3].

С позиций когнитивных теорий, те ожидания, которые относятся к планируемым результатам поведения, являются основным источником мотивации. С данной точки зрения чувства и поступки (действия) человека зависят от придаваемого значения и ожидаемых последствий. Так, сильные положительные ожидания могут подтолкнуть человека к тому, чтобы приложить больше усилий, в надежде получить определенный желаемый результат. При этом ожидаемые последствия, рассматриваемые как негативные, приведут либо к избеганию, либо к апатии [18, с. 81].


Мотивационная сфера является достаточно динамичной: значение и влияние отдельных мотивов меняется под действием различных факторов (соответственно меняется и иерархия мотивов). Как система мотивационная сфера личности включает определенную совокупность всех компонентов, а также закономерные и устойчивые связи между ними. Мотивационную сферу личности главным образом составляют потребности и мотивы. Только мотивация является детерминацией, реализующейся через психику. Мотивация представляет собой совокупность мотивов, которые определяют данную деятельность. Мотивация - процесс реализации мотивов [27, с. 502]. А.Н. Леонтьев определяет мотив следующим образом: "В самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет – свою побудительную и направляющую деятельность функцию, то есть становится мотивом" [20, с. 129].

Исследователи определяют мотивацию как один конкретный мотив, как единую систему мотивов и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии. Трактовка «мотива» соотносит это понятие либо с потребностью (драйвом) (Ж. Ньютенн, А. Маслоу), либо с переживанием этой потребности и ее удовлетворением (С.Л. Рубинштейн), либо с предметом потребности [4, с. 246]. Мотивы являются осознаваемыми и неосознаваемыми побуждениями. В том случае, если мотивы не осознаются субъектом (то есть субъект не отдает себе отсчета в том, что побуждает осуществить его ту или иную деятельность), они выступают в косвенном выражении – в форме желания, хотения, переживания. Деятельность человека направляется совокупностью мотивов [1, с. 6].

По отношению к самой деятельности мотивы подразделяются на внешние, если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, а также внутренние – если они непосредственно связаны с самой деятельностью. В основе внутренних мотивов лежат потребности человека, его эмоции, интересы. К внешним мотивам относятся цели, исходящие из ситуации (факторы среды). Внешние мотивы подразделяются на общественные (альтруистические, мотивы долга и обязанности) и личностные (мотивы успеха, оценки, благополучия, самоутверждения). Внутренние мотивы делятся на процессуальные (интерес к процессу деятельности), результативные (интерес к результату деятельности), а также мотивы саморазвития [14, с. 268].