Файл: Методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала ( Понятие рабочей нагрузки).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Понятие психофизиологии профессиональной деятельности и рабочей нагрузки. Психобиологическая адаптация к условиям профессиональной деятельности

1.1. Понятие рабочей нагрузки

1.2. Понятие психофизиологии профессиональной деятельности

1.3. Психофизиологическая адаптация персонала к условиям профессиональной деятельности

Глава 2. Методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала, распределение функций. Содержание профессиональной деятельности

2.1. Методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала, распределение функций

2.2. Виды рабочих, физических и умственных нагрузок. Методы измерения

2.3. Оценка и управление психофизиологическим состоянием работников, как метод оценки и управления профессиональными рисками

Заключение

Список используемой литературы

Рабочий ритм выступает постоянным чередованием во времени конкретных элементов трудовой деятельности и пауз между ними. Рабочий темп представляет собой число повторяющихся циклов рабочих операций за единицу времени.

При работе с низкой скоростью длительность операций изменяется в сторону увеличения или уменьшения, а распространение двигательных реакций существенно увеличивается.

При средней скорости работы длительность операции частично спадает через полчаса на фоне небольших изменений во временных реакциях.

Работа с высокой скоростью характеризуется устойчивой длительностью операций, иными словами кажущейся ритмичностью, но в то же время изменчивость временных интервалов двигательных реакций увеличивается. С высокой скоростью не происходит постепенного вступления в трудовую деятельность.

Указанный уровень трудовой деятельности оказывает позитивное воздействие на психофизиологическое состояние сотрудников, способствует ритму трудовой деятельности и поддержанию оптимального, а также помогает эффективности [9].

Таблица 4. Классификация операционных ошибок и схема анализа ошибок

Классификация операционных ошибок:

Схема анализа ошибок:

1

ошибки, связанные с организационными и техническими факторами трудового процесса;

1Непосредственно следить за отклонениями от требований к качеству продукта труда в соответствии со схемой:

описание рабочего дня

указание наиболее сложных моментов;

регистрация явлений упражнений трудовых действий;

регистрация усталостных явлений;

указание дефектов в организации работы и в инструкции сотрудников

2

ошибки из-за «личного» фактора.

2Проведите беседу с рабочими, мастерами, руководителями команд или администрацией о том, как они сами исправляют ошибки, брак в своей работе и в работе своих подчиненных;

Разработайте конкретные предложения по организации этой профессиональной деятельности и обучения в этой профессии.

Необходимо помнить, что две эти главные цели не всегда полностью совместимы. Разработчик системы или администрация должны решить, кто из них должен поставить на первое место, были ниже оптимальных.

По мере того как наше общество становится все более цивилизованным, все больше и больше сотрудников привлекает умственный, а не физический труд.


2.2. Виды рабочих, физических и умственных нагрузок. Методы измерения

Заданный темп работы оказывает положительное влияние на психофизиологическое состояние работников, способствует ритмизации работы и поддержанию оптимального уровня работоспособности. Для некоторых видов работ и для отдельных работников с учетом их личностных особенностей более предпочтительным оказывается свободно регулируемый темп, что необходимо учитывать в реальных условиях труда.

По характеру воздействия по состоянию здоровья и/или условиям трудовой деятельности [10]:

  • оптимальные нагрузки соответствуют 1-му классу условий трудовой деятельности по сложности и напряженности, сохраняется здоровье сотрудников и формируются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.
  • допустимые нагрузки — соответствуют 2-му классу условий трудовой деятельности, возможные преобразования рабочего состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают отличного воздействия в ближайшем и отдаленном периоде на здоровье сотрудников.
  • вредные нагрузки относятся 3-му классу условий трудовой деятельности по факторам сложности и напряженности, оказывают отрицательное влияние на организм сотрудников.

По характеру трудовой деятельности:

  • физическая нагрузка представляет собой нагрузку на нервно-мышечную систему и опорно-двигательный аппарат;
  • умственная нагрузка представляет собой нагрузку на систему перцепции или высшие отделы центральной нервной системы.

Физическая нагрузка. Виды физической нагрузки:

По характеру работы мышц:

  • динамическая,
  • статическая для удержания положения тела или отдельных его частей, а также исполнения конкретной трудовой деятельности.

Смешанная. В зависимости от размера мышечной массы, которая нужна для исполнения какой-либо трудовой деятельности:

  • локальная работа (нагрузка) представляет собой деятельность, в которой принимает участи менее 1/3 скелетной мускулатуры; нагрузка ложится преимущественно на мышцы пальцев, кисти и предплечий.
  • региональная мышечная работа представляет собой деятельность, в которой участвует от 1/3 до 2/3 массы скелетной мускулатуры с преимущественной нагрузкой на мышцы рук и плечевого пояса.
  • общая работа представляет собой деятельность, выполняемая более 2/3 массы скелетной мускулатуры при участии обширных групп мышц туловища и конечностей. Единые физические нагрузки, обычно, взаимосвязаны с приложением существенных сил, подъемом и перемещением груза, наклонами корпуса, трудовой деятельностью в неудобных и вынужденных позах.

Таблица 5. Оценка физической нагрузки — тяжесть труда

Операторский труд связан с управлением машинами, оборудованием, технологическими процессами. Оператором считают любого человека, который трудится в системе «человек — машина», в отличие от системы «человек — человек» [11].

У операторов преобладают сенсорные рабочие нагрузки. Для операторских профессий характерна высокая нагрузка на зрительный аппарат, связанная с восприятием малых размеров объектов отличия, трудовая деятельность с оптическими приборами: чтение и редактирование буквенной, цифровой и графической информации на экране.

Управленческая.

Управленческий труд. Профессиографическая специфика работы руководящих сотрудников говорит о том, что в этой категории доминируют факторы, обусловленные чрезмерным увеличением объема данных, дефицитом времени для ее переработки, повышением материальной значимости и личной ответственности за принятие решения. Современному бизнесмену и руководителю нужен огромный комплекс разных качеств, большой перечень знаний в области экономики, управления, техники, психологии. Данная трудовая деятельность характеризуется нестандартными решениями, нерегулярностью нагрузки, трудными межличностными отношениями, периодическим появлением конфликтных ситуаций.

Творческий труд представляет собой одну из более форм человеческой трудовой деятельности; реализуется на базе многолетней предварительной подготовки, высокой квалификации. К категории творческого труда относятся конструкторы, научные сотрудники, архитекторы, писатели, композиторы, артисты, художники. Для данной трудовой деятельности характерны интеллектуальные нагрузки, предусматривающие творческую работу, устранение трудных задач при отсутствии алгоритма, трудовую деятельности по собственной программе при ненормированном рабочем дне. Творческая работа представляет собой применение существенного объема долговременной и оперативной памяти, внимания, что увеличивает нервно-эмоционального напряжения.

Таблица 6. Оценка умственной нагрузки — напряженность труда.

Нормальная эффективность трудовой деятельности представляет собой меру напряженности в ходе трудовой деятельности, которая при производительном применении всего рабочего времени, наличии техники и высокой интенсивности трудовой деятельности сопровождается расходами физической и нервной энергии, не только не наносящими убытка здоровью, но и обеспечивающими нормальную работу всех его органов здоровья, всестороннее применении и развитие физических и умственных способностей сотрудников.


Большая активность трудовой деятельности достигается не при регулярной трудовой деятельности, а при оптимальном чередовании периодов трудовой деятельности и отдыха, которая определяется из-за модернизации работоспособности.

В зависимости от характера работы и глубины развития утомления определяется продолжительность и число перерывов на отдых. Обязательным выступает обеденный перерыв длительностью по времени от 30 мин до 1 ч. Более верным считается назначение обеденного перерыва в середине рабочего дня. В зависимости от преобразования работоспособности человека в период рабочей смены должны быть короткие регламентированные перерывы (5—15 мин) на отдых, которые помогают совершенствованию и восстановлению физиологических функций, увеличению работоспособности и увеличению производительности труда. При трудовой деятельности, которая нуждается больших физических усилий, целесообразно внедрение наиболее редких, но достаточно продолжительный перерывов (15— 20 мин). При трудовой деятельности с большим нервным напряжением нужно внедрение наиболее частых, но коротких перерывов (5—10 мин) 3—4 раза в смену, а при монотонных типах работы целесообразно введение коротких (5 мин) перерывов через каждый час трудовой деятельности [12].

Таблица 7. Методы измерения умственной нагрузки

Весьма легкий метод поручения субъективной оценки — попросить оператора назвать число на произвольной шкале, как правило, от 1 до 7 или от 1 до 100. Словесное описание привязывается к концам шкалы в качестве опорных точек. Лучшими оценками выступают те, которые получены от квалифицированных сотрудников прямо в ходе их трудовой деятельности, но если это весьма сложно, приемлемые оценки могут быть даны по памяти.

Операторам дается инструкция, согласно которой им необходимо уделять внимание, в первую очередь, главной задаче, а второстепенную устранять лишь в тех случаях, когда это никак не воздействует на их способность исполнения основной. Спад успешности устранения второстепенной задачи интерпретируется как свидетельство повышенной рабочей нагрузки, которая формируется главной задачей. Таким образом, если эта второстепенная задача может быть благополучно устранена в 80% случаев вместе с главной задачей, но лишь в 50% случаев с главной задачей, делается вывод, что задача формирует огромную рабочую нагрузку.


2.3. Оценка и управление психофизиологическим состоянием работников, как метод оценки и управления профессиональными рисками

На сегодняшний день в нашей стране идет поиск и отработка более эффективных способов оценки и управления профессиональными рисками, установление которых внедрены в ТК Российской Федерации.

Большое количество несчастных случаев на производстве, острых и хронических профессиональных заболеваний может быть разделено на три класса:

связанные с небезопасным поведением сотрудника, так называемым «человеческим фактором»,

техническим состоянием оборудования,

ошибками на предприятии трудовых процессов.

Согласно сведеньям МОТ в 96% случаев причиной аварийных ситуаций и несчастных случаев на производстве выступает сам человек. Подавляющее огромное число несчастных случаев предотвратимо. При этом 62% несчастных случаев появляется из-за неадекватной оценки или непонимания сотрудниками опасности и имеющихся рисков.

Решение технико-технологических вопросов взаимосвязано с развитием науки, проектного конструирования, тщательного соблюдения инструкций по эксплуатации, которое содержит в себе осуществление технических осмотров и применение разных типов диагностики.

Решение организационных вопросов взаимосвязано с созданием и поддержанием высокой профессиональной компетентности руководителей, а также формированием атмосферы сотрудников и руководства, использованием новых системных методов регулирования трудовыми процессами и производства в целом [13].

Устранение вопросов «человеческого фактора» также требует своих особых способов и достаточно высокого профессионализма у лиц, которые применяют данные способы в практической деятельности.

Методы профилактики по первым двум направлениям: техническому и организационному относительно известны, освоены и давно уже применяются на предприятиях. Методы профилактики «человеческого фактора» менее известны. На основании научных публикаций и практического опыта, был разработан метод профилактики по данному направлению предупреждения случаев травматизма.

Причины травматизма:

Технические.

Несовершенство технологических процессов, конструктивные недостатки оборудования, приспособлений, инструментов, несовершенство защитных устройств, сигнализаций, блокировок, нарушение правил технической эксплуатации, износ оборудования.